
Тотемская-Суморинская икона — поясное изображение Божией Матери. Иконописец показал Богородицу и Младенца Христа правителями Небесного Царства. Они облачены в красные монаршие плащи. На голове у Пречистой Девы корона. В руках у Иисуса — скипетр и держава, символы царской власти.
История этой иконы связана с именем преподобного Феодосия Суморина. Святой родился в начале шестнадцатого века в Вологде. Принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. В зрелые годы подвизался в лесах близ города Тотьма, в двухстах километрах от родных мест. Тотьмичи относились к отшельнику с благоговением. Они испросили у Ивана Грозного разрешение построить в городе монастырь под началом Феодосия. Настоятель Вологодской Спасо-Прилуцкой обители благословил праведника на строительство иконой Божией Матери.
Благочестивый монах исполнил послушание. Реликвия, подаренная ему наставником, стала главной святыней нового Спасо-Преображенского монастыря. Икону стали называть Тотемской по месту пребывания и Суморинской по фамилии основателя обители. Сохранились сведения о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам перед этой реликвией.
И при жизни, и по смерти преподобного Феодосия Тотемская-Суморинская икона хранилась в Вознесенском соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 1796 году тотьмичи обрели нетленное тело святого. Раку с мощами поместили в храме Вознесения под чудотворным образом. Праведник, отзывчивый на молитвы, не раз являлся верующим с Тотемской-Суморинской иконой в руках. Так преподобного запечатлели и иконописцы.
В 1919 году Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме закрыли. Честные останки святого Феодосия государственная комиссия изъяла и поместила в запасники Вологодского краеведческого музея. Тотемская-Суморинская икона бесследно исчезла.
В 1998 году мощи преподобного Феодосия вернули Православной церкви. Сначала они хранились в Вологодском Лазаревском храме, затем их торжественно перенесли в Тотьму, в Рождественский собор. А после того, как в 1914 году Спасо-Преображенский Суморинский монастырь стал действующим, честные останки святого вернулись в родные стены.
Первообраз Тотемской-Суморинской иконы пока отыскать не удалось. В обители хранится список, выполненный современными мастерами. Паломники молятся перед ним, и Пресвятая Богородица наделяет просящих милостью.
Все выпуски программы Небесная Заступница
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема