Село Печёрское привлекательно уже своим расположением – словно на пьедестале стоит оно на высоком берегу Волги. На много километров обозреваются отсюда окрестности. Да что там пространство – кажется, что и само время готово в этом волшебном месте открывать свои тайны. Легко представить, например, как, стоя над обрывом, окидывает поволжские дали взглядом опытного стратега Петр Первый, или как любуется живописной панорамой Екатерина Вторая. Каждый из них в свое время совершал путешествие по здешним прекрасным местам.
А еще раньше тут прошел со своим лихим войском казацкий атаман Степан Разин, поднимая крестьян против крепостничества. Собственно, во многом благодаря его походу и возникло село Печёрское – после крестьянской войны царское правительство спешило укрепить свои позиции в Поволжье. На берегу реки появился город Сызрань. От него протянулась линия укреплений, именуемая Сызранской чертой. Среди поселений, составивших эту оборонительную линию, была и Печёрская слобода. Удивительно, но еще в шестидесятых годах двадцатого века в селе стояла пристань, построенная в те годы – то есть, во второй половине семнадцатого века. Она была очень колоритной – напоминала двухпалубный корабль. Но всему есть предел. Пристань окончательно обветшала и очередной шторм разбил ее вдребезги.
Свое название Печёрское получило благодаря многочисленным пещерам, которыми пронизано пространство непосредственно под селом и в его окрестностях. Эти таинственные пустоты с подземными залами и озерами привлекают своей уникальностью даже опытных самарских спелеологов. Есть еще одна версия происхождения названия поселка – будто бы оно появилось благодаря тому, что здесь в начале семнадцатого века вели рыбный промысел монахи Нижегородского Печёрского монастыря. Но в этом случае в пещерах наверняка возникло бы какое-нибудь иноческое поселение, разросшееся позднее до размеров обители – ведь не рыбой живут монахи, а по большей части уединенной молитвой.
Но история не терпит сослагательного наклонения – монастыря в Печёрском никогда не было. Здесь стоял лишь один храм, освященный в честь Николая Чудотворца. По его имени, кстати, поселок некоторое время назывался Никольским. Каменный храм в селе был построен в 1864 году. Рассказывают, что рядом с ним высилась башня – такой своеобразный памятник сельчане построили в память царя-освободителя Александра Второго. Но незадолго до второй мировой войны церковь закрыли – и больше в ней богослужения никогда не совершались. В её здании в разные годы находились школа, зерновой склад и клуб. Будучи клубом, церковь и сгорела.
Но на этом история Свято-Никольского прихода не закончилась – в 2006 году один из жителей Печёрского подарил родному селу новый храм. И строгое здание из красного кирпича с золотой луковкой на белом изящном барабане стало неотъемлемой частью этих легендарных мест, крепким звеном связующих прошлое и будущее.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема