
Жил в одном доме старик вместе с тремя своими сыновьями. Дом их стоял возле самого болота, и земля вокруг была топкая, неплодородная.
Вот пришло время отцу умирать. Позвал он своих сыновей и говорит:
— Слушайте, сыновья! Надо вам с этого места переселяться. Болото посылает нам беды и болезни. Постройте себе дом на склоне горы, и заживёте хорошо. Но, прежде чем приступить к делу, посоветуйтесь с мудрым старцем, который живёт в лесу.
Отец умер, и братья решили, что надо им и впрямь переселяться с болота, но сначала сходить и посоветоваться со старцем.
Вот пришёл старший брат к мудрому старцу и спрашивает:
— Что нам делать? Скажи, плохо мы сделаем, если с болота уйдём и построим себе дом на склоне горы?
— Плохо, — ответил старец, не оставляя работы, которой был занят.
Печальным вернулся старший брат домой.
— Да рассказал ли ты ему о наших несчастьях? — воскликнул средний брат. — Пойду-ка я, и сам поговорю со старцем.
Средний брат пошёл в лес.
— Скажи, уважаемый, — обратился он к старцу, — как нам быть? Возле болота жить больше нет сил: беды и болезни измучили. Как думаешь, стоит ли нам уйти оттуда? Плохо ли будет, если мы построим дом на склоне горы?
— Плохо будет, — ответил старец.
Вернулся и средний брат домой невесёлым.
— Ну что же, — сказал младший брат, — теперь, видно, мой черед идти к старцу. Как он скажет — так и будет.
И он отправился в лес, к избушке старца.
— О, мудрый старец! — сказал младший брат. — Умирая, наш отец завещал нам уйти с болота, где нас измучили болезни и беды. Хорошо ведь будет, если мы построим себе дом на склоне горы. Как ты нам посоветуешь?
— Очень хорошо будет, сын мой! — ответил старец.
Поблагодарил младший сын старца и побежал домой, как на крыльях. Старшие братья даже рты раскрыли от удивления, услышав ответ старца, а потом рассердились. Получается, что старик над ними двоими просто посмеялся?
Побежали они все трое в лес — разобраться, что к чему.
— Я вовсе и не думал ни над кем смеяться, — сказал старец. — Вы спросили меня: «Плохо ли будет, если мы построим дом на склоне горы?» А младший брат сказал так: «Хорошо ведь будет, если мы построим себе дом на склоне горы». И я ему ответил: «Очень хорошо будет!» Я ответил ему так потому, что он начал с хорошего, а вы с плохого. А разве может работа спориться, если начинать её со страхом, думая о плохом? Всякое новое дело нужно начинать с доброго помысла.
На всю жизнь запомнили братья этот урок от старца, и хорошо зажили на новом месте.
(по мотивам албанской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема