Псковское озеро — самое большое в Псковской области. За внушительные размеры его даже называют морем. И на этой водной глади, в 35 километрах от Пскова выделяются три участка суши, общей площадью чуть более квадратного километра. Это Талабские острова. Самый ближний из них и самый известный — Талабск, он же — остров имени За́лита. Здесь находится церковь святителя Николая. В 1958-2002 годах ее настоятелем был почитаемый старец протоиерей Николай Гурьянов. После кончины старец был похоронен на острове. На его могилу совершаются паломничества.
Второй в ряду участок суши — это остров Талабенец. Он самый маленький из трех островов. Сейчас необитаем и служит привалом для путешественников, едущих на дальний Ве́рхний остров.
Во второй половине 15 века на острове Верхнем, покрытом густым лесом, поселился преподобный Досифей Верхнеостровский, ученик преподобного Евфросина Псковского. Остров в то время населяли воины-пираты. Преподобный Досифей стал беседовать с ними и через некоторое время разбойники покаялись и изменили свою жизнь. Когда в 1470 году подвижник основал здесь мужскую Петропавловскую обитель, бывшие пираты помогали ему в строительстве церкви. За свою историю монастырь пережил периоды расцвета и упадка и сейчас вновь возрождается. В церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, под алтарем, под спудом лежат мощи основателя монастыря. Осмотрев храм снаружи, можно найти вход в подземную часть церкви времен преподобного Досифея. В этой рукотворной пещере вместе со святым молились раскаявшиеся пираты.
По легенде, Талабские острова на Псковском озере люди освоили уже в 11 веке. А свое название островки суши получили по имени первого жителя — рыбака по имени Тала. Впрочем, рыбный промысел и в наши дни является основным занятием местных. И если знаменитого снетка в озере по-прежнему много, то рыбаков заметно поубавилось. В 19 веке население Талабских островов достигало 3000 тысяч человек. Сейчас там постоянно проживают лишь полторы сотни жителей. Несколько лет назад от Пскова до островов ходил комфортабельный катер, теперь же добраться туда можно только на лодке — из села Толбица, по речке Толбе.
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема