Мне не радость сулит эта жизнь на земле,
Я решила идти за Тобой,
И в награду за то, что служу Красоте,
Мир покроет меня клеветой.
Но во имя Твое все готова терпеть,
Пусть я только лишь горе найду.
За Тебя, мой Господь, я хочу умереть,
За Тебя на страданья пойду.
Эти строки из стихотворения Татьяны Николаевны Гримблит стали для нее пророческими.
Шел 1937 год. По стране катилась очередная волна репрессий против Церкви. Татьяна Гримблит работала медсестрой в больнице в подмосковном селе Константиново. К тому времени за ее плечами уже было несколько тюремных сроков по обвинению в контрреволюционной деятельности. В сентябре 1937-го, в возрасте тридцати четырех лет она снова была арестована.
Следователь:
— Татьяна Гримблит! Вы обвиняетесь в антисоветской агитации и вредительстве в больнице по месту вашей работы. Признаете ли себя виновной?
Татьяна Гримблит:
— Виновной себя не признаю. Вредительством никогда не занималась. Это же грех тяжкий.
Следователь:
— А ваши товарищи по работе свидетельствуют об обратном. Вот их показания. (Шелест бумаги. Читает) Татьяна Гримблит на собрании в больнице за подписку на государственный заем не голосовала. Или вот еще. (Шелест переворачиваемых страниц) Татьяна Гримблит призывала больных молиться, говоря, что это – лучшее лекарство.
Татьяна Гримблит:
— Что я верующая, я никогда не скрывала. Но всегда работала честно, чтобы все видели, что и верующий человек может быть полезен стране. А что я кому-то навредила – этого про меня никто не скажет, такого в жизни не было. Всегда добро старалась людям делать.
Татьяна Гримблит выросла в Томске. Окончив гимназию, пошла работать воспитательницей в детскую колонию. Почти весь свой заработок и все, что удавалось собрать сверх того, Татьяна передавала ссыльным, которых после Гражданской войны в Томске было очень много. На одном из допросов она так говорила о своей деятельности:
Татьяна Гримблит:
— С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Томской и Иркутской тюрьмах и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками.
Сегодня мы сказали бы, что Татьяна Гримблит была волонтером и занималась социальной помощью заключенным. Но в ОГПУ таких слов не знали, а такую работу считали опасной для государства. За помощь заключенным Татьяну неоднократно обвиняли в контрреволюционной деятельности и арестовывали. В свою первую ссылку она отправилась в возрасте двадцати трех лет. Через два года, вернувшись из ссылки, поселилась в Москве и еще активнее стала помогать заключенным, многих из которых теперь знала лично. Многих священников и верующих мирян она поддерживала не только материально, но и словом, ведя с ними активную переписку.
Один из адресатов Татьяны Гримблит, епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, - был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал».
Помощь репрессированным священникам и переписка с ними стали причиной новых арестов. Каждый день мог стать для Татьяны Гримблит последним, и она была к этому готова. Когда в 1937 году Татьяну Николаевну арестовали в пятый раз, она, уходя, оставила на столе записку, которая заканчивалась такими словами:
Татьяна Гримблит:
— Всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью.
Её расстреляли 23 сентября 1937 года в урочище близ деревни Дрожжино Московской области, на Бутовском полигоне. Это место массовых казней называют «Русской Голгофой». Только за один год с августа 1937 по октябрь 1938 на Бутовском полигоне было расстреляно несколько десятков тысяч человек. Более трехсот из них причислены к лику святых. Среди них медсестра Константиновской районной больницы новомученица Татиана (Гримблит).
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема