
В Православии существует не каноническая, но благочестивая традиция креститься, проходя или проезжая мимо храма. Это не закон, не обязанность, но так поступают некоторые набожные христиане, желая лишний раз вспомнить о Боге и поклониться Его святому распятию.
Для многих из нас, родившихся во времена полнейшего равнодушия к вере, перекреститься на людях — настоящий подвиг. В юности мне казалось, что осенять себя крестным знамением на глазах у всех «стыдно». И даже потом, став взрослой, мне всегда было не по себе, если кто-то вдруг начинал истово креститься при виде храма, а я безучастно проходила мимо. Я уговаривала себя, что это всего лишь народный обычай и соблюдать его не обязательно. Но мое сердце знало правду: я стесняюсь продемонстрировать миру, что верю в Бога.
Глупо? Да, очень глупо. Наши дедушки и бабушки пережили времена, когда за крестное знамение могли лишить жизни. А теперь у нас есть такое огромное и великое счастье открыто исповедовать свою веру, но мы предпочитаем таиться и смущаемся от чужих взглядов. Хотя, на самом деле, абсолютному большинству людей совершенно безразлично, перекрещусь я на улице или нет.
И вот однажды мое малодушное стеснение исчезло без следа. Знаете, в какой момент это произошло? Когда ко мне в гости приехала моя подруга из Грузии. Мы гуляли по улицам Москвы, и каждый раз, проходя мимо церкви, моя подруга осеняла себя крестным знамением. Ей не нужно было бороться с собой, всякий раз как делала я. Для нее это было естественно, органично, как дышать. Она носила джинсы, красила ресницы. Одним словом, казалась абсолютно светским человеком. И при этом совершенно открыто демонстрировала свою веру.
— А у нас в Грузии все так делают, — сказала подруга, когда чуть позже я призналась ей, что стесняюсь креститься на улице или в общественном транспорте. — У нас почти нет неверующих. Каждый перекрестится под воскресный колокольный звон.
Как же так, подумала тогда я. Ведь Грузия, как и Россия, пережила времена богоборчества. Почему же они так быстро вернулись к вере и наполнили христианскими обрядами повседневную жизнь, а мы до сих пор смущаемся, испытываем неловкость, стараемся не демонстрировать свою религиозность на людях? И вот это чувство — обида за державу — абсолютно излечило мое стеснение.
Да, должно было быть по-другому. Я могла преодолеть свое малодушие из любви к Богу, а преодолела из любви к Родине. Значит, я еще очень далека от истинного христианского благочестия. Но я верю, что Господь приближает нас к себе разными путями. Так, шаг за шагом, при помощи друзей или любви к стране, мы можем изменить свое сердце и с твердой верой пойти в направлении сияющего Божественным светом креста.
24 мая. О Евангелии как нравственном основании культуры славян

Сегодня 24 мая. День славянской письменности и культуры.
О Евангелии как нравственном основании культуры славян — протоиерей Василий Гелеван.
Наследие святых Кирилла и Мефодия в своеобразной культурной прививке славянских народов евангельским семенем. Задача учителей славянских состояла в христианизации языческих племён.
Первыми переводами, вышедшими из-под пера создателей славянской письменности, стали Жития святых Евстафия Плакиды и Алексия Человека Божьего. Жития и сегодня читаются на одном дыхании, но дело даже не в качестве перевода, а в нравственном назидании житий. Сами равноапостольные братья придавали письменному слову дидактическое значение.
Это сегодня эфир вокруг нас заполняет в основном развлекательный контент, а в самом начале славянской письменности слово было священно. Благодаря тому, что у истоков русского слова стояли святые братья, наша речь сегодня изобилует евангельскими образами. Она наполнена нравственной чистотой и пронизана святостью слова.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер