Жестокий английский закон начала 16 века казнил голодающего бедняка, пытавшегося стащить кусок хлеба с прилавка, и оправдывал богача, согнавшего сотни крестьянских семей с нажитых мест, чтобы превратить их поля в пастбища для своих овец. В такое время молодой адвокат Томас Мор, заслуживший славу самого добросовестного юриста в Лондоне, избирается в Парламент, задавшись целью защищать права самых беззащитных и обездоленных. Достаточно было Томасу поднять свой голос против введения королём новых налогов, чтобы его выставили, лишив парламентских полномочий.
Томас Мор получил блестящее образование: он прекрасно знал латынь, греческий, увлекался античной философией и историей. Юный Томас зачитывался Библией и трудами отцов Церкви, много времени, сил и средств тратил на благотворительность. Жители самых бедных кварталов Лондона хорошо знали этого человека, каждый вечер посещавшего их и раздававшего щедрую милостыню. Томас желал принять духовный сан. Однако отец определил для сына другое поприще. Томас Мор занялся тяжбами и судебными разбирательствами. Адвокат Мор с охотой брался за дела бедняков абсолютно безвозмездно — и как правило побеждал. Очень часто в своей практике Мор наблюдал бедствия, постигшие простой народ, жестокость власть имущих к разорившимся ремесленникам и крестьянам. Все это он описал в первой части знаменитой книги «Утопия», появившейся в 1516 году.
Успех произведения Мора обратил на автора внимание короля: Генрих VIII решил назначить его лорд-канцлером — премьер-министром Англии. Неоднократные попытки Мора на новом посту улучшить жизнь самых обездоленных жителей Англии ни к чему не привели. Несмотря на активную деятельность созданной им комиссии по огораживаниям, богачи продолжали сгонять бедняков с их земель, подкупая чиновников взятками.
Понимая тщетность своих усилий помочь обнищавшим крестьянам на государственном уровне, Томас Мор продолжал лично участвовать в благотворительности. Мор арендовал большое здание для приюта больных и сирот, называвшегося Домом Провидения, где всем нуждающимся оказывалась посильная помощь за счет лорда-канцлера. До сотни бедняков в день получали еду и небольшие средства в поместье Мора в Челси. Большая семья Мора (у него было четверо детей) помогала Томасу в благих делах: любимая старшая дочь Маргарет, удивлявшая всех своей ученостью, раздавала бедным одежду и лекарства. Приемная дочь Мерси занималась устройством больницы для местных крестьян, сёстры часто помогали ей в уходе за пациентами. Средства на содержание больных Мор выделял из своего жалования лорда-канцлера.
Томас Мор жил очень скромно и просто: его поместье больше напоминало монастырь, нежели жилище второго человека в государстве. Набожность и смирение Мора раздражали других приближённых короля. Лорд-канцлер вызывал возмущение знати и тем, что в простой монашеской одежде пел в приходском хоре. Тем, кто его за это упрекал, Томас отвечал: «Не может быть, чтобы я вызвал неудовольствие короля, господина моего, тем, что публично возношу хвалу Господину моего короля».
Томас Мор никогда не шел на сделку со своей совестью. Когда Генрих Восьмой развелся с женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил о своем разрыве с Римом, Томас отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. Тогда Мора заключили в тюрьму Тауэр и продержали там больше 11 месяцев. Единственным оружием писателя против клеветников, обвинявших его в государственной измене, было сдержанное молчание. Бессильный сломать Томаса Мора, король Генрих приговорил его к смерти и обезглавил. Больше всего горевали о безвинно казненном философе не только члены его семьи, но и лондонские бедняки. Как писал его друг известный писатель Эразм Роттердамский: «Можно сказать, что Мор — главный покровитель всех бедняков в государстве. Он радуется, как будто заключил невесть какую выгодную сделку, когда ему удаётся помочь угнетённому или стеснённому человеку и дать ему возможность выйти из затруднительного положения.»
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











