Священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, в миру - Николай КрОтков, родился в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году, в Костромской губернии. Николай получил духовное образование, женился и стал священником. Кротков рано овдовел и вскоре принял монашеский постриг с именем Никодим. Он курировал духовные училища на Кавказе, был епископом в Кишеневе и Пскове. В декабре шестнадцатого года епископ Никодим подготовил и направил на имя царя Николая Второго записку. В ней он предлагал ряд мер для спасения страны от надвигающейся революции. Значимый период жизни владыки Никодима связан с Украиной: Киевом и Крымом. Он отвечал в Киевской епархии за помощь раненным в годы Первой мировой войны. После Февральской революции архиепископ резко выступил против националистов - сторонников отделения украинской Церкви от Московского Патриархата. Владыка Никодим стал свидетелем бегства гетмана Скоропадского из Киева, был арестован по приказу Петлюры. Он не оставил свою паству в Крыму, когда ему предлагали эмигрировать. Владыка видел и победы войск Деникина, и их поражения. При советской власти архиепископ Никодим не раз заключался под стражу, прошел тюрьмы, ссылки, лагеря. Он скончался в тридцать восьмом году, в ярославской тюрьме, после двух лет заключения. Ему было семьдесят. Место погребения архиепископа Никодима - одна из братских могил у деревни СелифОнтово, там сейчас находится мемориальное кладбище.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница