«Наш народ отверг язычество и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую...» — с такими словами в 862-ом году обратился князь Ростислав Моравский к византийскому императору Михаилу Третьему. Ответом на эту просьбу князя стало прибытие в Великую Моравию братьев Кирилла и Мефодия.
В середине девятого столетия Великоморавская держава была одним из крупнейших славянских государственных образований. Моравия включала в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также юго-восток Польши и часть Украины.
Князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846-м году. К этому времени на моравской земле уже действовали христианские проповедники из Греции и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали на латыни.
Князь Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые знают славянский язык. Но Ватикан не ответил на просьбу моравского князя. Тогда Ростислав обратился в Византию. По благословению патриарха Фотия в моравские земли отправились лучшие проповедники, знавшие славянский язык — братья Кирилл и Мефодий. Это были образованные люди, аскеты, молитвенники, с богатым опытом миссионерской работы.
В Моравии Кирилл и Мефодий обнаружили, что у местных жителей нет собственной письменности и изобрели первый славянский алфавит — глаголицу. Затем братья занялись переводом богослужебных книг на славянский язык и преподаванием.
Князь Ростислав Моравский стал не только инициатором православной миссии в Моравии, но и главным заступником проповедников. В жесткую оппозицию к деятельности святых братьев встали латинские миссионеры. Они действовали в интересах немецких князей, претендовавших на земли Моравии.
До конца своего правления князь Ростислав поддерживал деятельность православных миссионеров и защищал Моравию от немецкого влияния. За годы своего правления Ростислав заложил основы для культурного развития не только Великой Моравии, но и всей Восточной Европы. Но сохранить политическую независимость своего государства князь не смог. В 870-ом году Ростислав Великоморавский был схвачен франками, осуждён и приговорён к ослеплению. Последние годы жизни Ростислав провел в плену в одном из баварских монастырей.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в 1992-м году, а сама канонизация и торжества по их случаю состоялись осенью 94-ого года.
Грамотный петух

Жил-был в одном селе Петух. Много раз попадал он в лапы Лисы, но всякий раз удавалось ему спастись благодаря своему уму и находчивости.
Клевал однажды Петух на поляне за селом зёрнышки, вдруг видит: крадётся к нему Лиса. До дома бежать далеко, рыжая точно догонит и схватит. Ничего не оставалось Петуху, как взлететь на стоящий рядом вяз и кое-как примоститься на ветке.
Подошла к дереву Лиса и спрашивает:
— Эй, Петух? Почему ты, как только меня увидел, так высоко взлетел? Испугался что ли?
— А ты что, хотела бы, чтобы я побежал навстречу и стал с тобой обниматься? — ответил ей Петух.
— Вот именно! — говорил Лиса. — Разве ты не знаешь? Наш правитель по всем улицам и базарам разослал глашатаев и велел им кричать: «Отныне во всём моём государстве ни одна живая душа, ни один зверь не смеет обижать слабого. Да будут впредь волки и овцы пить воду из одного колодца, лисы и зайцы жить в одной норе, а соколы и воробьи жить в одном гнезде». Наверное, ты ещё ничего не слышал и не читал? Новые указы повелителя повсюду развешаны...
— Разумеется, читал, — говорит Петух. — Не одна ты у нас грамотная.
— А если так, спускайся скорее ко мне, пойдём с тобой вместе в лес гулять, — обрадовалась Лиса.
— Гулять хорошо с весёлой компанией, а не вдвоём, — отвечает Петух. — Сейчас спущусь. Ты только подожди немножко, пусть сюда подбегут другие звери. Мне хорошо сверху видно, как они к нам спешат. Тогда все вместе и погуляем.
— Что ещё за звери? Какие такие звери? — насторожилась Лиса.
Посмотрел Петух вдаль и говорит:
— За клубами пыли мне их плохо видно, они как ветер сюда летят. Похожи на волков, но вроде не они...
— Да ты получше приглядись, — просит Лиса.
— Серые — как волки, только уши и хвосты длинней, — говорит Петух. — Похожи на собак. Точно, это же овчарки моего хозяина. Мне уже и лай их слышно... Наверное, голодные.
— Овчарки?!! — воскликнула Лиса и, поджав хвост, бросилась в лес наутёк.
— Эй, почему ты убегаешь? — крикнул ей вдогонку Петух. — Мы же хотели вместе погулять?
— Я передумала. С тобой бы я, может, и погуляла, но только не с овчарками, — донеслось из-за кустов.
— Разве ты не говорила, что правитель повелел всем зверям не обижать слабых?
— А что, если овчарки были в степи и не слышали указа нашего повелителя? Вдруг они, в отличие от тебя, не грамотные и не сумели его прочесть? Ваши овчарки могут меня разорвать на куски.
Сказала это Лиса и скрылась в чаще.
А Петух слетел с дерева и поспешил домой, решив, что лучше он будет на хозяйском дворе зёрнышки искать под присмотром сторожевых собак. Так-то оно правильнее будет.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 84. Богослужебные чтения

Разбитое корыто, у которого оказалась старуха из знаменитой сказки Александра Пушкина, прочно ассоциируется с полнейшей неудачей в жизни. В каком-то смысле с разбитым корытом бытия однажды остался народ еврейский, когда был пленён Вавилонским царством и лишён родины. О последствиях этой национальной катастрофы повествует нам псалом 84-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Евреи находились в плену у Вавилона почти 60 лет. Затем политические обстоятельства изменились, и им разрешили вернуться в историческую Палестину. Надо сказать, жуткая разруха ожидала евреев на месте. Храм был разрушен, Иерусалим тоже пребывал в неутешительном состоянии. Как же отреагировал на всё перечисленное народ еврейский? А никак. Вместо того, чтобы восстановить храм, богослужение, вообще поблагодарить Бога за освобождение, древние иудеи начали поскорее обустраивать личный быт.
Их, конечно, можно было понять. Кушать-то, и правда, хотелось. Но вот незадача. Земля отказывалась приносить урожай. И, наконец, до евреев дошло, что они увлеклись важными, но, тем не менее, второстепенными вещами, совершенно забыв про Бога. Составитель псалма 84-го (имя его нам неизвестно) как раз на это обстоятельство и указывает. А также просит Господа о милости. Вот что читаем мы в псалме: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова. Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас».
От лица всего народа автор псалма кается за неразумие и духовную слепоту. А ещё обещает Богу, что древние евреи придут в себя, поймут, что не хлебом единым жив человек. И урожай может доставить радость только тогда, когда совесть человека не обременена грехами, когда человек живёт в мире с Богом. И автор псалма понимает, что людям требуется чёткий ориентир, духовная опора в жизни. Иными словами — нужно восстановить храм и храмовое богослужение. Тогда-то всё и наладится. Зазвучит молитва и благословит людей и землю. И та обязательно принесёт урожай.
Так, собственно, и получилось. Когда евреи вспомнили о Боге и покаялись, отстроили заново храм в Иерусалиме, наступила долгожданная гармония. Или как читаем мы в псалме: «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес».
Как известно, лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Давайте же усвоим урок, преподанный древним евреям. Преподанный не потому, что Бог ревнив и жесток, а потому что без Бога никакое земное благополучие радости принести не может. Только в согласии с заповедями Господними мы можем найти в этой жизни пусть временную, пусть относительную, но всё же гармонию. Будем же держаться за Бога, Ему воздавая честь и хвалу, посещая богослужения, молясь дома, и во всём остальном нам тогда будет сопутствовать благословение Небес.
Псалом 84. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 84. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 84. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.