«…Вокруг была полная тишина. Такамори знал, что Гастон думал о Наполеоне, поэтому старался аккуратно избегать этой темы.
– Звезды очень красивые, не правда ли, Гас?
– Да.
– Тебе нравится смотреть на них?
– Да.
– Облака звезд ярко светили в черном ночном небе. Такамори никогда раньше не встречал кого-то проще и чище Гастона.
Так же, как звезды смело стремились осветить ночное небо своими крохотными лампочками, – так же и этот иностранец отдавал всего себя, даруя силу другим чистотой своего сердца. Глядя на Гастона, чей взгляд не отрывался от ярких звезд Млечного Пути, Такамори неожиданно вспомнил рассказ о резчике бамбука.
Говорят, принцесса Кагуя прилетела на Землю с Луны. А не прилетел ли Гастон со звезд, куда он и вернется в один прекрасный день? Такамори все казалось возможным – такое у него сейчас было настроение.
– Пошли спать. Я обещаю, завтра мы найдем Наполеона».
Это был фрагмент из романа японского писателя, горячего христианина Сюсаку Эндо, под названием «Уважаемый господин дурак» (1959 год), читал Владимир Александров. Сразу скажу, что Наполеон – это имя собаки, к которой сердечно привязан и которую опекает путешествующий по Японии француз Гастон, – странный, нелинейный человек, из тех, кого обычно стесняются, обнаружив рядом с собою в кафе или в общественном транспорте. Гастон приехал пожить к своему бывшему однокашнику, родные которого, поначалу шарахались, а потом довольно быстро стали удивляться самим себе: как это, мол, вышло, что за короткое время похожий на большую лошадь, нелепый чудак-француз незаметно и в корне изменил их жизнь? Навсегда – у одних и хотя бы не надолго – у других. Изменил в неожиданную, отчетливо светлую сторону.
Об авторе скажу ещё кратко, что Эндо, родившийся в начале 1920-х и ушедший из жизни в конце прошлого, 20-го века – автор знаковых романов «Молчание», «Глубокая река» и «Самурай» (они у нас переведены), лауреат всех японских литературных премий, неоднократно выдвигался и на нобелевскую. В его родном городе (район Нагасаки Сотоми, родина тайных христиан в эпоху гонений) уже более десяти лет действует мемориальный музей. Я добавлю, что в отрочестве при крещении Сюсаку Энду принял имя Павла, что в конце жизни, перенесший тяжелые физические страдания писатель взялся писать комментарий к книге Иова…
В финале романа «Уважаемый господин дурак», главный герой, этот дальний родственник князя Мышкина, мучительно погибает, успев остановить убийство, свидетелем которого чуть не стал. Погибнув, он исчезает бесследно, после чего в окрестностях местечка многие японцы видели грациозно поднимавшуюся в небо белую цаплю. Что же это было? …Гастон часто уезжал куда-то от своих поначалу нелюбезных хозяев, но всегда возвращался, может так?
«…Впервые в своей жизни Томоэ осознала, что есть дураки и дураки. Человек, который любит других с простотой открытого сердца, верит в других независимо от того, кто они, даже если его обманут или даже предадут, – такой человек в нынешнем мире будет списан как дурак. И он им является. Но это не обычный дурак. Это дурак, достойный уважения.
…Он уважаемый дурак, который никогда не позволит, чтобы то добро, которое он несет с собой людям, исчезло навсегда. Подобная мысль пришла ей в голову впервые.
Гастона уже нельзя было увидеть с того места, где она стояла. Прозвучал удар колокола, оповещающий об отходе поезда.
– Ува… …жаемый дурак! – Томоэ прижала руки к своему рту и произнесла эти слова для себя самой. – Уважаемый дурак, возвращайся скорее.
Наконец раздался свисток паровоза, и поезд медленно тронулся в путь, унося уважаемого дурака на север…»
Верующий литератор, мне кажется, облечен особой ответственностью: как бы далеко ни уносило его воображение, каким бы замысловатым и многослойным ни выглядело его сочинение – в нем с той или иной степенью очевидности будут угадываться проповеди и притчи. Интуиция подсказывает мне, что чем талантливее такой писатель, тем глубже и незаметнее на первый взгляд его духовное служение.
Что же до обычного читателя, то, перевернув последнюю страницу «Уважаемого дурака» я, признаюсь, обнаружил себя глубоко взволнованным. Ведь сердце современного (да и не современного) нам человека, увы, часто и прочно покрыто пленкой бесчувствия, о котором мы знаем и от которого очень мучаемся. Наверное, растопить этот душевный лед можно иной раз и с помощью так называемого “странного человека”, оказавшегося рядом и удивляющего своей “неотмирностью”, чистотой и доверчивостью. А еще – и умением отказаться от себя во имя любви к другим, обнаруживая в этих других красоту Божия подобия, Тот самый образ.
С вами был Павел Крючков
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.