В России мы уже привыкли к тому, что православный священник занимается исключительно своими прямыми обязанностями — совершает богослужение и заботится о приходе. Бывает, конечно, и такое, что некоторые священники совмещают свою деятельности еще с какой-нибудь. Например, работают преподавателями в семинарии или являются сотрудниками каких-то церковных отделов и организаций.
Так дела обстоят не только в России, но и в Греции и других странах с устоявшейся православной культурой. Иная ситуация имеется, когда православный священник осуществляет свое служение в странах с неправославной культурой. Такое бывает, когда священник направляется в какую-то страну, где проживают его православные соотечественники и начинает там служить. В абсолютном большинстве случаев священник, служащий за границей, не имеет возможности жить на пожертвования прихода. Людей мало, подчас они совсем не богаты. Поэтому священнику приходится совмещать свое служение с каким-то иным видом деятельности.
Хорошо это получается у тех священников, которые получили светскую профессию до того, как начали служить в Церкви. Например, у меня есть знакомый православный священник, который служит и живет в Германии и параллельно со священством является врачом-терапевтом.
Довольно сложно найти работу тем священникам, которые иного, кроме как богословского, образования не имеют. И тут поле деятельности для таких священников оказывается, с одной стороны, большим, а с другой — довольно маленьким. Дело в том, что существуют в Церкви определенные правила относительно дополнительной деятельности для священника. Они гласят, что священник может подрабатывать, так сказать, «питаясь от рук своих». То есть священник не имеет права заниматься перепродажей, то есть бизнесом, но может производить какой-то продукт и его продавать или трудиться на какой-то работать за денежное вознаграждение. Например, как поступал святой Сергий Радонежский, трудясь в качестве плотника.
Ваш покорный слуга вот трудится на радио. И я здесь не одинок — в редакции радио «Вера» трудятся еще священники. Слава Богу, за наш труд мы имеем возможность получать некоторое вознаграждение.
У меня на памяти есть несколько интересных примеров того, как священники за границей устраивались на светскую работу для финансового поддержания себя и своих семей. Один православный священник в США стал пожарным. Другой мой знакомый, румынский священник, некоторое время работал во Франции полицейским. Но, конечно, не в криминальном отделе, а в дорожной инспекции. Он состоял там на должности регулировщика движения. Иную должность полиции он занимать не мог, так как священнику носить оружие запрещено.
Но самый интересный случай трудоустройства произошел с православным священником в Голландии. Он жил в портовом городке, где у него в собственности имелся двухэтажный дом. Так вот. На первом этаже этого дома он устроил кафе, где сам работал официантом и барменом. На втором этаже дома была его квартирка и храм, где он служил. Работая официантом в портовом городе, он делал важное дело — уговаривал моряков не пропивать деньги, сберечь их для семьи. Вот так он боролся с пороками и в качестве священника, и в качестве официанта.
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер