
Здравствуйте! У микрофона Анна Шепелёва.
Очень добрый старичок, неизменно окружённый толпой паломников – таким впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина), одного из почитаемых старцев ХХ века, его духовный ученик, автор книги "Несвятые святые" митрополит Тихон (Шевкунов). А известный реставратор Савва Ямщиков, которому в юности посчастливилось видеться и беседовать с отцом Иоанном, вспоминал глаза старца, полные любви, доброжелательную улыбку, словно к нему пришёл не чужой человек, а близкий родственник. Те, кто знал батюшку, отмечали и его редчайший дар рассуждения. О том, что архимандрит Иоанн действительно общался с людьми, как с родными – с лаской, теплом и родственной заботой, и помогал своими мудрыми советами, ярко свидетельствуют его письма и проповеди. В издательстве АСТ собрали некоторые из наставлений старца и выпустили книгу под названием "Так говорил Иоанн Крестьянкин".
Умиротворяющие, обнадёживающие слова батюшки Иоанна хоть изначально и были обращены к конкретным адресатам, оказываются поистине универсальными. В его наставлениях – ответы на вопросы, которые волнуют каждого. И когда читаешь их, не покидает чувство, что отец Иоанн говорит именно с тобой.
Семья, работа, взаимоотношения супругов, отцы и дети: архимандрит Иоанн (Крестьянкин) размышляет на эти вечные темы, стараясь обратить взгляд собеседника и читателя на духовную сторону вопроса. И самые, казалось бы, обыденные вещи связывает с духовной жизнью человека и Божьим промыслом.
"Не забывайте: бессильно зло, мы вечны, с нами Бог", – обнадёживает батюшка на страницах книги "Так говорил Иоанн Крестьянкин". И уверяет в том, что все наши жизненные трудности обязательно разрешатся. Ведь Господь хочет помочь нам, устранить всё то, что нас тяготит, обременяет и печалит. И нужно лишь доверить и передать Ему наши заботы. Тем, кто считает, что сделать это не так уж и просто, старец возражает и говорит: "Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь стараться не согрешить в самых маленьких и лёгких делах". Например, почитать родителей, исполняя заповедь, данную самим Богом. "Будь же с мамой, как ласковый ребёнок, любовь и ласка будут для неё благотворным лекарством, а молитва о ней – целительным бальзамом", - советует отец Иоанн кому-то из своих духовных чад, и одновременно - всем нам. Мудрый совет даёт он и относительно супружеской жизни: "Хорошо бы принять закон, - рассуждает старец, – чтобы к себе быть построже, а к супругу поснисходительнее".
Отец Иоанн советует внимательнее всматриваться в жизнь. "Случайностей в жизни нет и быть не может, - предупреждает он. - Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом". А зная, что повсюду Господь, нельзя унывать. И пусть крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо – это ничего. Главное, видеть это небо над головой – так говорил Иоанн (Крестьянкин).
С вами была программа "Литературный навигатор" и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема