1812-ый год. Москва занята французами, некоторые церкви столицы сгорели, остальные — закрыты. Богослужения в эти тяжелые дни шли лишь в одном месте Москвы — в церкви в честь архидьякона Евпла. Этот изначально деревянный, а с восемнадцатого века величественный трехъярусный каменный собор дал название всей улице, на которой находился. Именно «Евпловской» с пятнадцатого века называли москвичи нынешнюю улицу Мясницкую. В церкви в честь мученика Евпла даже в самые суровые дни Отечественной войны теплилась православная молитва.
Раннехристианский святой Евпл хорошо известен не только у себя на родине — в Сицилии, он был очень почитаем на Руси. Этот мученик всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия. Архидьякон родился в третьем веке и служил в церкви сицилийского города Катания. Несмотря на запреты властей, святой Евпл Катанский бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Даже во время жестоких гонений, когда императорским приказом было запрещено читать и хранить Евангелие, святой Евпл всюду носил с собой Евангелие и при любой возможности просвещал жителей своего родного города. Вокруг архидьякона на улицах Катании собиралось множество людей. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемся, его схватили и отвели на суд к правителю города.
«Зачем у тебя эта книга в руках?» — спросил правитель.
«Я читал ее, когда меня взяли,» — отвечал святой Евпл.
Правитель Катании стал уговаривать дьякона отречься от своей веры во Христа. Но сломить христианина не удалось. Его веру не пошатнули ни мучения, ни заключение в темнице.
Через некоторое время Евпл вновь был вызван на суд. Правитель спросил святого: «Хранишь ли ты еще писания, которые были запрещены императором и которые ты должен был отдать властям?» Евпл отвечал: «Я — христианин, мне нельзя их отдавать. Лучше умереть, чем отдать их. Они содержат жизнь вечную. Чтобы не лишиться ее, я готов расстаться с земной жизнью». — «Где они?» — еще раз спросил правитель. «У меня», — ответил святой, показывая жестами, что книг у него нет, но он знает их наизусть.
Святого Евпла приговорили к смерти. На шею диакону повесили Евангелие, которое у него нашли при аресте. Святого Евпла сопровождало множество народа, среди этих людей было немало тайных христиан. Даже на месте казни святой Евпл не оставил своей проповеди — стал читать народу Евангелие и толковать его смысл. В этот день многие из язычников уверовали во Христа.
Казнен святой мученик архидьякон Евпл был в 304 году. А уже в пятом веке появился самый первый храм в честь святого Евпла Сицилийского — это церковь в городе Этна, что у подножия вулкана Визувий.
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема