Стараниями, приложенными еще советской властью, главным зимним праздником у нас в стране до сих пор считается Новый год. Рождество для многих россиян - просто очередной церковный праздник или один из дней продолжительных новогодних каникул.
Основной персонаж новогодних торжеств у нас в стране - конечно, Дед Мороз. Этот сказочный старик, приносящий подарки, правда, совсем недавно обрел официальную резиденцию, а вместе с ней и более-менее внятную биографию, вобрав черты множества персонажей русского фольклора.
В Европе все обстоит несколько иначе. Там главным зимним праздником является Рождество. Да, христианство понемногу из европейского сознания вытесняется. Но основного персонажа зимних праздников там еще не отменили. Это Санта Клаус, который является народным олицетворением святителя Николая Чудотворца. Правда, о происхождении Санта Клауса многие европейцы или не знают, или его не помнят. Тем не менее, Санту пока не переименовали, и он хоть как-то продолжает сохранять принадлежность именно к христианству.
Есть, впрочем, в Европе страна, которая имеет собственный новогодний символ, причем абсолютно православный. Обязанности Деда мороза в Греции выполняет святитель Василий Кесарийский, за свою святость прозванный Великим. Его память празднуется Церковью как раз 1 января – в день кончины святого.
Но это не единственная причина такого особенного почитания. Во время своей недолгой жизни (прожил святой Василий всего 49 лет) он прославился не только написанием многочисленных богословских произведений, но и организацией целой системы благотворительности в городе Кесария.
Он знал всех нищих города, всех вдовиц и вообще всех тех, кто нуждался в помощи. Святой призывал более состоятельных людей жертвовать на нужды неимущих. Через его руки проходили огромные средства, однако помогая окружающим, сам он жил почти в нищете. Так и умер святой, ничего не имея. С давних пор святитель Василий считается в Греции символом щедрости и милосердия.
В Греции есть две традиции дарить подарки при помощи святого Василия. В более консервативных семьях подарки кладут рядом с иконой святителя. Есть в Греции и обычай на Новый год приглашать к детям актера, переодетого в святого Василия. Цвет его костюма может варьироваться. Обязательным атрибутом является длинная борода и высокая шапка, похожая на головной убор епископа. Сегодня, впрочем, костюмы актеров, изображающих святого Василия, все больше похожи на костюм Санта Клауса.
Но главное отличие святого Василия от Деда мороза или Санта Клауса в Греции продолжает пока сохраняться. Дед мороз обычно просто приносит подарки. В Греции же подарок обязательно сопровождается просьбой святого Василия к ребенку жить по-христиански - то есть по заповедям, по совести, любить других больше, чем себя.
Кстати, рождественско-новогодним деревом в Греции считается не елка, а сосна, которой посвящена популярная песенка «О Элато», аналогичная нашей «В лесу родилась елочка»:
http://www.youtube.com/watch?v=I---zUrvWws
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили о греческой традиции празднования Нового года.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница