
В начале церковного пути, впрочем, как и сейчас, молиться у меня не очень-то получалось. Поэтому так хорошо запомнила свой сердечный вопль на той удивительной службе.
Величественный Елоховский Богоявленский собор. Идёт Божественная литургия. Её совершает Святейший Патриарх Алексий Второй. Мы с моим будущим мужем, а тогда ещё только братом во Христе, молимся почти у самого алтаря. За нашей спиной — переполненный храм.
Мы уставшие, но счастливые. Вот ведь какое замечательное место «заслужили». Прямо перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери! А все потому, что целую ночь были в храме, пели акафист перед мощами великомученика и целителя Пантелеимона. Его честная глава, которая несколько дней пребывала в Москве, после литургии возвращается на Афон.
Но в какой-то момент наше блаженное состояние нарушается беспокойством. Всё нарастающим. Где-то там, сзади нас, идёт исповедь. Но мы при всём нашем желании на неё не проберёмся через плотно стоящих в храме верующих. А значит, мы не сможем причаститься.
И вот уже открываются Царские врата. Несколько священников выходят с Чашами.
Перед моими глазами — небольшой, дивной красоты, образ Царицы Небесной. Я сердцем чувствую, что Она не оставит, Она обязательно поможет! Только надо попросить.
Наверное, тот мой вопль и называется молитвой. В несколько слов я вложила всю свою веру и надежду на помощь Богородицы:
— Матерь Божия, устрой, как Сама можешь!
Оглядываюсь назад. Ищу глазами своего спутника и вижу, как батюшка накрывает его епитрахилью. Знакомый священник! Вот она — помощь, которую послала Богородица! Нас разделяют не только два-три метра, но и уже стоящие плечом к плечу причастники. Но почему-то меня все пропускают, и через мгновение я оказываюсь рядом с батюшкой: «Отче, благословите причаститься!» Быстрый, но внимательный взгляд священника. Его строгий наказ подробно исповедаться при первой же возможности. Ярко-красная епитрахиль на моей опущенной голове... И вот уже мы, скрестив на груди руки, поём: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».
После причастия мне казалось, что и без того большой собор стал ещё просторнее и засиял ярким-ярким светом. А я стояла, благодарила Спасителя и Богородицу. И счастливо улыбалась. Потому что я, вчера еще боявшаяся даже разговоров о смерти, чувствовала то, что словами-то непросто передать.
— Господи, мне сегодня совсем нестрашно умереть. Ведь если так хорошо с Тобой здесь, на земле, то какая же радость ждёт тех, кто любит Тебя, на Небесах! А я люблю Тебя, Господи!
Много раз, слава Богу, испытывала потом настоящее счастье — иногда тихое, иногда ликующее. Но то, что сподобилась пережить в тот день по очевидной помощи Божией Матери, остается одним из главных открытий в моей жизни. С Господом умирать нестрашно.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.