Тринадцатый век до нашей эры. Израильский народ долгих сорок лет бредет по пустыне. Позади Египетский плен, впереди – обещанная Богом Земля. Желанная цель уже почти достигнута, но тут на пути странников встает грозное препятствие - многочисленные и хорошо вооруженные ханаанские племена готовы биться насмерть за каждый метр плодородной земли. В Аиалонской долине, близ города Гаваон противника удается повергнуть, остается лишь нанести решающий удар! Но день клонится к вечеру, а это значит, что неприятель может отступить, воспользовавшись ночным мраком. И тогда вождь израильтян Иисус Навин дерзновенно восклицает, требуя невероятного: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою!». И, как свидетельствует Библия, невероятное произошло - «солнце остановилось, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим».
«Солнце остановилось». Это кажется невозможным. Однако рассказ о солнце, неподвижно застывшем в небе, можно найти в летописях греков, египтян, китайцев и мексиканцев. История о двойном дне встречается также в финских, японских и перуанских народных преданиях. «Лишние» сутки обнаруживали в своих исследованиях историки и астрономы. Сотрудник Гарвардской обсерватории Эдвард Чарльз Пикеринг дважды вычислил день сражения Иисуса Навина. Выводы, к которым он пришел, поразили все научное сообщество.
Если производить вычисления, отталкиваясь от первого зарегистрированного в древних египетских хрониках солнцестояния, оказывается, что битва при Гаваоне состоялась во вторник. А если делать расчеты в обратном порядке, начиная от сегодняшнего момента, это же событие приходится на среду. Получается, что один и тот же день длился двое календарных суток!
Американский профессор Чарльз Тоттен, проведя серию обстоятельных и сложных математических вычислений, также пришел к выводу, что на земле существовал неучтенный день. Однако, исследования Тоттена показали, что в дополнительных сутках на долю битвы при Гаваоне приходится лишь двадцать три часа двадцать минут. Возникает вопрос - куда делись недостающие сорок минут? Недоумение разрешил английский астроном Эдвард Уолтер Маундер, сотрудник Гринвичской обсерватории, автор книги «Астрономия Библии»
Вычисления профессора Тоттена доказали, что из двадцати четырех неучтенных часов мировой истории ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут. В Священном Писании сказано: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день». Ученые предположили, что слово «почти» указывает именно на эти недостающие сорок минут. То есть, получается, что в земную историю вошел неполный лишний день? Но это противоречит вычислениям Эдварда Чарльза Пикеринга, который обнаружил в календаре двадцать четыре неучтенных часа. А если предположить, что дополнительные сорок минут были подарены людям в какой-то иной исторический момент?
Действительно! В Священном писании упомянут еще один случай замедления времени - он произошел в восьмом веке до нашей эры. Входящая в Библию Четвертая книга Царств описывает его так. Пророк Исайя предрек тяжело больному царю Езекии скорую смерть. Самодержец, получив скорбное известие, стал горько плакать и просить Бога о продлении жизни. И Создатель откликнулся на его молитву. Исайя получил от Бога повеление незамедлительно вернуться в царский дворец и сказать Езекии, что тот выздоровеет. Царь не решался поверить в столько радостную перемену его судьбы, он попросил знАмения в знак того, что Пророк говорит правду. И тогда тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней! «Десять ступеней» солнечных часов равняются как раз сорока минутам. Именно этих минут и не доставало в дополнительных сутках земной истории, и они были восполнены! Мы опять имеем образец точности священных страниц Библии.
Даже в атеистическое советское время в академической литературе, издаваемой в России, вопрос о невероятно продолжительном дне Иисуса Навина осторожно назывался дискуссионным. Сегодня же ученые признают- вопреки всем существующим законам двойной день в земной хронологии действительно был. Это событие показывает всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница