
Красная площадь в Москве шумела большим торгом. Какого только товару не навезли торговцы под стены Кремля: были здесь богатые ткани и расписная посуда, украшения и головные уборы…
Из Фроловских ворот Кремля на вороном коне выехал на Красную площадь статный молодой человек в богатом, золотом шитом, кафтане. Спешился, отдал повода идущему рядом боярину и, смешавшись с пёстрой толпой, пошёл по рядам. Но у торговцев глаз зоркий: вмиг различили знакомое лицо и, низко, до земли, кланяясь, стали звать:
— К нам, к нам загляни, княже!
Скоро всю Красную площадь облетела радостная весть: сам Московский князь Даниил Александрович пришёл посмотреть на ярмарку!
Князь неспешно бродил по торгу, рассматривал диковинки. Вдруг его внимание привлекла необычная, резная деревянная солонка.
— Сколько просишь за неё, хозяйка? — спросил Даниил у стоявшей за прилавком женщины.
— Да хоть так забирай, князь-батюшка! — с низки поклоном отвечала женщина.
Но князь с улыбкой достал из-за пазухи платок, развернул и протянул изумлённой торговке монету чистого серебра.
Женщина упала на колени и со слезами стала отказываться от дорогого подарка, уверяя, что солонка её и полушки медной не стоит, и что хоть сын её и погиб на ратной княжеской службе, живёт она с невесткой хорошо и не в нужде внука растит. Тогда Даниил достал золотой и, вложив в руку женщине, ласково сказал:
— Нет уж, ты прими, сделай милость. Сына ведь твоего, знать, я не сберёг…
О человеколюбии и милосердии князя Даниила Московского, младшего сына прославленного Александра Невского, было хорошо известно его подданным. Именно таким — благотворящим к бедным и обездоленным, заботящимся о благосостоянии Божьих храмов и в годы тяжких междоусобиц хранившим Московскую землю от напрасного кровопролития и донесли до нас его образ московские летописи, в которых древние хроникёры именуют Даниила не иначе, как братолюбцем.
Княжение своё Даниил начал с того, что на свои личные деньги возвёл в Москве храм. На небольшом холме выстроил он в 1282 году деревянную церковь, которую освятили во имя небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Именно этот храм положил начало одной из старейших русских обителей — Московскому Свято-Данилову монастырю. Впоследствии князь Даниил построил в городе ещё один храм — Богоявленский, также ставший основанием одноимённого монастыря.
В 1293 году на Москву обрушилось страшное бедствие — к стенам Белокаменной пришли татары — страшная Дюденева рать, уже опустошившая Суздаль, Коломну и Можайск. Даниилу предложили укрыться в одной из его дальних деревень, но князь не пожелал оставлять своих подданных. Однако и крови он тоже не хотел. В собственных руках вынес Даниил татарам ключи от Москвы, а когда те, дотла разграбив её, ушли, принялся восстанавливать город. Но не за счёт налогов, а на собственные доходы от своих дальних вотчин, которых миновали набеги татар. Все свои богатства Даниил раздал пострадавшим от набега москвичам. И с благодарностью встречал приезжий люд из других княжеств, наезжавший в Москву, чтобы помочь отстроить город заново. Для строителей и рабочих княжеским повелением и на его же деньги были устроены трапезные с бесплатною пищей и кров для ночлега.
Вместе со своею верной супругой Евдокией князь Даниил творил щедрую милостыню, одаривая бедных; Евдокия собственноручно вышивала золотом для устроенного мужем Даниловского монастыря пелены и плащаницы — богослужебные покровы.
16 марта 1303 года в том же монастыре князь принял монашеский постриг. А на следующий день скончался, оставив на долгие века пример милосердного, кроткого и мудрого человека и правителя.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема