Начиная с 15-го и вплоть до 20-го века (целых пять веков) греки находились в турецком пленении. Иначе как пленом нахождение жителей погибшей Византии в составе Османской империи назвать нельзя. Некоторые скажут – но ведь греки как бывшие граждане Византии согласно тогдашним законам имели в турецкой империи особый статус, более престижный, чем у прочих народов государства Османов. Но на практике не было в империи народа более гонимого государством, чем народ греческий.
Мало того, что турки закрыли на подвластной им территории практически все православные храмы и официально упразднили монастыри. Они еще и запрещали грекам носить национальную одежду, говорить на своем языке. Любое проявление национального самосознания жестоко каралось.
Но несмотря на все препятствия со стороны империи греки не только выжили как народ, но и, самое главное, сохранили в неприкосновенности православную веру. Им удалось сделать это, в том числе, благодаря жертвенному служению ряда священников и монахов, которые, не боясь наказаний со стороны государства, тайно обучали греческих детей грамоте и православной вере.
Обучение по понятным причинам могло проходить только по ночам и в очень укромных местах. Ведь только там, в почти недоступных для человека местах, могли существовать тогда в Греции храмы и даже монастыри. В этих храмах и монашеских обителях и разместились знаменитые “тайные школы”.
Обучение в “тайных школах” проходило в обстановке строжайшей секретности. Родители отпускали своих детей на занятия по ночам. Те несколько километров шли до места проживания священника или монаха-учителя, который скрывался от властей в лесу или горах. Сохранились слова песенки, которую дети напевали идя в тайную школу.
«Месяц мой ясный, Освети мне путь,
В школу я пойду получать знания,
От Бога исходящие».
Занятия могли посещать до нескольких сотен детей, проживавших в той или иной местности. От всех них требовалось полное молчание насчет того, где они учатся и у кого. Иначе их учителю грозила гибель. Надо сказать, что не было в истории “тайных школ” такого эпизода, когда ученики предали бы своего учителя.
Когда в 20-ом веке Греция наконец-то получила полную независимость, многие иностранцы удивлялись, насколько быстро греки восстановили свою цивилизацию. В их храмах тут же начались богослужения, на улицах городов зазвучали патриотические песни, в храмах были люди всех возрастов. Создавалось ощущение, как будто не было пяти веков ига и греческое православие не находилось под жестоким запретом властей. Подобный расцвет веры и национального самосознания в Греции был, конечно же, заслугой деятельности тайных школ, сохранивших для греческого народа его православную веру и культуру.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто люди идут к Богу, потому что, по их словам, Он им нужен. Но можно ли поставить вопрос иначе? Можно ли сказать, что люди нужны Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Чем отличается мировоззрение людей верующих и неверующих? Кто-нибудь может решить, что различия будут связаны с наукой, которой верующим сложнее заниматься, ведь они будто бы всё объясняют чудесами или чем-то подобным. На самом же деле верующие учёные точно так же, как неверующие, оперируют естественными законами. Другое дело, что они верят, что эти законы созданы разумным и любящим Творцом. Эта вера не влияет на конкретные исследования, т.к. Бог не является частью материального мира, но она помогает ощутить, что у мира есть родитель, любящий и заботливый. Что мы приведены в бытие не случайно. Это меняет очень многое, потому что в глубине души верующий человек оказывается способен доверять. Не столько миру, конечно же, сколько Богу.
Впрочем, не все религии позволяют посмотреть на мир именно так. Христиане Фессалоник отвратились от идолов, потому что язычество ничего подобного не предлагало. Вопрос: нужен ли ты богам, не как источник жертв, но как любимое чадо, оставался без ответа. И уж тем более было непонятно, на что способны боги, чтобы избавить тебя от зла и смерти. Судя по всему, иногда у бывших язычников возникали страхи, и они сомневались: действительно ли Единый Истинный Бог их любит, действительно ли они Ему нужны. Успокаивая и приободряя их, апостол Павел пишет, что Бог предназначил нам не гнев и наказание, но спасение через Христа. Любовь Творца так велика, что Он пошёл на крест, чтобы дать нам возможность жить вместе с Ним. Понимая, что превратности этой жизни нелегко переносить, апостол призывает учеников поддерживать и приободрять друг друга, доверяя руководителям общины и избегая распрей.
Читаешь всё это и диву даёшься, ведь ощущение, что Павел пишет не просто в город Филиппы, но пишет каждому из нас сегодня. Ведь и ныне, несмотря на всё развитие науки и техники, люди также чувствуют своё сиротство в мире. Иногда в порыве отчаяния они так и говорят друг другу или себе: никто в этом мире никому не нужен. Конечно, на то оно и отчаяние, чтобы человек в нём преувеличивал, но в то же время, в этом преувеличении приоткрывается вполне настоящий и подлинный страх одиночества, который нарастает в наших сердцах, сколько бы мессенджеров мы ни устанавливали на смартфоны, в каком количестве социальных сетей мы бы ни регистрировались... А всё потому, что человек отказался от главного — от веры, которая всему прочему может сообщить смысл, скрепив всё происходящее доверием Богу. Люди могут подвести, и из эгоизма и из страха смерти, ведь они всё время пытаются выживать за счёт друг друга. Но Бог не подведёт, и через все испытания, в конечном счёте приведёт нас к спасению. Нам остаётся только согласиться и пойти за Ним по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Новости возрождения храма в Крохино». Анор Тукаева
У нас в студии была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о сохранении храмов и исторического наследия в России и о том, как это может быть осуществлено силами даже нескольких человек на примере возрождения затопленного храма в Крохино.
Наша гостья рассказала, как продвигается восстановление храма, как вокруг этого места объединяются не только местные жители, но и люди из других регионов, а также о возникших в фонде «Крохино» проектах сохранения памяти об истории народных культурных и музыкальных традиций.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств на Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер