Небольшая деревенька Хирбет Эль-Тирех, что в двух километрах от столицы палестинской автономии, города Рамалла, в ноябре 2014 года неожиданно получила всемирную известность. Палестинские и израильские археологи, проводя исследования в окрестностях этого селения, обнаружили, что именно здесь в тридцать пятом году по Рождестве Христовом был похоронен архидьякон Стефан - святой, который первым в истории принял мученическую смерть за Христа. Руководитель археологической группы, доктор Салах Хуссейн аль-Худеллия сделал официальное заявление, что это открытие имеет исключительную ценность для христиан всего мира.
Археологические изыскания проводились в рамках проекта по обнаружению древностей Иерусалимского университета. В ходе раскопок близ селения Хирбет Эль-Тирех были найдены остатки обширного византийского храмового комплекса, включающего в себя церковь и монастырские постройки. В одной из исследуемых точек храма взорам ученых неожиданно открылась надпись, указывающая, что эта церковь была построена на месте погребения святого Стефана.
Находка крайне удивила археологов. Ведь историки были убеждены, что первомученик Стефан похоронен совсем в другом месте, в окрестностях города Бейт-Шемеш на склонах Иудейских гор. Какое же из двух захоронений подлинное?
:
О судьбе первого христианского мученика Стефана рассказывается в библейской книге «Деяния святых апостолов». Известно, что этот молодой образованный человек принадлежал к Иерусалимской общине. За проповедь христианства он был привлечен к суду, а затем насмерть побит камнями. В книге «Деяний» говорится, что «Стефана погребли мужи благоговейные». Кто были эти мужи и где они похоронили первомученика, Священное Писание умалчивает. Однако, сохранилось историческое свидетельство об обретении мощей святого спустя почти четыре столетия после его смерти - в 415 году. Это событие описал палестинский священник Лукиан в своем «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Из этого послания следует, что первомученика похоронил на своем земельном участке некто Гамалиил. Можно предположить, что это тот самый Гамалиил, который упомянут в Новом Завете - будучи членом высшего судебного органа евреев – Синедриона, он выступал в защиту ранних христиан. Точные координаты места захоронения святого Стефана автор послания не назвал, заметив лишь, что «земля Гамалиила» находится неподалеку от Иерусалима.
Мощи архидьякона Стефана после их обретения в 415 году были перенесены в Иерусалим, а оттуда в Константинополь. Постепенно частицы этой реликвии распространились по всему миру. Сейчас святые останки первомученика можно увидеть в храмах Италии, Испании, Франции, Греции, Румынии, Украины. В России, в Троице-Сергиевой лавре хранится десница - правая рука первомученика.
Опустевшая гробница близ Иерусалима продолжала оставаться для верующих предметом почитания. Над ней была выстроена церковь, вокруг которой образовался монастырь. Однако, в седьмом веке персы, захватившие Израиль, уничтожили почти все православные храмы и святыни на Святой земле. Не стала исключением и обитель на месте погребения первомученика Стефана. Спустя несколько веков уже никто не мог точно ответить на вопрос – где именно находится та земля Гамалиила, которая некогда приняла убиенное тело. Так продолжалось до тех пор, пока в 1916 году во время археологических раскопок неподалеку от города Бейт-Шемеш не были обнаружены руины византийского монастыря и пещерные захоронения с пустымисосудами для хранения останков святых. При этом в одной из уцелевших мозаик упоминалось имя святого Стефана. Это дало основаниепредположить, что именно отсюда мощи первомученика были изъяты в 415 году и перенесены в Иерусалим. Однако у специалистов оставались вопросы.
Бейт-Шемеш отделяет от Иерусалима тридцать с лишним километров. Едва ли автор пятого века мог назвать эти селения близко расположенными. Поэтому ученые, занимающиеся вопросами библейской археологии, заинтересованно восприняли обнаруженное доказательство, что именно Хирбет Эль-Тирех – та самая «весь Гамалиила», о которой писал в пятом веке палестинский священник Лукиан. Через пять лет изыскания будут завершены, и деревня Хирбет Эль-Тирех, расположенная в двенадцати километрах от Иерусалима, станет местом паломничества для христиан со всего мира.
Неожиданное открытие палестинских археологов оказалось одинаково ценно и для науки, и для религии. Как справедливо заметил доктор Салах Хуссейн аль-Худеллия, в вопросах веры чрезвычайно важно соблюдать историческую правду.
Карло Коллоди «Пиноккио» — «Стать настоящим»

Фото: PxHere
Мы с детства помним приключения деревянного мальчика Буратино, описанные Алексеем Николаевичем Толстым. В основу повести Толстого легла сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». Два текста сильно отличаются, ведь Толстой не просто перевёл книгу Коллоди, он активно её переработал.
В чём заключается одно из ключевых отличий между Пиноккио и Буратино? Буратино стремится завладеть золотым ключиком и отворить заветную дверцу. У Пиноккио другая цель. Он, невзирая на все свои недостатки, больше всего на свете мечтает стать настоящим, живым, а не деревянным, мальчиком.
И здесь на память приходит библейский текст. В книге пророка Иезекииля, одной из книг Ветхого Завета, в главе одиннадцатой, мы читаем следующее: «И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное». Под плотяным сердцем подразумевается сердце, способное воспринять божественную благодать, иными словами, способное к подлинной жизни.
Святитель Филарет Московский, выдающийся проповедник девятнадцатого века, говорил, что человек не может сам изменить своего сердца, это возможно только для Создателя. А в наших силах горячо желать подобного изменения.
Самым заветным желанием героя Коллоди было из деревянного мальчика стать настоящим. Так ли пламенно и мы стремимся к тому, чтобы наши сердца стали настоящими и наполнились божественной благодатью?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение