«Церковное служение и музыка». Светлый вечер с о. Дмитрием Николаевым и Михаилом Осетровым (31.10.2018)

* Поделиться

Летучий корабльУ нас в гостях были клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль» священник Дмитрий Николаев и участник этого музыкального ансамбля, заведующий одной из лабораторий Тимирязевского института Михаил Осетров.

Разговор шел о вере, творчестве и о том, как могут церковное служение и музыка соединяться в жизни человека.


«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР»

Эфир: 31.10.2018.

Гости: священник Дмитрий Николаев, Михаил Осетров.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Здравствуйте, дорогие слушатели!

Здесь, в студии светлого радио, приветствуем вас мы — Алла Митрофанова...

А.Митрофанова:

— ... Алексей Пичугин.

А.Пичугин:

— И сегодня здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами, эту часть «Светлого вечера», ближайший час проведут священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», композитор и командир экспедиции в рамках проекта «Общее дело. Возрождение храмов Севера», деревянных храмов... Здравствуйте!

О.Дмитрий:

— Добрый вечер!

А.Пичугин:

— ... и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Академии. Здравствуйте!

М.Осетров:

— Добрый вечер!

А.Пичугин:

— Я так понимаю, что отец Дмитрий и Михаил — вместе составляют ансамбль «Летучий корабль»?

О.Дмитрий:

— Совершенно верно. Мы составляем часть этого ансамбля.

А.Пичугин:

— Часть ансамбля, да. То есть, ансамбль — он, всё-таки, не дуэт, а это — союз достаточно большого количества музыкантов?

О.Дмитрий:

— Да, мы стараемся соответствовать названию. Если мы вспомним эту сказку, то там...

А.Митрофанова:

— «Земля, прощай! В добрый путь!»

О.Дмитрий:

— Нет, мультфильм немножко отличается от сказки от настоящей. Дело в том, что в этой сказке Иванушка — он собирал себе друзей на этот корабль на свой. И кого встречал — всех себе собирал, и они вместе отправлялись на различные подвиги.

А.Пичугин:

— Вы по такому принципу формируете состав?

А.Митрофанова:

— Всех, кого встретите, всем — добро пожаловать на борт?

М.Осетров:

— Все, кто подходит.

О.Дмитрий:

— Ну... встреча должна быть обоюдной. Если случается...

А.Пичугин:

— О, я тут на кахоне недавно играл — возьмите и меня!

А.Митрофанова:

— А я с Лёшей дружу — возьмите и меня тоже!

М.Осетров:

— Уже... уже...

А.Митрофанова:

— ... переполнен корабль, да?

А.Пичугин:

— Вот, так нас не взяли!

А.Митрофанова:

— Да!

О.Дмитрий:

— Нет, мы можем вас взять. Приглашаем каждого! Каждому найдётся место на «Летучем корабле»...

А.Митрофанова:

— А куда летим-то?

О.Дмитрий:

— За счастьем, конечно!

А.Митрофанова:

— За счастьем... все очень по-разному это понимают!

О.Дмитрий:

— Конечно, да.

А.Митрофанова:

— Как понимаете Вы?

О.Дмитрий:

— Я сразу столько... обо всём сразу начинаю думать — о стольком, что даже затрудняюсь что-либо одно выделить.

А.Митрофанова:

— Вы — священник, и, при этом, у Вас такое, очень серьёзное, увлечение музыкой, у Вас собственный ансамбль. Что, всё-таки, для Вас важнее? Что — на первом месте? Как Вы приоритеты расставляете?

О.Дмитрий:

— Разумеется, на первом месте — священство. Это даже не обсуждается. Но... это увлечение — его... я его тоже не могу вычеркнуть из жизни. Я пытался его задушить, но... в общем... не удалось.

А.Пичугин:

— Но это идёт из юности, да, я так понимаю?

О.Дмитрий:

— Дело в том, что это — моя профессия. Я закончил Академию Гнесиных...

А.Пичугин:

— По классу?

О.Дмитрий:

— Я играл на барабанах, играл джаз, участвовал в рок-группах. Поэтому... ну... я музыке отдал много, много лет своей жизни. И это такой, всё-таки, дар от Бога...

А.Митрофанова:

— ... который нельзя зарывать в землю.

О.Дмитрий:

— ... а дар нельзя зарывать в землю, поэтому...

А.Пичугин:

— А Вы к музыке как пришли? Потому, что... ну... всех нас когда-то отдавали в музыкальные школы... тебя же отдавали?

А.Митрофанова:

— Нет.

А.Пичугин:

— Понятно. Ну, почти всех отдавали — всех, кроме Аллы, всех отдавали в музыкальную школу. Вот, меня, например... сто раз рассказывал... с первого класса оттуда попросили, потому, что — за полное отсутствие таланта, но у кого-то это прорастает не просто в какое-то школьное увлечение, а потом этот дар, как Вы его называете, развивается и доходит до Гнесинки, до Консерватории. У Вас так было, или у Вас...

О.Дмитрий:

— У меня было интересно...

А.Пичугин:

— Да, ну-ка, ну-ка...

О.Дмитрий:

— Моя мама не отдала меня в музыкальную школу. Специально.

А.Митрофанова:

— Вы сами пошли?

О.Дмитрий:

— Нет, я так и не закончил музыкальной школы, и не учился в ней ни одного дня.

Она очень не хотела, чтобы я стал музыкантом.

А.Митрофанова:

— И Вы сами, минуя музыкальную школу, поступили в Гнесинку?

О.Дмитрий:

— Нет, я поступил сначала в музыкальное училище. Это было не в Москве. Я учился в нескольких музыкальных училищах — учился в одном, переводился в другое... Более того, когда я поступал в училище после восьмого класса, то у меня в моём свидетельстве об образовании, в графе «музыка» было написано «не изучал».

А.Митрофанова:

— Забавно! Подождите, ну вот... Вы из джаза, и при этом Вы — священник. А что было раньше в Вашей жизни? Вы — из церковной семьи, или это то, к чему Вы пришли...

О.Дмитрий:

— Нет, я не из церковной семьи. Семья стала воцерковляться, когда я стал подростком. У меня мама стала воцерковляться сильно — стала старостой храма. Сестра моя стала петь, училась в регентской школе в Сергиевом Посаде, сейчас замужем за священником, у них — восемь детей.

А.Митрофанова:

— Ого! А у Вас?

О.Дмитрий:

— У меня — семь.

А.Митрофанова:

— Отстаёте пока немного! Ну, это, я думаю, вопрос времени.

Семеро детей, при этом — служение священническое, и при этом ещё такое серьёзное музыкальное увлечение...

А.Пичугин:

— И ещё нельзя забывать про храмы Севера!

А.Митрофанова:

— ... храмы Севера. А как Вы справляетесь?

О.Дмитрий:

— Ну... я хочу сказать, что это такая потребность. Если я этого не буду делать, я совсем не смогу ни с чем справляться.

А.Пичугин:

— О, это я Вас хорошо понимаю!

А.Митрофанова:

— Лёша не на север ездит, Лёша ездит в Суздаль — копает...

А.Пичугин:

— Поближе, в Суздаль, но там — та же история.

А.Митрофанова:

— Примерно, да.

А.Пичугин:

— А скажите, пожалуйста, Михаил...

М.Осетров:

— Да!

А.Пичугин:

— Вот, у Вас ситуация с музыкой была другая — да, видимо?

М.Осетров:

— Ну... она была и похожая, и другая, в то же время. Я в музыкальной школе учился. Ну, меня отвели — мама отвела в музыкальную школу, сказала: «Проверьте, пожалуйста, молодого человека!» Меня сразу захотели взять на класс скрипки — потому, что очень хороший слух. Определили, но... что-то как-то... мама не готова была к такому развитию событий — насчёт скрипки, там... вот этих звуков. Она мечтала, чтобы я пианистом стал. И меня отдали на класс фортепиано. Я закончил, успешно достаточно. Ну, по крайней мере, по специальности пятёрку получил. Не знаю, жива сейчас моя учительница или нет — порядка десяти лет назад я с ней созванивался — она меня очень хорошо запомнила. Говорит: «Ты всех поразил на выпускном экзамене...»

А.Пичугин:

— Ну, Вы с двумя гитарами пришли в эту студию...

М.Осетров:

— Ну, да... ну... я — в двух словах. Ну... тем не менее, по мере окончания музыкальной школы, я заболевал рок-н-роллом — тем же наркотиком, «Битлз», там, слушал и так далее, советские пластинки выходили...

Я экономил на обедах, ходил... 30 копеек стоил обед — на эти деньги покупал лотерейные билеты в магазине Ивана Фёдорова, и уже свой способ разработал, как доставать выигрышный билет — там... по ощущениям... типографских артефактов всевозможных, и выигрывал стабильно 50 копеек, и у меня огромная коллекция пластинок образовалась советских ВИА. Ну... у меня, там, ещё была дружба с продавщицей — она мне всё демонстрировала, я, на свой вкус, всё выбирал... у меня все эти пластинки до сих пор сохранились.

А.Митрофанова:

— Так, это же сейчас огромная ценность!

М.Осетров:

— И на этой почве я стал очень сильно гитарой увлекаться, в общем... выпилил первую гитару сам, и так далее.

А.Пичугин:

— Ну, как Брайан Мэй, прямо!

М.Осетров:

— Да, да...

А.Пичугин:

— А тоже из каминного дерева?

М.Осетров:

— Был бы камин, его бы не осталось — была бы гитара. Но... из плитки газовой не выпилишь... ну, в общем — журналы. «Моделист-конструктор» — я всё время техникой занимался, «Юный радиолюбитель», там... отец помогал — ну, в общем...

А.Митрофанова:

— Потрясающе!

М.Осетров:

— Так настойчиво я до конца довёл это дело, и у меня даже записи старинные там всякие остались, и...

Сразу взялся за дело, сразу выучил... там... несколько песен «Sweet», ну... пел, играл. Потом в школе играл на танцах.

А.Митрофанова:

— Насколько у нас сегодня многогранные гости в студии! Вот, Михаил сейчас рассказывает об этом музыкальном увлечении — при том, что Вы заведуете одной из лабораторий в Тимирязевской Академии — это Ваше основное, я так понимаю, место работы?

М.Осетров:

— Да, да...

А.Митрофанова:

— И Вы — певчий в храме.

М.Осетров:

— Да. Ну, дело в том, что... ну... у меня дочь — здесь я далеко позади остался по количеству... как бы, вот...

А.Пичугин:

— Детишек.

М.Осетров:

— ... да, детишек... ну, и двое внуков уже — внучка и внук. Не знаю, может быть, что-то ещё изменится...

А.Митрофанова:

— Это — правда, всё возможно в этой жизни!

М.Осетров:

— Всё — с Божьей помощью. Так...

А.Митрофанова:

— Про храм. Как же это так получилось, что Вы стали певчим?

М.Осетров:

— Да, мы ходили с женой и с дочкой на Новослободскую, в Пименовский храм, и в Воскресную школу водили дочку. И она там на клиросе пела — причём, замечательный у неё голос — лучше всех, так, со стороны. И там — профессиональный хор. Мне тоже очень нравилось его стоять и слушать, я всё время примерялся, и приходил к выводу, что я бы тоже смог — вполне. Ну, поскольку я в музыкальной школе пел в хоре — один из любимых учеников нашей учительницы по хору был.

Но... как-то... подступиться — не было ни повода, ни возможности. Дела какие-то всё время появлялись. А тут вот, в ближайшем храме, в приходском календаре, который ежемесячно издаётся, жена увидела объявление, что набираются в певческую школу люди. Она говорит: «Я — пойду». Я говорю: «Я не могу, мне некогда...» — там, у меня дела свои, и музыкальные проекты — я в разных участвовал. Но... как-то... жену одну я, всё-таки, не рискнул отпустить...

А.Митрофанова:

— Настоящий мужчина!

М.Осетров:

— Да, и решил, всё-таки, с ней пойти.

Вот. А там — пришёл, собственно, меня спросили: «А ты можешь что-нибудь... молитву какую-то... или спеть тропарь... ну... что-нибудь из церковного Богослужения?» Я говорю: «Нет, могу только сыграть... „Lady Madonna“ Битлз спеть».

А.Пичугин:

— Сказали: «О, классно, давайте!»

А.Митрофанова:

— «Давайте, приходите к нам в хор!»

М.Осетров:

— Да, сыграл! Они... так... удивились, в общем-то, и говорят: «Ну, хорошо... но слишком по-эстрадному звучит. Тебе придётся себя ломать, потому, что тут — другой подход к звуку. Он у тебя очень открытый, такой... такая подача звуковая, а тут надо — закрытый. Ну, попробуй...» Ну, и, тем не менее, через полгода уже меня... можно сказать... взяли уже совсем, и внесли в общий табель, я достаточно быстро всё освоил, и вот — около десяти лет... наслаждаюсь своей судьбой.

А.Пичугин:

— Есть храмы, где достаточно эстрадный подход... к хору. Ну, по крайней мере, мне встречалось. Ну, насколько на мой... там... непрофессиональный слух это воспринимается — это такое... вполне эстрадное.

Смотрите, Вы нам обещали, что сегодня будут премьеры песен: четыре песни — четыре премьеры... так, отец Дмитрий?

О.Дмитрий:

— Две премьеры.

А.Пичугин:

— Две премьеры? А вот сейчас у нас — премьера будет, или нет?

О.Дмитрий:

— Сейчас — нет, сейчас мы вам исполним песню...

А.Пичугин:

— Так или иначе, для нас — премьера.

О.Дмитрий:

— Да, и для многих людей. Потому, что мы эти песни, которые сегодня исполним, исполняли всего несколько раз на нескольких концертах. Так, что, фактически — это тоже премьеры.

А.Пичугин:

— Как называется песня?

О.Дмитрий:

— Песня называется «Бегу», и она посвящена всем жертвам мегаполисов.

А.Пичугин:

— Вживую, да?

О.Дмитрий:

— Вживую, да.

А.Пичугин:

— Вот, замечательно! Я же говорил — две гитары у нас сейчас... принесли наши гости, и сейчас, с удовольствием, для нас, для вас, для всех — сыграют песню «Бегу»!

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», композитор и командир группы-экспедиции проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, тоже участник музыкального коллектива «Летучий корабль».

И вот, мы сейчас, в исполнении наших гостей, услышали песню, которая называется «Бегу». И вы знаете... у меня, как у человека, который, конечно, лишён совершенно музыкального образования, но, при этом, у меня, как у слушателя, тоже иногда возникают какие-то вопросы, может быть, даже не столько музыкального характера, сколько касающиеся содержания.

И вот, я вслушивалась в эти слова очень мелодичной, действительно, песни, и всё... но мне хочется спросить... потому, что... я так понимаю, что и слова Ваши, и музыка — Ваша, да?..

О.Дмитрий:

— Да, это мои песни.

А.Митрофанова:

— Вот... отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о герое этой песни. Насколько Вам лично знакомы те переживания, о которых Вы поёте? Или же это Ваше стороннее наблюдение, как священника?

О.Дмитрий:

— Невозможно ничего написать... честно... не переживая. Поэтому, конечно, здесь есть и моё, здесь есть и какой-то собирательный образ. Разумеется, здесь... ну... наша жизнь — мне приходится многое слышать.

А.Митрофанова:

— Вот почему я об этом спросила — потому, что... ну, конечно, герой этой песни — это не Форрест Гамп, тот человек, который — если бежит, то он, даже когда бежит, он... что-то важное потом из этого получается. А здесь — человек, который... для которого бег, как ритм жизни... наверное, потерявшей смысл. И вот...

О.Дмитрий:

— Человек, ищущий этот смысл...

А.Митрофанова:

— Ищущий, всё-таки?

О.Дмитрий:

— ... измученный вот этой суетой. Постоянным бегом, который вынуждает его двигаться и что-то делать. Он хочет остановиться и понять, вообще, что происходит, куда ему идти дальше, чем ему жить.

А.Митрофанова:

— Насколько Вам знакомо это состояние? Вот я что хочу понять.

О.Дмитрий:

— Мы все живём в большом городе. Нам это всем должно быть знакомо очень хорошо.

А.Митрофанова:

— И при том, что Вы священник, всё равно получается, что Вы чувствуете вот эту суету, она в Вас проникает?

А.Пичугин:

— А Вам, вообще, в мегаполисе жить — комфортно?

О.Дмитрий:

— Везде... ну, как... свои плюсы, свои минусы — во всём. Мы можем, конечно, говорить, что нам тут не нравится жить, что мы устаём от этого шума, от этого ритма сумасшедшего, но, я боюсь, что если мы окажемся в очень спокойной обстановке, мы захотим вернуться сюда. Потому, что мы очень привыкли к этому. Но — в стремлении, всё равно, есть — как-то разделять это...

А.Митрофанова:

— Наверное, поэтому, Вы так...

О.Дмитрий:

— ... суету... Вы говорите — проникает ли суета? Ну, конечно, она проникает. Её постоянно из себя пытаешься изгнать, но... но... всё время враг пытается человека... у человека выбить почву из-под ног. Чтобы человек не думал, не контролировал себя, всё время чтобы отвлекался. Чтобы вот это вот «клиповое сознание» пропитало всего человека. А наша задача — этому противостоять, и, делая быстро, внутри оставаться спокойными людьми.

А.Митрофанова:

— Поэтому Вы, наверное, так любите на Север ездить, в Ваши экспедиции?

О.Дмитрий:

— Это, конечно, очень связано.

А.Пичугин:

— Вы могли бы там поселиться? Или, всё равно... ну... то, о чём Вы говорите... будет не хватать... вот этого ритма?

О.Дмитрий:

— Ну... на всё же воля Божия! Вот, надо в тех условиях, в которых мы оказываемся, в тех и жить. Если потребуется поселиться — ну, значит, будем селиться, и будем... как-то осваиваться, придумывать что-то...

А.Пичугин:

— Вы так отвечаете на этот вопрос... Понятно, что многие священнослужители бы так и ответили: «На всё воля Божья, надо стараться там вот, где ты живёшь, на своём месте... но если вот будет воля Божья...», а есть же, при этом, собственное... даже не то, что желание... а — ощущение своей принадлежности и жизни. Я не зря спросил про мегаполис — я хорошо Вас понимаю. Я вот, например, очень комфортно себя чувствую в среде большого города, где всё — быстро. Я понимаю, что я живу очень быстро, потому, что я, при этом при всём, очень люблю какое-то количество времени в году проводить вдалеке от большого города, от суеты — совсем в такой, деревенской, атмосфере. Но я и там живу быстро. И мне кажется, что все, кто меня окружает при этом, невероятно медлительны. Я очень много лет привыкал к тому, что... и привык, наконец... когда я прихожу в маленький магазин, в сельпо... если раньше я очень раздражался: ну, почему нельзя сказать: «Мне нужен хлеб, конфеты, консервы... там... я не знаю... что-то ещё, ещё, ещё... всё. Спасибо, до свиданья, я пошёл», — «Ой, милочка... мне конфеток вот тех килограмм... нет... лучше вот этих, полкило. Как дети-то?... О-о, хорошо, да... А вот ещё — буханочку чёрного... да-да-да-да-да... вот... и вот того, да...» — и вот каждая покупка, она превращается в событие!

А.Митрофанова:

— Так это же прекрасно! Это же инструмент коммуникации! Просто люди получают какую-то очень важную для себя информацию. Даже не столько информацию, сколько... ну... там же и эмоции, и человеческое участие, и тепло... мне кажется...

А.Пичугин:

— Шесть лет я к этому инструменту привыкал!

О.Дмитрий:

— Ну, надо понимать, что в сельской местности магазин — это, вообще, место встречи.

А.Митрофанова:

— Конечно! Это — интернет! Где ещё информацию черпать о том, что в мире происходит? Конечно, там!

О.Дмитрий:

— Да... все новости — все там, все обсуждения — все там...

А.Митрофанова:

— Абсолютно, абсолютно! Причём, порой, гораздо более с человеческой какой-то интонацией, чем то, что... какие-то обсуждения в социальных сетях и так далее.

О.Дмитрий:

— Если говорить совсем честно, то...

М.Осетров:

— И — автолавки, я добавлю тоже...

А.Пичугин:

— И — автолавки.

М.Осетров:

— Тоже — очень подходят. Это — если нет магазина, то — точка... сбора.

А.Пичугин:

— Да-а-а...

О.Дмитрий:

— ... Вы говорите — уехать... сейчас я не готов к этому. Я не готов, наверное, в большей степени, из-за детей.

А.Митрофанова:

— Ну, семеро — да! Это ж школа должна быть...

О.Дмитрий:

— Потому, что дети должны расти, дети должны учиться... вот. Поэтому, конечно, в этом смысле, город большой — он, скорее, помощник.

А.Митрофанова:

— Я согласна с Вами. Потому, что, конечно, это — проблема, куда... потом — дальнейшее образование, куда-то в институт поступать — это... большой город гораздо больше даёт возможностей, правда.

Михаил, а Вы, когда исполняете эту песню, проецируете на себя состояние героя, знакомо оно Вам, или это, скорее, такой... отстранённый для Вас образ?

М.Осетров:

— Нет, не отстранённый. Я... сначала, конечно, я думаю о музыке, в основном, потому, что передо мной конкретная задача стоит...

А.Митрофанова:

— Как музыкант.

М.Осетров:

— Я не просто должен стоять и подпевать — я же играю на гитаре, инструменталист. Но, тем не менее, смысл песни для меня очень важен. Потому, что я, собственно, сам сочиняю песни, и очень много текстов тоже сам написал. Я... багаж у меня... так сказать... я думаю о том, как бы его продемонстрировать как можно большему числу людей. Что-то в ю-тюбе, там, выложено... можно найти очень просто: попытаться найти — сразу выскочит... я уже...

А.Митрофанова:

— Забить просто «Михаил Осетров», да?

М.Осетров:

— Да, да... да, и у меня — огромное количество просто «неотмастерённых», немножко... там... требующих подчистки небольшой, редакции, песен. Ну, у меня группа была, и все песни — моего сочинения, собственно, без исключения.

А.Митрофанова:

— Здорово!

М.Осетров:

— Единственное — тексты мне помогали некоторые поэты сочинять, но — половина моих.

А.Митрофанова:

— А вот «Летучий корабль» — всё-таки, что отличает этот музыкальный коллектив? Как вы для себя сами определяете, в чём ваша уникальность?

О.Дмитрий:

— Ну, об уникальности судят, по-моему, не сами исполнители.

А.Митрофанова:

— Музыкальные критики?

О.Дмитрий:

— Ну, на самом деле, ничего... ну... не определяется. Я — ничего не определяю. Я делаю то, что я не могу не делать.

Я говорю, я пытался же... ну... не писать... как говорится, «можешь не писать — не пиши». Вот, у меня не получилось. Я даже, когда песню какую-нибудь сочиню: «Ну, всё — последняя!», а потом — раз... ну... она как-то... раз — и рождается сама — новая. Ну... куда деваться?

А.Пичугин:

— Сейчас, прежде, чем мы перейдём к новой песне «1+1», расскажите...

О.Дмитрий:

— Как раз, в начале передачи, Вы спросили о счастье...

А.Пичугин:

— Да.

О.Дмитрий:

— Я, конечно, погорячился, когда сказал, что мы на «Корабле» за счастьем летим — у нас многофункциональные задачи. Вот... Счастье — вообще, такая вещь... эфемерная. По большому счёту. Но... вот эта песня — она, как раз, о счастье. Может быть, единственная песня у нас об этом. И она о том, что мы всё время бежим за этим счастьем, и часто оказывается, что оно — фальшивое.

А.Пичугин:

— Ага...

А.Митрофанова:

— Опять какая-то печаль! Ну, давайте, послушаем...

А.Пичугин:

— Ну, и сразу напомним — у нас потом, после песни, будет небольшой перерыв — что в гостях сегодня у светлого радио участники коллектива «Летучий корабль» — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, командир одной из экспедиций в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», а также Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Академии. Мы слушаем песню «1+1».

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Митрофанова:

— Ещё раз — добрый светлый вечер, дорогие слушатели!

Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова, и, с удовольствием напоминаем, что у нас сегодня в гостях священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», о котором мы сегодня говорим, композитор, и ещё отец Дмитрий — руководитель одной из экспедиций в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» — мы уже немножко поговорили в первой части программы о том, что дают эти экспедиции человеку, который живёт в мегаполисе — и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий одной из лабораторий Тимирязевской Академии, и так же — участник музыкального коллектива «Летучий корабль». Сегодня этот коллектив у нас представлен дуэтом замечательным — в его исполнении мы уже услышали две композиции. Впереди — ещё два, но к ним мы плавно подойдём, а пока мне хотелось бы вот про эту песню «1+1» тоже немного с вами поговорить.

Всё-таки, ну, вот... мы про счастье тут начали размышлять... «мнимое счастье» — формулировка, которая у вас там звучит... «безблагодатный плен, в который мы спешим в погоне за счастьем...» и так далее, и так далее.

Действительно, очень часто от православных людей мне приходится слышать о том, что счастье — оно... ну... это вот что-то такое... эфемерное. При этом, вы знаете, я когда об этом слышу, мне как-то, внутренне, становится немного грустно, потому, что... мне кажется — а в чём проблема-то в том, чтобы православному человеку здесь и сейчас, на земле, быть счастливым? Я не знаю... мне кажется, вот эти слова, про то, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля» — вот они мне тоже не очень понятны.

О.Дмитрий:

— Я с ними тоже не хочу соглашаться!

А.Митрофанова:

— Потому, что я, например...

А.Пичугин:

— Это Вы все с Пушкиным не хотите соглашаться?!

А.Митрофанова:

— Ну, прости... да, Лёша, ты знаешь моё трепетное отношение к Александру Сергеевичу Пушкину — я считаю, что из всех, рождённых на земле, он — один из первых... вообще... и так далее, и для меня он... как бы... некий идеал...

М.Осетров:

— А здесь — я не согласен!

А.Митрофанова:

— Но... дело не в этом. Дело в том, что... почему мы отказывается от такого прекрасного состояния, как счастье?

О.Дмитрий:

— Мы не отказываемся от счастья! Мне думается, что когда говорят о том, что счастье эфемерно — весь вопрос в терминологии. Подразумевается то, счастье, которое воспринимается людьми... ну... нецерковными, как счастье.

А.Митрофанова:

— А в чём здесь разница — между церковным и нецерковным человеком — в восприятии счастья?

О.Дмитрий:

— Ну, вот слово «радость», например. Тоже ведь может...

А.Митрофанова:

— «Радость» — слово Евангельское.

О.Дмитрий:

— Вопрос — в наполнении.

А.Митрофанова:

— Ну, «радость» — это слово, которое в Евангелии, как раз таки, встречается, в отличие от слова «счастье». Да, но... всё-таки, поясните, пожалуйста, в чём... в чём — радость, в чём — счастье тогда?

О.Дмитрий:

— Счастье в том, чтоб было много радости.

А.Митрофанова:

— Хорошее определение! Мне как-то очень нравится! А радость — в чём?

О.Дмитрий:

— Радость... ну, как — в чём? За всё — слава Богу! Это — главная радость.

Радость... ну... ну, как? Ну, вокруг же радость, во всём! Вот, было тепло — радость! Сейчас похолодало — тоже радость. Солнце светит, осень чувствуется, мы проснулись — радость, пришли в храм — радость!

А.Пичугин:

— Это Вы из собственного опыта говорите?

О.Дмитрий:

— Я говорю только из собственного опыта.

А.Пичугин:

— Просто кто-то скажет, что... нет, конечно, всё красиво, и сердце радуется, когда золотая осень... или тёплое лето... или снежок мягкий... но... это же не отменяет каких-то проблем человеческих — у кого-то кто-то болеет, у кого-то проблемы на работе, у кого-то этой самой работы много — так много, что не продохнуть, а у кого-то нет вовсе. И эти штуковины все часто скрывают от человека осознание радости и счастья!

О.Дмитрий:

— Ну, разумеется!Проблемы закрывают нам...

А.Пичугин:

— Это... знаете... такой... пастырский, скорее... с одной стороны, он — пастырский, с другой — кто-то скажет — «психологический» вопрос: как за всеми этими проблемами увидеть, действительно, подлинную радость?

О.Дмитрий:

— Но ведь это уже другой вопрос.

А.Митрофанова:

— Я не знаю...

О.Дмитрий:

— Не тот, который сначала прозвучал.

А.Пичугин:

— Ну... я его... видоизменил!

О.Дмитрий:

— Хорошо. Как увидеть радость?...

А.Митрофанова:

— Как увидеть... можно, я отвечу!

О.Дмитрий:

— Ну, да!

А.Митрофанова:

— Я не знаю... это просто какое-то состояние, которое... Там, может быть куча проблем, их у каждого человека, наверное, много... но, я когда, например, смотрю на своего мужа, у меня — такое счастье! Просто от того, что мы вместе — и всё! И вот... это как-то так! Простите, отец Дмитрий, я Вас перебила...

О.Дмитрий:

— Поздравляю Вас, кстати, с Вашим...

А.Митрофанова:

— Спасибо!

О.Дмитрий:

— ... с Вашим бракосочетанием, которое было недавно совсем...

А.Митрофанова:

— Да, да! Откуда Вы знаете?

О.Дмитрий:

— Ну... нам положено!

А.Пичугин:

— Все знают об этом, кажется!

О.Дмитрий:

— Вы знаете, мой... шеф, скажем... мой дорогой отец Дмитрий Смирнов, с которым мы много лет вместе трудились, и я — его клирик... мы трудились в Военном отделе вместе много лет... один раз я был такой... измученный, и он мне сказал такие слова, которые мне всегда очень помогают теперь. Он, так, меня обнял, и говорит: «Да чего ты... — говорит, — будь всегда с Богом, смотри на всё — и поплёвывай».

Вот, вроде бы, что вот в этих словах? Но... мне стало всё понятно!

А.Пичугин:

— Это не отменяет того, что это чувство... Хорошо, тогда... это, опять же, не отменяет того, что это чувство в себе надо как-то развить.

О.Дмитрий:

— Нам надо жить! Нам надо жить, и решать наши проблемы. При этом — стараться радоваться!

А.Митрофанова:

— Вы знаете, я не первый раз от священника слышу вот эти слова про то, что... ну, вот... когда ты с Богом, то всё остальное — оно как-то само собой устраивается, и проблемы оказываются второстепенными, и так далее...

Я думаю, что, может быть, действительно, священнослужителю это почувствовать, наверное... ну... не то, что легче и проще...

О.Дмитрий:

— Легче... но мы же Причащаемся! Вот, мы Причастились — каждый из нас это помнит, у нас есть такой опыт. Мы вышли из храма — мир другой! Вот в этом ощущении надо жить! Потом у нас это — крадут. Или мы сами отдаём.

А.Митрофанова:

— Ну, скорее — сами...

О.Дмитрий:

— Да.

А.Митрофанова:

— ... что же всё время кто-то виноват в том, что с нами происходит...

О.Дмитрий:

— Да, не будем никого винить — мы сами виноваты, да. Но воры — ходят вокруг, а мы — сами отдаём.

А.Митрофанова:

— Ну, да... зеваем!

О.Дмитрий:

— Вот, и опять остаёмся ни с чем. Но вот... чем на дольшее время мы сможем в себе это сберегать, тем более мы счастливые.

Ну, а в песне — если мы вернёмся к песне — там, всё-таки, о взаимоотношениях людей. Друг с другом. Там не о взаимоотношениях человека и мира, а конкретно — людей. Чтоб душа с душою была вместе. Вот об этом счастье. О том счастье, которое Вы сейчас испытываете после недавней свадьбы.

А.Митрофанова:

— Да. Я надеюсь, это не только сейчас. У меня, вообще... у нас как-то... мой муж говорит, «у нас планы на ближайшие 50 лет» — поэтому дай Бог, чтобы всё было так!

О.Дмитрий:

— Прекрасно!

А.Пичугин:

— А давайте временно вернёмся к творчеству, к музыке, к «Летучему кораблю». Кто вместе с вами ещё играет? Вы говорите, что приглашаете друзей, что людей — довольно много, а кто эти люди? И где вы выступаете?

О.Дмитрий:

— Выступать мы начали вдвоём.

А.Митрофанова:

— С Михаилом?

О.Дмитрий:

— Да. Потому, что одно дело — записываться, другое дело — выступать.

М.Осетров:

— Мы начали перед этим репетировать! Важный момент... не сразу выступать!

О.Дмитрий:

— Дело в том, что наши друзья, которые с нами играют — они востребованные музыканты, и они постоянно заняты. Постоянно у них концерты, гастроли.

А.Пичугин:

— То есть, чтобы собраться где-то на площадке и выступить вместе — обязательно кто-то не сможет?

О.Дмитрий:

— Дело в том, что надо сделать программу.

А.Пичугин:

— А вот как разные группы из этой ситуации выходят? У них есть костяк — четыре человека, да. А в записи альбома — смотришь там, на развороте — 15 человек перечислены. Вот эти четверо — они выступают на концертах ( ну, может быть, ещё пара человек к ним присоединяется ), а сессионные музыканты, которые с ними записываются — ну, это уже по возможности, от случая к случаю.

О.Дмитрий:

— Ну, конечно... всё же это — вопрос финансовый. Организация концертов — вообще, вещь не дешёвая, и не простая. И согласовать всех людей — тоже непросто.

А.Пичугин:

— Мы не знаем, кстати... мы с Аллой, мне кажется, не очень в курсе... не знаю, может, конечно ты знаешь, как происходит процесс организации концертов, и в чём тут затратность?..

А.Митрофанова:

— Ну, а почему...

М.Осетров:

— Да, но вот мы выступали-то вдвоём, и уже не впервые... и группа начинается уже с двух человек. Один человек... как бы... это — сольный исполнитель, а второй — должен дополнять. Не дублировать первого человека — дополнять, и со стороны должна быть видна очевидная необходимость в нём.

Ну... так сказать... мы всё время записывали, анализировали — голоса, партии различные, и музыка уже аранжировывается каким-то образом. А дальше вот остальные — ну, в основном, это ритм-секция — как бы, основной план, который больше всего слышен для слушателя — первый и второй план — как бы он у нас уже, в принципе, готов. А остальные будут поддержку... такую... более тяжеловесную добавлять.

О.Дмитрий:

— Ну, вот, у нас ближайший концерт будет 1 ноября. Мы выступаем в Донском монастыре, в молодёжном клубе «Донской». Мы будем выступать втроём. Наш басист...

А.Митрофанова:

— Михаил, Вы и...

О.Дмитрий:

— Да, и наш басист — Павел Протасов. Он будет играть на контрабасе, потому, что мы играем в акустике... вот... эти концерты.

А.Митрофанова:

— А Павел Протасов — из «Запрещённых барабанщиков», да?

О.Дмитрий:

— Да, он в «Запрещённых барабанщиках» играет, и в разных других проектах.

А.Митрофанова:

— Ну... в смысле... это — название музыкального коллектива такое!

А.Пичугин:

— Ну, все помнят про «убили негра», мне кажется...

О.Дмитрий:

— «Убили негра» все помнят, да, поэтому легче всего...

А.Пичугин:

— Я ещё помню какие-то другие вещи, и клуб «Моррисвилль», который когда-то был у них в Москве. Но это тоже — очень давнее...

О.Дмитрий:

— Вот, и поэтому — нам повезло, у него — свободный день, и перед этим у нас даже будет, возможно, целых две репетиции... а, может быть, и одна. И мы за это время должны сделать программу — ввести его в программу. Но, поскольку он многие вещи наши знает уже, я думаю, это будет несложно.

А.Пичугин:

— Мы вернёмся к разговору о том, где вы выступаете, что за площадки и форматы после песни — очередной песни. Расскажите про неё!

О.Дмитрий:

— Очередная песня — это премьера, действительно. И, более того, это... мы, как раз, приберегли для эфира на радио «Вера»...

А.Митрофанова:

— Ай, спасибо!

О.Дмитрий:

— ... две песни, которые уже записаны в студии, и являются официальными синглами нашего будущего альбома.

Сейчас мы на сайте «Планета.ру» запустили проект по сбору средств на этот альбом, и вот эти синглы мы демонстрируем, чтобы люди могли услышать, что же будет в итоге. Ну, и вообще — так положено. Всегда перед альбомом выходили синглы, во все времена. И нам это очень нравится, что мы тоже соответствуем такой традиции.

А.Митрофанова:

— На «Планете.ру» как вас найти?

О.Дмитрий:

— Проект «Летучий корабль» поднимает паруса!" И песня, которая прозвучит, она посвящается всем унывающим и отчаявшимся людям, и называется «Свет».

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль» и командир группы экспедиции в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», Михаил Осетров, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Сельхозакадемии. И вместе отец Дмитрий и Михаил — это... ну... вернее, они участники проекта «Летучий корабль».

Возвращаясь к вопросу о площадках. Вы назвали Донской монастырь. Мы, в принципе, уже не в первый раз, по крайней мере, в наших программах, слышим, что в Донском монастыре периодически проходят концерты, причём... там... рок-концерты, известные музыканты — например, группа «Аукцион» — принимают в них участие. Но только ли у вас церковные площадки, и насколько вы повёрнуты к светской аудитории и к светским местам выступления?

О.Дмитрий:

— Мы повёрнуты, в общем... в сторону светской аудитории. Потому, что церковный человек — он знает, куда нужно идти, а светскому человеку, может быть, наши песни... на что-то они его натолкнут.

А.Пичугин:

— Вы в подряснике выступаете?

О.Дмитрий:

— Нет, я стараюсь выступать не в подряснике. Но я надеваю... такую... есть рубашка — она стилизована под народную, но вполне себе современная. И она... такая... нейтральная, и не понятно, вообще, в чём я — то ли я в гражданском, то ли — в народном, то ли не в гражданском...

А.Митрофанова:

— Хороший ход Вы себе придумали! Но Вы не скрываете же, да, что Вы — священник?

О.Дмитрий:

— Я не афиширую, и не скрываю. То есть... мне бы не хотелось, чтобы меня ассоциировали, что — вот, смотрите, там священник поёт... мне бы хотелось, чтобы смотрели на музыку, как на музыку.

А.Пичугин:

— Это — разумный подход, мне кажется.

А.Митрофанова:

— Да. А бывает такое, что после концертов к Вам подходят с какими-нибудь вопросами?

О.Дмитрий:

— Да, конечно. Дело в том, что концертов-то было ещё не много! И, Вы знаете... в общем-то... сколько у нас было концертов?.. ну, пяток, может быть, всего...

А.Митрофанова:

— Ну, хорошее начало!

О.Дмитрий:

— Да, хорошее начало — не то слово!

А.Пичугин:

— А напомните, за какое количество времени?

О.Дмитрий:

— Ну... дело в том, что мы много времени уделяли студийной работе, работе репетиционной, а до концерта у нас — не доходило. И нам посчастливилось — у нас был очень мощный толчок — нам предложили гастроли в Германии. И мы были вынуждены... то есть, мы сначала хотели ехать вчетвером, потом — втроём, а в итоге — вдвоём. Мы сделали программу, и теперь уже можем концертировать.

У нас такое начало прекрасное, и очень символичное — мы выступали в Берлине и в Гамбурге.

А.Митрофанова:

— А в Гамбурге — где?

О.Дмитрий:

— Мы выступали в зале имени Чайковского.

А.Митрофанова:

— О, прекрасное место!

О.Дмитрий:

— Прекрасное место, да...

А.Митрофанова:

— При храме...

О.Дмитрий:

— ... при храме Иоанна Кронштадтского.

А.Митрофанова:

— У протоиерея Сергия Бабурина, замечательного священника, миссионера, да...

О.Дмитрий:

— Да, отличный приход, замечательный батюшка... а звук какой там в зале — просто шикарный!

А.Митрофанова:

— Радостно, вообще-то, всё это слышать! То, что у вас... ну... не так пока ещё обширна ваша творческая биография, но она уже начинается и с гастролей, и с концертов, и — к вам подходят, главное, люди. То есть, вы, по сути, определяете для себя, если я правильно уловила, вашу... вот такую... концертную деятельность, в том числе, и как...

О.Дмитрий:

— Как миссию.

А.Митрофанова:

— ... как деятельность миссионерскую, да?

О.Дмитрий:

— Да. Никак не навязчивая, не афишируемая миссия.

А.Пичугин:

— Но понять, что это — миссия, можно при этом?

О.Дмитрий:

— Ну... по содержанию песен это можно понять, конечно. Да... Вы знаете... после прослушивания этих песен, должно в душе что-то просветляться и улучшаться. Если это происходит — задача выполнена.

А.Пичугин:

— Я столкнулся недавно с тем... — вот, извините, у меня тут... не на философию, а на прагматизм сейчас упор — с тем, что приехали мои друзья-музыканты... там, один из них долго за границей живёт уже... они все, как творческие такие... извините... единицы — востребованы, постоянно играют в составе разных групп, записываются, в том числе и за границей — их приглашают как сессионных музыкантов в какие-то коллективы, но вот решили они, там... собрались впервые за долгое время... решили поиграть вместе. Никто их не знает как какой-то коллектив, но тут же нашёлся клуб московский, который предоставил спокойно площадку на вечер. Не знаю, может быть, у них какой-то был прогал в концертах других... «окно», да... но, тем не менее, я так понимаю, что сейчас, в принципе, с таким количеством заведений разных в Москве, абсолютно разнонаправленных, где-то выступить — проблемы нет.

О.Дмитрий:

— Да, во многих клубах мы можем договориться, потому, что есть много знакомых людей. Просто, они-то, может быть, и готовы нас принять, но я тоже не могу их подставлять, предоставляя сырую программу. Поэтому, программа обыграется, и можно будет выступить.

Но вот эти вот гастроли... гастрольные дела, вот эти вот концерты — это, на самом деле, не на первом месте. Я не уверен, что мы сможем концертировать часто. Потому, что в силу моего... положения, в силу занятости, это...

А.Митрофанова:

— Ну, Михаил тоже ведь руководит лабораторией, и, я так понимаю, Вы тоже... там... договариваетесь...

М.Осетров:

— Я тоже работаю, и отпуск у меня — такой же короткий, как у всех остальных... сотрудников.

О.Дмитрий:

— Самое важное, знаете... самое важное — записать пластинки.

А.Пичугин:

— Вот, про запись пластинки... Вы говорили, что сейчас... ну... синглы, да, несколько, а когда всё это будет оформлено в пластинку?

О.Дмитрий:

— Ну... дело в том, что мы собираем средства на то, чтобы это могло быть оформлено в пластинку. Параллельно мы работаем, ну... пока нам верят. То есть, мы работаем в долг.

А.Митрофанова:

— «Планета.ру» — платформа, на которой вы собираете средства, и там можно просто забить в поисковой системе «Летучий корабль»...

О.Дмитрий:

— Там, в разделе музыкальных проектов, и наш проект тоже есть. И, в общем-то, это, знаете... не то, что мы просим денег... там же можно просто... просто человек вкладывается заранее, и покупает диск заранее... и всё, становится полноправным участником нашего коллектива, можно сказать.

А.Митрофанова:

— Михаил, а Вы в Тимирязевской Академии со своими коллегами делитесь Вашими творческими планами? Они как-то знают о Ваших увлечениях?

М.Осетров:

— Да, да... я даже там иногда выступаю перед студентами. Но я со своим материалом выступал, естественно. Поскольку, он у меня есть.

А.Митрофанова:

— Как реагируют?

М.Осетров:

— Ну... вот, у меня один ролик на Новый год, и с реакцией, собственно — можно посмотреть в ю-тюбе. Так, я свежую песню написал... такую — с Божьей помощью, можно сказать. Такая ситуация создалась... поругался, там, в одном месте, в другом, и остался наедине с гитарой... и что-то на меня нашло — неслучайное. Мелодия получилась — гениальная... ну... на мой взгляд.

О.Дмитрий:

— Так приятно посидеть с гением!

М.Осетров:

— Да... нет, ну это я для себя — в моём масштабе! Для себя — отлично, не сравнивая ни с кем. Вот... и текст как-то очень легко удалось дописать на эту музыку...

О.Дмитрий:

— Я бы хотел о реакции зрителей сказать на концерте... В Гамбурге мы во время концерта ещё рассказывали про «Общее дело». Ну, собственно, и в Берлине — тоже. И после концерта, практически, весь зал — все захотели ехать в экспедиции. Вот это — тоже очень важно!

А.Пичугин:

— А кто-нибудь — доехал?

О.Дмитрий:

— А... лето-то — ещё впереди!

А.Пичугин:

— А! Всё это было — вот сейчас, да...

О.Дмитрий6

— Это было, буквально...

А.Митрофанова:

— Это было — только что. То есть, у вас ещё одна миссионерская задача — привлекать людей к возрождению деревянных храмов Севера?

О.Дмитрий:

— Да. Но мы очень надеемся, что — поедут люди.

А.Митрофанова:

— Дай Бог!

М.Осетров:

— Было очень приятно... после выступления в Гамбурге — несколько человек подошло — жали руки. В общем-то, даже просто понравилось эстетически наше исполнение. Многие играют на инструментах — практически, все люди, да... волей-неволей, они как-то оценивают наше мастерство, насколько оно, вообще... насколько мы вправе стоять на сцене, насколько мы профессиональны. И... в общем... было приятно, что реакция была — хорошей.

А.Пичугин:

— Мы сейчас будем заканчивать программу. Что касается «Общего дела», меня, конечно, удивляет — в хорошем смысле этого слова — это просто замечательно! Я часто сейчас бываю на всяких мероприятиях, которые посвящены охране памятников, в том числе и деревянного зодчества. На всех уровнях выступают чиновники, выступают деятели культуры, из Министерства люди, там... вплоть до Мединского, и все говорят о том, что... наверное, плохо, что в России больше никто этим не занимается — это ужасно, но все говорят, что единственный положительный пример сохранения — это говорят люди из Министерства, это говорят не верующие люди, это говорят люди, которые, там... по касательной относятся к памятникам — но все говорят о том, что единственный, кто небезразличен к Русскому Северу и к его культурному наследию — это отец Алексей Яковлев и его проект. Так, что — вот...

О.Дмитрий:

— Ну, наш проект просто самый большой. Есть проекты — несколько проектов, — которые поменьше, и они тоже очень много делают для того, чтобы храмы были спасены. Просто у нас... нас — очень много, и мы больше делаем, поэтому...

А.Пичугин:

— У вас последняя песня осталась — сейчас мы её будем слушать. Расскажите в двух словах...

О.Дмитрий:

— Вы знаете, последняя песня — это... я её называю «всем песням — песня»!

Дело в том, что текст этой песни — я не сочинял. Я взял Синодальный перевод Книги «Песнь песней» царя Соломона... я долго... я очень долго собирался... очень долго... несколько месяцев, и потом, в течение часа, я скомпилировал этот текст. И, мне кажется, получилось очень хорошо. Эта песня называется «Единственная», и это — в соавторстве с царём Соломоном, ни больше, ни меньше.

А.Митрофанова:

— Потрясающе!

В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня были участники музыкального коллектива «Летучий корабль» — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, а также отец Дмитрий ездит в экспедиции и руководит одной из команд, которые ездят в экспедиции по возрождению деревянных храмов Севера проекта «Общее дело», и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий одной из лабораторий Тимирязевской Академии — также человек, который — музыкант прекрасный, гитарист.

И вот, в исполнении наших сегодняшних гостей — песня, которая называется «Единственная»...

О.Дмитрий:

— Да, второй сингл...

А.Митрофанова:

— ... написанная в соавторстве с царём Соломоном.

О.Дмитрий:

— Скромно...

А.Митрофанова:

— Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. Мы прощаемся с вами. Слушаем песню...

А.Пичугин:

— Спасибо большое, да...

А.Митрофанова:

— До свидания!

А.Пичугин:

— Всего хорошего!

-ПЕСНЯ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Другие программы
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.
Тайны Библии
Тайны Библии
Христиане называют Библию Священным Писанием, подчеркивая тем самым вечное духовное значение Книги книг. А ученые считают Библию историческим документом, свидетельством эпохи и гидом в прошлое… Об археологических находках, научных фактах и описанных в Библии событиях рассказывает программа «Тайны Библии».
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.
Литературный навигатор
Литературный навигатор
Авторская программа Анны Шепелёвой призвана помочь слушателю сориентироваться в потоке современных литературных произведений, обратить внимание на переиздания классики, рекомендовать слушателям интересные и качественные книги, качественные и в содержательном, и в художественном плане.

Также рекомендуем