
Анна Тумаркина
В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Речь идет, конечно, не об инфантильности или сознательном подражании детскому поведению. Имеется в виду детская кротость, незлобие, искренность. Это общеизвестно, но мы, педагоги, знаем ситуации, когда необходимо быть как дети почти буквально. То есть, на время просто забыть о том, что мы уже большие и взрослые. И таких ситуаций довольно много. Рискую удивить вас, но процесс обучения детей без подобного превращения в ребенка практически невозможен.
К примеру, мне нужно объяснить детям новый материал. Если в процессе объяснения я не являюсь первооткрывателем и исследователем наравне с моими слушателями, с большой долей вероятности материал не будет усвоен. Разве что законспектирован, и то лишь самыми сознательными. Теми, кого дома накажут, если новая тема не будет «отскакивать от зубов».
Чтобы ученикам было интересно, должно быть интересно мне. Я не могу не открывать темы заново, вовлекая в процесс открытия своих учеников. Ситуация, когда учитель на уроке готов сам себе сказать: «Надо же! Я и не знал!», должна быть если не ежедневной, то, хотя бы, привычной. Привычка удивляться—ни больше, ни меньше.
Если я хочу предложить детям задание в игровой форме, то быть увлеченной игрой, как ребенок, — моя обязанность. Нет, ученикам не надо, чтобы я шумела и толкалась, ведь это естественно для них, а не для меня, детям нужна искренность. И стопроцентная вовлеченность. В противном случае игра не состоится. Дети, словно уставшие актеры, будут покорно отыгрывать свои поднадоевшие роли, а учитель молча поставит себе галочку: я провел с детьми игровое занятие.
И, наконец, самое парадоксальное. Если мне и моим ребятам нужны настоящие крепкие знания, я должна давать себе право и на ошибку . Ситуация, когда ученик поправляет учителя — нормальна. Я могу, а иногда и должна попросить у детей помощи, если вдруг обнаружила, что чего-то не знаю. Пусть обучение будет взаимным. Как и работа над ошибками.
Чтобы обучать детей, да и просто чтобы с ними полноценно общаться, мы не можем не быть, как дети. Пусть не на сто процентов, поскольку невозможен стопроцентный коэффициент полезного действия. Но Господь, как известно, и намерение целует.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема