
Тотемская-Суморинская икона — поясное изображение Божией Матери. Иконописец показал Богородицу и Младенца Христа правителями Небесного Царства. Они облачены в красные монаршие плащи. На голове у Пречистой Девы корона. В руках у Иисуса — скипетр и держава, символы царской власти.
История этой иконы связана с именем преподобного Феодосия Суморина. Святой родился в начале шестнадцатого века в Вологде. Принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. В зрелые годы подвизался в лесах близ города Тотьма, в двухстах километрах от родных мест. Тотьмичи относились к отшельнику с благоговением. Они испросили у Ивана Грозного разрешение построить в городе монастырь под началом Феодосия. Настоятель Вологодской Спасо-Прилуцкой обители благословил праведника на строительство иконой Божией Матери.
Благочестивый монах исполнил послушание. Реликвия, подаренная ему наставником, стала главной святыней нового Спасо-Преображенского монастыря. Икону стали называть Тотемской по месту пребывания и Суморинской по фамилии основателя обители. Сохранились сведения о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам перед этой реликвией.
И при жизни, и по смерти преподобного Феодосия Тотемская-Суморинская икона хранилась в Вознесенском соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 1796 году тотьмичи обрели нетленное тело святого. Раку с мощами поместили в храме Вознесения под чудотворным образом. Праведник, отзывчивый на молитвы, не раз являлся верующим с Тотемской-Суморинской иконой в руках. Так преподобного запечатлели и иконописцы.
В 1919 году Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме закрыли. Честные останки святого Феодосия государственная комиссия изъяла и поместила в запасники Вологодского краеведческого музея. Тотемская-Суморинская икона бесследно исчезла.
В 1998 году мощи преподобного Феодосия вернули Православной церкви. Сначала они хранились в Вологодском Лазаревском храме, затем их торжественно перенесли в Тотьму, в Рождественский собор. А после того, как в 1914 году Спасо-Преображенский Суморинский монастырь стал действующим, честные останки святого вернулись в родные стены.
Первообраз Тотемской-Суморинской иконы пока отыскать не удалось. В обители хранится список, выполненный современными мастерами. Паломники молятся перед ним, и Пресвятая Богородица наделяет просящих милостью.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 111. Богослужебные чтения

Как найти в жизни настоящее и правильное утешение? Чтобы в сердце жила радость, в душе царил мир, и этот мир имелся и в отношениях с окружающими. Найти ответ нам поможет Священное Писание. А именно псалом 111-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
Псалом 111-й был, скорее всего, написан лично царём и пророком Давидом. Здесь ветхозаветный праведник рассуждает о природе истинного счастья. И утверждает, что найти в жизни настоящую, неизбывную радость возможно, только живя по заповедям Божиим. Или как читаем мы в псалме: «Блажен (то есть счастлив) муж (человек), боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». Счастье, о котором пишет Давид, имеет не только духовное, но и вполне осязаемое проявление. Господь, как милостивый Родитель, даёт верным Ему людям хлеб насущный — проявляет Свою заботу, избавляя человека от страданий и нужды.
Конечно, такая помощь даётся не для того, чтобы мы самодовольно жили в роскоши, порочной неге. Безусловно, нет. Библия осуждает греховное стяжательство, превращение материальных благ в идола, которому человек начинает служить, забывая Бога. Речь о другом. О том, что Господь оказывает нам милость, даёт нам всё необходимое, чтобы мы могли и сами порадоваться и других порадовать. Давид, рассуждая о милосердии Творца, призывает и слушателей своих тоже быть милосердными: «благ он (служитель заповедей) и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде».
Пророк Давид призывает нас не зацикливаться на собственных нуждах, помнить о том, что милосердные дары Божии нельзя скрывать. Если есть у тебя возможность, помоги неимущему. Если кого-то обидели, оскорбили, унизили, — встань на защиту. В этом и состоит библейское понимание праведности, чтобы чётко осознавать — если Господь посетил меня Своей милостью, значит, и я должен помиловать того, кто об этом меня просит. Царь Давид жил в жестокие времена Ветхого Завета, когда, в том числе, разрешалась и месть. Но всё же для пророка чрезвычайно важным было словом и делом служить милости Божией.
И не нужно бояться, что кто-то что-то подумает. Главное — прислушиваться к совести, ориентированной на заповеди Божии. Или как пишет Давид: «Праведник не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих». Под врагами пророк, в первую очередь, имеет в виду не личных недругов, а врагов Божиих, то есть тех, кто сами себя лишили дружбы с Творцом. Эти люди живут во грехе, не собираются каяться и других совращают на путь погибели. Таких людей (если не придут они в себя, не примут заповедей Божиих) ничего хорошего не ждёт. А именно: «Нечестивый будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет».
Но праведнику, верному заповедям, бояться нечего. «Он, — как пишет Давид, — расточил, роздал нищим». То есть не пожалел своей собственности для помощи бедным. И этот дар Бог не забудет — всё вернётся сторицей. Или как читаем мы в псалме: «Правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе». Правда Божия способна утешить и насытить человеческое сердце, потому нужно стараться её держаться, быть ей верным, сохраняя и оберегая присутствие Господа в жизни.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 111. На струнах Псалтири
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
«Бумеранг добра»

Фото: Alina Matveycheva / Pexels
Валентина Ивановна, профессор университета, выпустила не одно поколение ученых-биологов, но они всё равно возвращались к ней, уже с наследниками. Даже когда она вышла на пенсию, её бывшие студенты были готовы доверить образование своих детей только любимому преподавателю. И она стала давать частные уроки для школьников у себя дома.
Своих детей, к сожалению, Валентине Ивановне баловать не пришлось. Поэтому каждого ученика она угощала всем тем, на что была щедра её огромная душа. Родители учеников пытались перевоспитать расточительную натуру Валентины Ивановны, но безуспешно. Поэтому старались не приводить детей с пустыми руками на урок.
Однажды, в качестве благодарности, принесли коробку конфет. Не простую, а трёхэтажную и столь эстетически совершенную, что Валентина Ивановна сочла себя недостойной даже её открывать. И подарила изумительный шедевр своей любимой подруге. Та как раз была многодетной бабушкой. Подруга была не жадной, но опытной, и спрятала конфеты «на подарок». Случай, требующий престижного подношения, наметился совсем скоро. Младшая внучка приболела и пришлось беспокоить лечащего семейного врача в позднее время. Конфеты перекочевали в новую семью. Но и там задержались недолго.
Через три дня, в праздник святителя Николая, 12-летняя дочь побеспокоенного врача Маша подарила их любимой преподавательнице по биологии. Когда Валентина Ивановна взяла в руки хорошо знакомые ей конфеты всего через неделю после расставания с ними, то в замешательстве посмотрела на небо. Утром, за завтраком, она угостила лакомством мужа, чем немало его удивила. «Сегодня можно, нам разрешили», — улыбнулась Валентина Ивановна.
Текст Виктории Каушанской читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе