
Красная площадь в Москве шумела большим торгом. Какого только товару не навезли торговцы под стены Кремля: были здесь богатые ткани и расписная посуда, украшения и головные уборы…
Из Фроловских ворот Кремля на вороном коне выехал на Красную площадь статный молодой человек в богатом, золотом шитом, кафтане. Спешился, отдал повода идущему рядом боярину и, смешавшись с пёстрой толпой, пошёл по рядам. Но у торговцев глаз зоркий: вмиг различили знакомое лицо и, низко, до земли, кланяясь, стали звать:
— К нам, к нам загляни, княже!
Скоро всю Красную площадь облетела радостная весть: сам Московский князь Даниил Александрович пришёл посмотреть на ярмарку!
Князь неспешно бродил по торгу, рассматривал диковинки. Вдруг его внимание привлекла необычная, резная деревянная солонка.
— Сколько просишь за неё, хозяйка? — спросил Даниил у стоявшей за прилавком женщины.
— Да хоть так забирай, князь-батюшка! — с низки поклоном отвечала женщина.
Но князь с улыбкой достал из-за пазухи платок, развернул и протянул изумлённой торговке монету чистого серебра.
Женщина упала на колени и со слезами стала отказываться от дорогого подарка, уверяя, что солонка её и полушки медной не стоит, и что хоть сын её и погиб на ратной княжеской службе, живёт она с невесткой хорошо и не в нужде внука растит. Тогда Даниил достал золотой и, вложив в руку женщине, ласково сказал:
— Нет уж, ты прими, сделай милость. Сына ведь твоего, знать, я не сберёг…
О человеколюбии и милосердии князя Даниила Московского, младшего сына прославленного Александра Невского, было хорошо известно его подданным. Именно таким — благотворящим к бедным и обездоленным, заботящимся о благосостоянии Божьих храмов и в годы тяжких междоусобиц хранившим Московскую землю от напрасного кровопролития и донесли до нас его образ московские летописи, в которых древние хроникёры именуют Даниила не иначе, как братолюбцем.
Княжение своё Даниил начал с того, что на свои личные деньги возвёл в Москве храм. На небольшом холме выстроил он в 1282 году деревянную церковь, которую освятили во имя небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Именно этот храм положил начало одной из старейших русских обителей — Московскому Свято-Данилову монастырю. Впоследствии князь Даниил построил в городе ещё один храм — Богоявленский, также ставший основанием одноимённого монастыря.
В 1293 году на Москву обрушилось страшное бедствие — к стенам Белокаменной пришли татары — страшная Дюденева рать, уже опустошившая Суздаль, Коломну и Можайск. Даниилу предложили укрыться в одной из его дальних деревень, но князь не пожелал оставлять своих подданных. Однако и крови он тоже не хотел. В собственных руках вынес Даниил татарам ключи от Москвы, а когда те, дотла разграбив её, ушли, принялся восстанавливать город. Но не за счёт налогов, а на собственные доходы от своих дальних вотчин, которых миновали набеги татар. Все свои богатства Даниил раздал пострадавшим от набега москвичам. И с благодарностью встречал приезжий люд из других княжеств, наезжавший в Москву, чтобы помочь отстроить город заново. Для строителей и рабочих княжеским повелением и на его же деньги были устроены трапезные с бесплатною пищей и кров для ночлега.
Вместе со своею верной супругой Евдокией князь Даниил творил щедрую милостыню, одаривая бедных; Евдокия собственноручно вышивала золотом для устроенного мужем Даниловского монастыря пелены и плащаницы — богослужебные покровы.
16 марта 1303 года в том же монастыре князь принял монашеский постриг. А на следующий день скончался, оставив на долгие века пример милосердного, кроткого и мудрого человека и правителя.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема