Середина 11 столетия. С того дня как крестился князь Владимир Святославич прошло больше полувека. В Киеве и Новгороде стоят величественные храмы во имя Софии – Премудрости Божией. В пещерах на берегу Днепра трудится монашеское братство под руководством преподобного Антония. Вдоль древнего пути из варяг в греки подобно сигнальным кострам зажигаются очаги христианского просвещения. Но этот свет почти не проникает через дремучий Дебрянский лес – туда, где сегодня находится Центральная Россия, на берега Волги и Оки.
Здесь живут разные народы. Финские племена меря, мурома и весь. Балтское племя голядь. Славяне – вятичи. И все они остаются язычниками. Первым христианским миссионером в этом краю лесов, рек и озёр стал святой Леонтий, в 1051 году назначенный епископом в город Ростов.
О ранней жизни Леонтия мы знаем немного. Известно, что он был уроженцем Константинополя и человеком учёным. До своего назначения был монахом Киево-Печерского монастыря. Ростовскую кафедру, куда он отправился, основали еще при князе Владимире, но вера Христова столкнулась здесь сильным сопротивлением язычества. Никто из предшественников Леонтия не мог удержаться в городе.
Чтобы проповедовать язычникам Евангелие святитель Леонтий выучил мерянский язык, на котором говорило большинство жителей Ростова. На родном языке, он призывал их отказаться от идолослужения и поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу. Но вначале его дело потерпело неудачу.
Ростовцы, а особенно представители старших поколений, не собирались отказываться от старой религии. Леонтия изгнали из города, и он поселился неподалёку, на берегу ручья впадающего в озеро Неро. Здесь изгнанный епископ поставил деревянную церковь во имя Архистратига Михаила и смиренно готовился продолжать своё служение.
В этой ситуации поверить в успех будущей проповеди было невозможно, но Леонтий верил.
Дьякон: Владыко святый, пожалей себя! Настрадался ты уже от этих ростовцев. Двух владык Фёдора и Илариона выжили они из города, и тебя выживут. Поедем в Киев. Поклонишься князю Изяславу и митрополиту – дадут тебе другую кафедру, поближе и получше этой.
Леонтий: Нет, я останусь здесь, где мне выпал жребий послужить Богу.
Дьякон: Так все старшие и уважаемые люди города против тебя! Не дадут они тебе послужить!
Леонтий: А что Господь в Евангелии сказал? «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Молодое вино – это Слово Божие. Ветхие мехи – люди, закосневшие в старых привычках и заблуждениях. Новые мехи – это молодые люди, готовые узнавать всё новое. К ним я и буду обращаться теперь.
В своём новом жительстве за чертой города, святитель стал собирать ростовскую молодёжь и проповедовал ей Слово Божие. Так православие постепенно пустило корни на Северо-востоке Руси.
Впрочем, до спокойных времён молодой Ростовской церкви было еще очень далеко. Язычество не собиралось сдаваться. Из летописи известно, что в 1071 году в тех местах вспыхнуло восстание, вызванное голодом и неурожаем. Возглавили восстание языческие волхвы из Ярославля, считавшие виновницами голода знатных женщин, которые якобы при помощи колдовства спрятали всю еду. Множество невинных жен и девиц было убито во время этой «охоты на ведьм». Подверглись нападениям и христиане.
В житии святителя Леонтия рассказывается, как он единственный сохранял спокойствие перед толпой вооруженных язычников, готовых растерзать немногочисленных правосланых. «Не бойтесь чада, не могут нам ничего сделать без Божьего повеления» – успокаивал Леонтий свою паству. Вместо того чтобы бежать, благословил священников облачиться, взять в руки кресты и иконы, и выйти навстречу погромщикам. Тогда Господь сотворил чудо. Нападавшие были поражены невидимой силой, пали на землю или были ослеплены. После этого Леонтий исцелил их, привёл к вере.
Созидание церковной жизни в языческом крае стало делом всей жизни святителя Леонтия, над которым он трудился до последних дней. Даже умирая в 1077 году, святитель не переставал думать и молиться о будущем своей паствы. Когда через столетие при строительстве нового собора была открыта гробница с мощами святителя, в руке своей Леонтий держал свиток. На свитке были написаны имена каждого из множества священников и дьяконов, которых он рукоположил для открывающихся приходов. Так сильна была его отеческая любовь.
Труды святителя Леонтия дали обильные всходы. Ростов Великий сделался одним из главных центров православия на Руси. Наш самый почитаемый святой Сергий Радонежский – тоже уроженец Ростовской земли, живший спустя триста лет после Леонтия. Междуречье Волги и Оки из языческой окраины превратилось в центр православной России.
Сегодня комплекс Ростовского кремля, Успенский собор Ростова Великого, где под спудом покоятся мощи святого Леонтия – являют собой архитектурный образ Святой Руси. Ежедневно сюда приезжают сотни паломников и туристов, чтобы приобщиться к этому наследию.
Первое соборное послание святого апостола Петра
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/02/Saint_Peter_by_Lomonosov.jpg)
Апостол Пётр
1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы испытывали в жизни стыд. В наши дни есть люди, предлагающие бороться со стыдом как с чем-то унижающим человека, заставляющим его страдать от несовпадения его поведения с общей нормой. Однако со стыдом ничего не поделать, ведь он срабатывает в нас автоматически, когда мы чувствуем, что отличаемся от большинства и наше поведение не одобряют. Но как же христианину воспринимать стыд? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й и 5-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Я пошёл в школу в те годы, когда за веру уже никто особенно никого не стыдил. Может быть, пару раз меня и дразнили попёнком, но это не было чем-то массовым и долговременным и уж, конечно, я не воспринимал происхождение из семьи священника, как нечто позорное. Другое дело, скажем, времена, в которые школьником был мой отец. Его церковное происхождение и христианская жизнь становились предметом обсуждения в газетах, всем предлагалось посочувствовать ему, и расчёт был на то, что ему, соответственно, станет стыдно за свою религиозную отсталость. Однако подобные действия не достигали своих целей. И причина этого в том, что верующие люди прекрасно знают, стыд стыду рознь — просто так следовать за первыми возникшими чувствами никак нельзя. Важно идти глубже и разбираться в их причинах, ведь может статься, что тот, кто разобрался, испытает совсем другое чувство.
Стыд — базовая нравственная эмоция, которая отвечает за соответствие человека нормам авторитетного для него сообщества. Но ведь сообщества бывают разными! Столетиями христианство воспринималось как естественная часть жизни русского народа, и мы привыкли к тому, что, если есть нечто стыдное, значит оно плохое. Но вот апостол Пётр приводит прекрасную, хотя и очень печальную иллюстрацию того, что культуры могут быть разными. Так в Римской империи времён язычества, быть христианином означало рисковать своим социальным положением, а иногда и жизнью. Но христианам не было стыдно, потому что язычники не были для них авторитетным сообществом, и они не оценивали себя их глазами. Для апостола важно, чтобы христианин не был преступником заповедей, потому что это действительно достойно порицания и наказания, но, если верующий страдал за Имя Христово, он не должен был не только стыдиться, он мог испытывать блаженство, несмотря на все внешние трудности.
К сожалению, современное общество далеко не во всём ориентировано на заповеди Христовы. Сегодня для людей, иногда даже считающих себя христианами, оказывается не стыдно бросить семью и предать близких, сославшись на откуда ни возьмись возникшую любовь. И, напротив, порой считается стыдным, проявить целомудрие и удержаться от греха. Понимая всё это, сегодняшним христианам важно помнить, что стыд бывает истинными и ложным, и ориентироваться надо не на сам стыд, который нередко зависит от общественных вкусов, переменчивых и, к сожалению, всё больше деградирующих... Ориентироваться нужно на заповеди, которые нам даровал Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь тем, кто перенёс инсульт
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Fond-ORBI-glavnoe-1-340x480.jpg)
Фонд борьбы с инсультом ОРБИ — первый в России профильный фонд, который помогает людям с инсультом и их близким. Он организует семьям консультации со специалистами и оплачивает реабилитации.
Ежегодно в России происходит более 500 тысяч инсультов. Как правило, чтобы люди могли вернуться к нормальной жизни, им необходима непрерывная и качественная реабилитация. Благодаря поддержке фонда ОРБИ подопечные обретают возможность восстановиться.
Священнику Виктору Заводову из города Омска стало плохо, когда он находился в другой стране во время миссионерской поездки. Мужчина потерял возможность двигаться и говорить. Его супруге, матушке Вере, пришлось проделать сложный путь, чтобы прилететь к мужу на другой конец земли и доставить его в Россию.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/ORBI-Vnutrnee-foto-480x480.jpg)
Здесь семья занялась реабилитацией отца Виктора. При участии фонда ОРБИ удалось оплатить для батюшки дорогостоящий курс лечения. Постепенно он научился двигаться, стоять, есть и пить и даже начал напевать песни. Отец Виктор в прошлом музыкант, в юношестве пел в ансамбле, а затем много лет руководил церковным хором. Поэтому музыка и пение для него — особая радость. Сегодня 61-летний священник полон надежды на восстановление — ежедневно читает вслух и старается больше двигаться. Он стремится однажды вернуться к служению в Церкви.
Сейчас у фонда борьбы с инсультом ОРБИ много других подопечных, которые тоже нуждаются в реабилитации. Чтобы помочь фонду и его подопечным, переходите на сайте проекта.
Также вы можете отправить СМС на короткий номер 3443 со словом «ОРБИ» и любой суммой через пробел, например: «ОРБИ 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежь и Церковь». Иеромонах Давид (Кургузов)
![Иеромонах Давид (Кургузов) в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/12/Ieromonah-David-Kurguzov.jpg)
У нас в студии был клирик Свято-Вознесенского мужского монастыря в Сызрани иеромонах Давид (Кургузов).
Разговор шел о том, как современные молодые люди могут вовлекаться в церковную жизнь и как вера и Церковь могут стать значимыми для них.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер