Святой Савва, славянин по происхождению, жил на рубеже девятого-десятого веков. Он был одним из ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, и продолжатель дела равноапостольных братьев.
Савва проповедовал вместе с другими учениками Кирилла и Мефодия — со святыми Гораздом, Климентом, Наумом и Ангеляром. Все вместе они почитаются южнославянскими народами как «святые седмочисленники» — то есть как семь святых, создавших первый алфавит для славян и переведших на славянский язык те книги Священного Писания, без которых не могло совершаться Богослужение.
В те годы, когда словенские учителя пришли в Великую Моравию это государство включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также часть Польши и Украины. Для просвещения такой большой территории святой Мефодий за годы своего епископского служения рукоположил более двухсот священников и дьяконов. Святой Савва был одним из пяти самых способных и образованных пресвитеров. Ученики Кирилла и Мефодия — Савва, Горазд, Климент, Наум и Ангеляр вместе трудились на ниве просвещения в Великой Моравии, где после смерти святителя Мефодия епископом стал Горазд, прекрасно знавший несколько языков, в том числе греческий и латинский.
Просветителям-славянам противостояла сильная немецкая группа миссионеров-католиков, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопроса о необходимости богослужения на славянском языке, которое решением папы римского было запрещено. Равноапостольный Савва и другие ученики Кирилла и Мефодия подверглись гонениям. Святой был брошен в темницу. После жестоких истязаний Савва был изгнан из Моравии. Тогда святой Савва вместе со святым Гораздом продолжили свои миссионерские труды на территории современной Болгарии. Их с честью принял князь Борис, который стремился к просвещению своего народа. Будучи уже глубоким старцем святой Савва проповедовал Евангелие на юго-западе Болгарии. Этот ученик Кирилла и Мефодия вошел в историю как святой равноапостольный Савва Болгарский.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.