В России мы уже привыкли к тому, что православный священник занимается исключительно своими прямыми обязанностями — совершает богослужение и заботится о приходе. Бывает, конечно, и такое, что некоторые священники совмещают свою деятельности еще с какой-нибудь. Например, работают преподавателями в семинарии или являются сотрудниками каких-то церковных отделов и организаций.
Так дела обстоят не только в России, но и в Греции и других странах с устоявшейся православной культурой. Иная ситуация имеется, когда православный священник осуществляет свое служение в странах с неправославной культурой. Такое бывает, когда священник направляется в какую-то страну, где проживают его православные соотечественники и начинает там служить. В абсолютном большинстве случаев священник, служащий за границей, не имеет возможности жить на пожертвования прихода. Людей мало, подчас они совсем не богаты. Поэтому священнику приходится совмещать свое служение с каким-то иным видом деятельности.
Хорошо это получается у тех священников, которые получили светскую профессию до того, как начали служить в Церкви. Например, у меня есть знакомый православный священник, который служит и живет в Германии и параллельно со священством является врачом-терапевтом.
Довольно сложно найти работу тем священникам, которые иного, кроме как богословского, образования не имеют. И тут поле деятельности для таких священников оказывается, с одной стороны, большим, а с другой — довольно маленьким. Дело в том, что существуют в Церкви определенные правила относительно дополнительной деятельности для священника. Они гласят, что священник может подрабатывать, так сказать, «питаясь от рук своих». То есть священник не имеет права заниматься перепродажей, то есть бизнесом, но может производить какой-то продукт и его продавать или трудиться на какой-то работать за денежное вознаграждение. Например, как поступал святой Сергий Радонежский, трудясь в качестве плотника.
Ваш покорный слуга вот трудится на радио. И я здесь не одинок — в редакции радио «Вера» трудятся еще священники. Слава Богу, за наш труд мы имеем возможность получать некоторое вознаграждение.
У меня на памяти есть несколько интересных примеров того, как священники за границей устраивались на светскую работу для финансового поддержания себя и своих семей. Один православный священник в США стал пожарным. Другой мой знакомый, румынский священник, некоторое время работал во Франции полицейским. Но, конечно, не в криминальном отделе, а в дорожной инспекции. Он состоял там на должности регулировщика движения. Иную должность полиции он занимать не мог, так как священнику носить оружие запрещено.
Но самый интересный случай трудоустройства произошел с православным священником в Голландии. Он жил в портовом городке, где у него в собственности имелся двухэтажный дом. Так вот. На первом этаже этого дома он устроил кафе, где сам работал официантом и барменом. На втором этаже дома была его квартирка и храм, где он служил. Работая официантом в портовом городе, он делал важное дело — уговаривал моряков не пропивать деньги, сберечь их для семьи. Вот так он боролся с пороками и в качестве священника, и в качестве официанта.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема