
Ирина Собыленская
Практически каждому человеку по учебе или работе хоть раз приходилось ждать встречи с руководителем, начальником или вышестоящим лицом. Иногда для того, чтобы получить долю внимания, нужно постоять под дверью в ожидании подходящего момента, иногда побегать по кабинетам в поисках нужного человека или доказать, что твоя проблема, действительно, нуждается в решении. Конечно, мы все понимаем: начальник — очень занятой человек, у него таких, как мы много, ему некогда. Но я заметила, что часто мы так же воспринимаем Бога. Мол, у Него, у Бога, совсем нет времени на каждого верующего и не стоит беспокоить Его по пустякам.
Раньше я тоже так рассуждала, но один случай изменил мое отношение. Это было начало декабря. День не задался с самого утра: муж приболел и уехал на работу в подавленном состоянии, МЧС передавало ураганный ветер, а небо было затянуто серыми тучами. Традиционный послеобеденный звонок мужа начался со слов: «На машину упало дерево». Это, правда, оказалось преувеличением. Но на машину на стоянке около работы, действительно, упала крупная ветка, не выдержавшая порывов ветра, и оставила вмятину. Муж был расстроен, ведь это был не просто будний день, а день его рождения.
Мне стало очень тоскливо и неуютно, захотелось тепла и душевной поддержки. Но не от подруг или родственников, не в переписке в чатиках. Меня потянуло в храм. Но в голове пронеслась предательская мысль про плохую погоду и про то, что к Богу я пойду не с высокими целями, а с обычными бытовыми проблемами, которые не стоят внимания в масштабе вечности. Но я преодолела себя, села на автобус и через пару остановок уже была около храма.
Внутри было тихо и спокойно, абсолютно безлюдно, я поставила свечи, но не могла подобрать правильные слова, молитва не шла, а в голове все крутилось, что к Богу я пришла с глупостями.
Одна из самых важных святынь храма — чудотворная икона Иверской Божьей Матери, настоятель благословил прихожан несколько раз в день петь перед ней акафист. И вот неожиданно ко мне подошла работница храма и спросила, могу ли я прочитать акафист, так как никого больше не было — приболели или не смогли прийти. Первая мысль была, что петь я не умею, церковнославянский не знаю и вообще я зашла на пару минут, у меня очень много дел дома. Но я тут же себя одернула: это же не просто совпадение, Бог Сам приглашает меня помолиться Богородице и Иисусу, Бог показывает, что у него всегда есть время и место для меня и моих переживаний. И выбор только за мной — пройти Ему на встречу или отказаться.
В итоге я согласилась и читала молитвы в тишине храма, в котором горели только свечи, слышала, как звук моего голоса наполняет все пространство. Я была там одна физически, но не духовно. Потому что меня окружали святые, рядом была Богородица. Именно тогда я поняла, что Бог всегда рядом, всегда слышит и сопереживает нам, у Бога всегда есть для нас время, что нет более или менее важных людей, мы все для Него одинаково ценны. И это не мы пытаемся достучаться до Бога и обратить Его внимание на нас. Это Бог стучится к нам, предлагает общение, а мы часто в суете дней находим отговорки и оправдываемся большим количеством дел и нехваткой времени. Но Он рядом, Он ждет, когда мы услышим стук и откроем Ему дверь.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
16 декабря. О творчестве Джейн Остин
Сегодня 16 декабря. В этот день в 1775 году родилась английская писательница Джейн Остин.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!











