Дом Апостола Петра.
Некогда Капернаум, или, по-еврейски, Кфар-наум, бы зажиточным городком на берегу Галилейского моря. Помимо рыболовства и земледелия, его жители жили от доходов с торговли. Не зря же через него проходила дорога, связывающая процветающий Дамаск с цветущей Галилеей. Многочисленные купцы провозили через этот город свои товары, оставляя здесь свои звенящие монеты в виде платы за провоз и пропивая их в местных тавернах. Именно здесь же в доме рыбака Симона, ставшего Апостолом Петром, поселился Христос. Но местный люд не хотел слушать нищего бродячего проповедника. "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься", - вскричал однажды Иисус. Никто и не прислушался к этим гневным словам. Казалось бы жизнь опровергала пророчество. Городок разрастался и богател. Но спустя пять столетий сначала мусульманские орды, а затем и мощнейшее землетрясение стерло Кфар Наум с лица земли. Город не только не возродился, но и был напрочь забыт на долгие столетия.
Практически случайно 1838 году американский путешественник Эдвард Робинсон обнаружил здесь фрагменты древних строений. Лишь спустя почти 60 лет католические монахи-францисканцы смогли выкупить часть территории у бедуинов и поставить вокруг ограждения, чтобы сохранить загадочные камни от вандалов. Одетые в коричневые рясы иноки не только умели молиться, но и профессионально занимались раскопками. С начала ХХ века они метр за метром изучали территорию бывшего рыбацкого городка. В 1921 году археологической экспедицией под руководством отца Гауденцио Орфали здесь были обнаружены остатки византийской базилики V века.
Храм имел совершено необычный вид, он был построен в виде восьмиугольника. Подобное доселе не встречалось нигде. Церковь решили восстановить и монахи даже поставили на место несколько колонн, а частично сохранившийся мозаичный пол церкви было решено отреставрировать. Туристам и паломникам это должно было понравиться.
Но планам не суждено было сбыться. Причем не только из-за военного лихолетья. Когда весной 1968 года, в то время, когда мозаичный пол византийской базилики все-таки отправили на реставрацию, монах-археолог отец Вирджилио Корбо решил посмотреть, что же находилось под мозаикой. Он вместе со своими собратьями начал кропотливо копать землю. Спустя несколько дней его взору предстало удивительное зрелище - фрагменты постройки начала I века!
Обнаруженный дом явно находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, а между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство. На стенах дома были обнаружены надписи, так называемые инскрипции или граффити, с христианскими символами и молитвенными воззваниями ко Христу и Апостолу Петру, на основных языках того времени: арамейском, греческом, латинском и сирийском. Причем самые первые надписи были датированы тем же I веком нашей эры.
Зачем и кто оставлял эти надписи на древних стенах? Почему над руинами халупы спустя пару веков возвели величественную и необычную церковь? Вопросы множились, но отгадку никак не могли найти. На помощь пришел монах-библиотекарь, решивший полистать древние рукописи. В воспоминаниях испанской паломницы Эгерии, посетившей эти края в IV века он обнаружил запись, что Дом святого Апостола Петра был переделан в церковь. Об этом же писал и в 570 году паломник, известный как Антонин из Пиаченцы. Пораженные монахи поняли, что обнаружили фрагменты дома, в котором жил, проповедовал и исцелял сам Христос!
Теперь над этим домом вновь возвышается удивительная церковь, возведенная в стиле модерн. А вокруг лежат руины домов некогда оживленного торгового городка, как будто-бы шепчущие "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься"...
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.