Начиная с 15-го и вплоть до 20-го века (целых пять веков) греки находились в турецком пленении. Иначе как пленом нахождение жителей погибшей Византии в составе Османской империи назвать нельзя. Некоторые скажут – но ведь греки как бывшие граждане Византии согласно тогдашним законам имели в турецкой империи особый статус, более престижный, чем у прочих народов государства Османов. Но на практике не было в империи народа более гонимого государством, чем народ греческий.
Мало того, что турки закрыли на подвластной им территории практически все православные храмы и официально упразднили монастыри. Они еще и запрещали грекам носить национальную одежду, говорить на своем языке. Любое проявление национального самосознания жестоко каралось.
Но несмотря на все препятствия со стороны империи греки не только выжили как народ, но и, самое главное, сохранили в неприкосновенности православную веру. Им удалось сделать это, в том числе, благодаря жертвенному служению ряда священников и монахов, которые, не боясь наказаний со стороны государства, тайно обучали греческих детей грамоте и православной вере.
Обучение по понятным причинам могло проходить только по ночам и в очень укромных местах. Ведь только там, в почти недоступных для человека местах, могли существовать тогда в Греции храмы и даже монастыри. В этих храмах и монашеских обителях и разместились знаменитые “тайные школы”.
Обучение в “тайных школах” проходило в обстановке строжайшей секретности. Родители отпускали своих детей на занятия по ночам. Те несколько километров шли до места проживания священника или монаха-учителя, который скрывался от властей в лесу или горах. Сохранились слова песенки, которую дети напевали идя в тайную школу.
«Месяц мой ясный, Освети мне путь,
В школу я пойду получать знания,
От Бога исходящие».
Занятия могли посещать до нескольких сотен детей, проживавших в той или иной местности. От всех них требовалось полное молчание насчет того, где они учатся и у кого. Иначе их учителю грозила гибель. Надо сказать, что не было в истории “тайных школ” такого эпизода, когда ученики предали бы своего учителя.
Когда в 20-ом веке Греция наконец-то получила полную независимость, многие иностранцы удивлялись, насколько быстро греки восстановили свою цивилизацию. В их храмах тут же начались богослужения, на улицах городов зазвучали патриотические песни, в храмах были люди всех возрастов. Создавалось ощущение, как будто не было пяти веков ига и греческое православие не находилось под жестоким запретом властей. Подобный расцвет веры и национального самосознания в Греции был, конечно же, заслугой деятельности тайных школ, сохранивших для греческого народа его православную веру и культуру.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема