
Жестокий английский закон начала 16 века казнил голодающего бедняка, пытавшегося стащить кусок хлеба с прилавка, и оправдывал богача, согнавшего сотни крестьянских семей с нажитых мест, чтобы превратить их поля в пастбища для своих овец. В такое время молодой адвокат Томас Мор, заслуживший славу самого добросовестного юриста в Лондоне, избирается в Парламент, задавшись целью защищать права самых беззащитных и обездоленных. Достаточно было Томасу поднять свой голос против введения королём новых налогов, чтобы его выставили, лишив парламентских полномочий.
Томас Мор получил блестящее образование: он прекрасно знал латынь, греческий, увлекался античной философией и историей. Юный Томас зачитывался Библией и трудами отцов Церкви, много времени, сил и средств тратил на благотворительность. Жители самых бедных кварталов Лондона хорошо знали этого человека, каждый вечер посещавшего их и раздававшего щедрую милостыню. Томас желал принять духовный сан. Однако отец определил для сына другое поприще. Томас Мор занялся тяжбами и судебными разбирательствами. Адвокат Мор с охотой брался за дела бедняков абсолютно безвозмездно — и как правило побеждал. Очень часто в своей практике Мор наблюдал бедствия, постигшие простой народ, жестокость власть имущих к разорившимся ремесленникам и крестьянам. Все это он описал в первой части знаменитой книги «Утопия», появившейся в 1516 году.
Успех произведения Мора обратил на автора внимание короля: Генрих VIII решил назначить его лорд-канцлером — премьер-министром Англии. Неоднократные попытки Мора на новом посту улучшить жизнь самых обездоленных жителей Англии ни к чему не привели. Несмотря на активную деятельность созданной им комиссии по огораживаниям, богачи продолжали сгонять бедняков с их земель, подкупая чиновников взятками.
Понимая тщетность своих усилий помочь обнищавшим крестьянам на государственном уровне, Томас Мор продолжал лично участвовать в благотворительности. Мор арендовал большое здание для приюта больных и сирот, называвшегося Домом Провидения, где всем нуждающимся оказывалась посильная помощь за счет лорда-канцлера. До сотни бедняков в день получали еду и небольшие средства в поместье Мора в Челси. Большая семья Мора (у него было четверо детей) помогала Томасу в благих делах: любимая старшая дочь Маргарет, удивлявшая всех своей ученостью, раздавала бедным одежду и лекарства. Приемная дочь Мерси занималась устройством больницы для местных крестьян, сёстры часто помогали ей в уходе за пациентами. Средства на содержание больных Мор выделял из своего жалования лорда-канцлера.
Томас Мор жил очень скромно и просто: его поместье больше напоминало монастырь, нежели жилище второго человека в государстве. Набожность и смирение Мора раздражали других приближённых короля. Лорд-канцлер вызывал возмущение знати и тем, что в простой монашеской одежде пел в приходском хоре. Тем, кто его за это упрекал, Томас отвечал: «Не может быть, чтобы я вызвал неудовольствие короля, господина моего, тем, что публично возношу хвалу Господину моего короля».
Томас Мор никогда не шел на сделку со своей совестью. Когда Генрих Восьмой развелся с женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил о своем разрыве с Римом, Томас отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. Тогда Мора заключили в тюрьму Тауэр и продержали там больше 11 месяцев. Единственным оружием писателя против клеветников, обвинявших его в государственной измене, было сдержанное молчание. Бессильный сломать Томаса Мора, король Генрих приговорил его к смерти и обезглавил. Больше всего горевали о безвинно казненном философе не только члены его семьи, но и лондонские бедняки. Как писал его друг известный писатель Эразм Роттердамский: «Можно сказать, что Мор — главный покровитель всех бедняков в государстве. Он радуется, как будто заключил невесть какую выгодную сделку, когда ему удаётся помочь угнетённому или стеснённому человеку и дать ему возможность выйти из затруднительного положения.»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер