Мелкие грехи. Наверное, вопрос, насколько они отравляют душу, и как с ними бороться волнует не только меня. Лично я часто тоже оправдываю себя, говоря: смертных грехов не совершаю, как хорошо! А мелкие грехи... — ну, мы же люди, немощны.
На самом деле, мелкие грехи, такие, как злословие, осуждение, лукавство, злопамятность, да просто, казалось бы, невинная привычка опаздывать, от которой страдают другие люди, настолько входят в твою внутреннюю сущность, что избавиться них кажется просто невозможным.
Мелкие грехи, как недозревшие или гнилые плоды, за которыми не видно красивого дерева. Как сорняки, которые портят картину ухоженного сада. С ними надо бороться. И с Божией помощью возможно все!
Начинаешь молиться и первое, что происходит — мелкие грехи становятся заметны. Важно сначала увидеть эти грехи, чтобы за внешней собственной благостью, открылись внутренние, глубинные поражения. Это похоже на ультразвуковое исследование организма, когда без изучения невозможно распознать болезнь.
Когда ты оказываешься в общении с Господом, твоему внутреннему взгляду открывается множество совершенно отвратительных, богопротивных вещей, которые происходят в твоей душе ежедневно: вот тут осудила, вот тут поспорила, когда можно было смолчать, здесь обидела случайного человека, здесь недослушала, тут внутренне возгордилась. И уже присматриваешься, прислушиваешься к этим духовным болезням. Потом начинаешь фиксироваться, сосредотачиваться на них. Каешься, понимаешь, насколько ты неправа, видишь, как эти «мелкие грехи» атакуют, и, как правило, побеждают в духовной брани.
Но как только начинаешь это видеть и раскаиваться, Господь помогает пресечь, не попустить мелкий грех. Находятся силы на внутреннюю работу.
Как в любом занятии, на любой тренировке, сначала не получается, а потом потихоньку совершаешь один шаг, другой и достигается маленькая победа. Одной неприятной привычкой становится меньше. Особенно хорошо избавляться от этих душевных язв во время Поста, когда молитва соединяется с воздержанием в еде и развлечениях. И тогда, там, где ты раньше спотыкалась, уже идешь уверенно.
Задели тебя, а ты смолчала, обидели, а в душу злость не проникла, вовсе перестала опаздывать, потому, что приезжаешь на все встречи и мероприятия за полчаса до начала. Лучше ты подождешь, чем тебя.
Но самое главное, когда упражнения для души получаются, — не возгордиться, потому, что в тогда твое поспевшее яблоко, духовный плод, превратится в гнилое.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











