В Православии существует не каноническая, но благочестивая традиция креститься, проходя или проезжая мимо храма. Это не закон, не обязанность, но так поступают некоторые набожные христиане, желая лишний раз вспомнить о Боге и поклониться Его святому распятию.
Для многих из нас, родившихся во времена полнейшего равнодушия к вере, перекреститься на людях — настоящий подвиг. В юности мне казалось, что осенять себя крестным знамением на глазах у всех «стыдно». И даже потом, став взрослой, мне всегда было не по себе, если кто-то вдруг начинал истово креститься при виде храма, а я безучастно проходила мимо. Я уговаривала себя, что это всего лишь народный обычай и соблюдать его не обязательно. Но мое сердце знало правду: я стесняюсь продемонстрировать миру, что верю в Бога.
Глупо? Да, очень глупо. Наши дедушки и бабушки пережили времена, когда за крестное знамение могли лишить жизни. А теперь у нас есть такое огромное и великое счастье открыто исповедовать свою веру, но мы предпочитаем таиться и смущаемся от чужих взглядов. Хотя, на самом деле, абсолютному большинству людей совершенно безразлично, перекрещусь я на улице или нет.
И вот однажды мое малодушное стеснение исчезло без следа. Знаете, в какой момент это произошло? Когда ко мне в гости приехала моя подруга из Грузии. Мы гуляли по улицам Москвы, и каждый раз, проходя мимо церкви, моя подруга осеняла себя крестным знамением. Ей не нужно было бороться с собой, всякий раз как делала я. Для нее это было естественно, органично, как дышать. Она носила джинсы, красила ресницы. Одним словом, казалась абсолютно светским человеком. И при этом совершенно открыто демонстрировала свою веру.
— А у нас в Грузии все так делают, — сказала подруга, когда чуть позже я призналась ей, что стесняюсь креститься на улице или в общественном транспорте. — У нас почти нет неверующих. Каждый перекрестится под воскресный колокольный звон.
Как же так, подумала тогда я. Ведь Грузия, как и Россия, пережила времена богоборчества. Почему же они так быстро вернулись к вере и наполнили христианскими обрядами повседневную жизнь, а мы до сих пор смущаемся, испытываем неловкость, стараемся не демонстрировать свою религиозность на людях? И вот это чувство — обида за державу — абсолютно излечило мое стеснение.
Да, должно было быть по-другому. Я могла преодолеть свое малодушие из любви к Богу, а преодолела из любви к Родине. Значит, я еще очень далека от истинного христианского благочестия. Но я верю, что Господь приближает нас к себе разными путями. Так, шаг за шагом, при помощи друзей или любви к стране, мы можем изменить свое сердце и с твердой верой пойти в направлении сияющего Божественным светом креста.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







