
Анна Тумаркина
Я выросла в атеистической семье и к вере пришла довольно поздно. Уверовала, будучи подростком, а крестилась в 26 лет.
Меня часто спрашивают: что чувствует уверовавший в Бога, если до этого много лет являлся убежденным атеистом? Как удается наладить с Господом? Как вообще человек находит Его? Разумеется, я могу говорить только о своем опыте. И в моем случае религиозный поиск после долгих лет духовного кризиса был сродни блужданию одинокого человека среди руин и обломков по пустому полуразрушенному городу.
Человеку хочется спрятаться от этой обнаженной пустоты и тишины.
Выбраться из руин ложных учений, найти путь после блужданий по темным тупикам. Хочется найти крышу над головой. И человек этот наконец находит одно единственное целое приятное взгляду здание.
Несчастный путник заходит внутрь и видит, что на стене висит телефонный аппарат. Человек хотел бы набрать номер того, кто сможет прийти и спасти от ужаса одиночества. Но осознает, что не знает номера. И вдруг...
В тишине заброшенного здания раздается звонок. Звонит аппарат на стене. Путник бежит к телефону. Снимает трубку и слышит на другом конце знакомый голос: «Не бойся. Ты в безопасности. Я спасу тебя».
Примерно то же самое в своё время испытала я, обретя веру в Бога.
Годами не находила покоя, металась, искала смысл жизни, себя в мире и мир в себе... Чувствовала, будто я никому не нужная одиночка. В Церковь попала случайно, просто однажды зашла в часовню недалеко от дома. Но даже там было не совсем понятно, как правильно общаться с Богом, как молиться.
Господь не стал ждать, пока я выучу молитвы, научусь молиться своими словами, Он Сам обратился ко мне, Сам дал почувствовать, что Он есть, что Он — рядом.
Я стояла посреди храма на ранней литургии совершенно одна, с закрытыми глазами и мысленно повторяла одну и ту же фразу-вопрос: «Что я здесь делаю? Может быть, мне уйти?» И вдруг в голове чётко услышала императив: «Открой глаза!» Я открыла глаза и увидела перед собой алтарь, а в нем священника, читающего молитвы с воздетыми к небу руками. И тут из маленького окошка в алтаре на престол упали лучи восходящего солнца. Это было удивительно красиво. И почти в то же время в форточку подул лёгкий утренний ветерок. Необыкновенное смешение свежести и света с ароматным запахом ладана, мерцанием свечей и стройным пением заставили меня забыть о нерадостных мыслях. Только одно единственное ощущение: это Господь сам мне открылся через Свою красоту.
Он сам вывел меня из холода и запустения, которые до этого были со мной практически постоянно. Я увидела другой мир: светлый, яркий, наполненный доброжелательными людьми. Ушло холодное и злое одиночество. Пришло тепло и покой. Пришёл долгожданный свет.
Я часто вспоминаю этот уникальный опыт и благодарю за него Господа. Сам момент обретения веры был настоящим потрясением. По силе эмоционального воздействия сродни звонку телефона в тишине безлюдного города. И какое счастье, что, сняв трубку этого телефона, я услышала самый важный голос: голос небесного Отца.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.