— В вашу страну сейчас отменены все полёты. Новое правительство перекрыло все границы. Ваш паспорт и виза недействительны. Вы гражданин, у которого нет страны.
Такую ошеломляющую новость узнал от руководителя службы безопасности аэропорта пассажир по имени Виктор Наворский — герой кинофильма «Терминал». Фрагмент из него только что прозвучал. Пока Виктор летел в Америку, в его родной стране произошёл политический переворот. С недействительным паспортом и аннулированной визой Наворский не смог пройти пограничный контроль. Он не имеет права ступить на американскую землю, но и улететь обратно тоже не может. Всё, что ему остаётся — ждать. А сколько — неизвестно...
Картину о человеке, который 9 месяцев прожил в международном терминале аэропорта, снял в 2004 году Стивен Спилберг. Режиссёр признавался, что хотел сделать фильм, который заставил бы зрителей смеяться и плакать, а главное — увидеть, что мир, в котором мы все живём, действительно хорош.
На главную роль Спилберг пригласил актёра Тома Хэнкса, которому удалось сыграть её эмоционально и трогательно. Запертый в терминале, словно в тюрьме, герой Хэнкса Виктор Наворский не утратил надежды, не растерял человечности, не замкнулся и не отчаялся. С ним приключилась беда, но он умеет забывать о собственных неприятностях, когда видит, что другие нуждаются в помощи. В одном из эпизодов фильма Виктор помогает пассажиру, у которого хотели конфисковать редкие и дорогостоящие лекарства, купленные для больного отца. Этот благородный и милосердный поступок оценило даже вышестоящее руководство аэропорта, сделав замечание начальнику службы безопасности и призвав его быть более чутким к людям.
— Я следовал правилам.
— Иногда правила лучше игнорировать, и заниматься живыми людьми.
— Всё понятно, да.
— Сострадание к людям, Фрэнк. На нём построено всё наше общество.
— Я знаю, да.
— У Наворского есть чему поучиться.
Действительно, поучиться у главного героя есть чему. Прежде всего — в любых обстоятельствах оставаться человеком. А ещё — принимать жизнь такой, как она есть. Не роптать на обстоятельства, и даже в трудностях находить позитивные моменты. Как сказал в одном из своих интервью Том Хэнкс, фильм «Терминал» — это своего рода забавная и трогательная сказка, наталкивающая на очень серьёзные размышления. Актёр считает, что один из важных посылов картины состоит в том, что в ней показано, как много вокруг нас удивительных, добрых, светлых людей. Их нужно только увидеть.
Весьма любопытно, что в фильме «Терминал» Хэнкс играет, по-видимому, славянина. Не существующая в реальности страна Кракожия, откуда по сюжету прибыл герой, по задумке сценаристов — что-то вроде бывшей советской республики. Вот почему Наворский время от времени разговаривает на ломанном русском языке. Кстати, роль главного героя оказалась во многом созвучна её исполнителю. Так, например, в одном из эпизодов Виктор перед сном осеняет себя православным крестным знамением. Да и сам Том Хэнкс, как и вся его семья, — в жизни православные христиане.
А самое удивительное в фильме Стивена Спилберга «Терминал» , наверное, то, что к концу просмотра, аэропорт даже зрителям начинает казаться уютным домом. Может быть, потому, что искренняя доброта и сердце, открытое для людей, способны наполнить теплом и светом любое пространство. Даже шумный, полный суеты терминал.
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен