Третьего октября 1908 года в семье священника Сергия Самуилова родился мальчик. Мать Евгения Викторовна беременность перенесла тяжело, и ребенок, по выражению акушерки, был «больно плохоньким», он мог не дожить даже до следующего утра. Отец Сергий решил тут же покрестить сына и дал ему имя Константин. Благодать таинства и заботы родителей помогли мальчику выжить. В будущем он стал верным спутником и единомышленником отца.
Сергея Самуилова в 1905 году рукоположили в священники храма Архангела Михаила в селе Старая Лука Саратовской губернии. Отец Сергий был неординарным и разносторонним человеком: он боролся с сектантами, много писал для местной газеты «Епархиальные ведомости», в свободное время занимался музыкой и писал картины. Свои знания и умения священник хотел передать детям — Софии, Константину, Наталии, Марии и Михаилу. Он учил их читать и молиться, а по вечерам рассказывал длинные и смешные сказки собственного сочинения. Сыновья отца Сергия с детства прислуживали отцу в алтаре.
Во время Гражданской войны скончалась супруга священника Евгения Викторовна. Забота о детях теперь целиком легла на отца Сергия. В 1923 году Константин и Михаил закончили начальную школу. У священника не было возможности отправить сыновей в другой город для продолжения учебы. И тогда он сам взял на себя роль учителя. Отец Сергий преподавал мальчикам богословие и математику, а старшая сестра Соня, к тому времени окончившая семилетку, — историю, географию и естествознание. Прихожане часто заставали пастыря с учебником алгебры в руках, с испачканными мелом рукавами. Вместо доски использовалась печь-голландка, выкрашенная чёрным лаком. По вечерам, в присутствии всей семьи, священник читал Священное Писание, а затем толковал его.
Костя начал интересоваться церковной историей, его любимым чтением стали труды святых отцов и философские статьи в журналах. Вместе с сестрой Соней он помогал отцу готовиться к диспутам с атеистами, которые проводились в местном клубе. А в 1928 году по благословению отца Сергия Константин сам блестяще выступил во время диспута на тему «Был ли Христос?» Ему полностью принадлежали план, подбор и разработка материала. Отец Сергий только прослушивал сына, иногда указывая: «Вот тут, Костя, лучше сказать попроще, а в этом месте можно сократить».
В это время священник уже был настоятелем Воскресенского кафедрального собора в городе Пугачёв Саратовской области. Константин помогал отцу в храме, не пропуская ни одной службы и ни одной спевки хора. Он пел и читал на клиросе, освоил устав и порядок службы. В 1929 году юноша стал иподиаконом и секретарём епископа Пугачёвского Павла Флери́нского, и готовился принятию сана.
Священником Константин стал очень скоро, но в результате печального события — ареста отца. В первый раз отца Сергия забрали только на два месяца — всё это время дети носили ему передачи. После выхода из тюрьмы священник мог уйти за штат и уехать в другую область, чтобы избежать ареста. Но на семейном совете он сказал: «Апостолы за штат не уходили и с места проповеди не уезжали». 18 ноября 1930 года отца Сергия арестовали вторично и приговорили к трём годам ссылки. Священник скончался на пересыльном пункте в Челябинске.
Последняя записка, которую Константин передал отцу Сергию в тюрьму, содержала вопрос: принимать или не принимать священство? В ответной записке стояло только одно слово — отеческое «Благословляю!».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер