1812-ый год. Москва занята французами, некоторые церкви столицы сгорели, остальные — закрыты. Богослужения в эти тяжелые дни шли лишь в одном месте Москвы — в церкви в честь архидьякона Евпла. Этот изначально деревянный, а с восемнадцатого века величественный трехъярусный каменный собор дал название всей улице, на которой находился. Именно «Евпловской» с пятнадцатого века называли москвичи нынешнюю улицу Мясницкую. В церкви в честь мученика Евпла даже в самые суровые дни Отечественной войны теплилась православная молитва.
Раннехристианский святой Евпл хорошо известен не только у себя на родине — в Сицилии, он был очень почитаем на Руси. Этот мученик всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия. Архидьякон родился в третьем веке и служил в церкви сицилийского города Катания. Несмотря на запреты властей, святой Евпл Катанский бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Даже во время жестоких гонений, когда императорским приказом было запрещено читать и хранить Евангелие, святой Евпл всюду носил с собой Евангелие и при любой возможности просвещал жителей своего родного города. Вокруг архидьякона на улицах Катании собиралось множество людей. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемся, его схватили и отвели на суд к правителю города.
«Зачем у тебя эта книга в руках?» — спросил правитель.
«Я читал ее, когда меня взяли,» — отвечал святой Евпл.
Правитель Катании стал уговаривать дьякона отречься от своей веры во Христа. Но сломить христианина не удалось. Его веру не пошатнули ни мучения, ни заключение в темнице.
Через некоторое время Евпл вновь был вызван на суд. Правитель спросил святого: «Хранишь ли ты еще писания, которые были запрещены императором и которые ты должен был отдать властям?» Евпл отвечал: «Я — христианин, мне нельзя их отдавать. Лучше умереть, чем отдать их. Они содержат жизнь вечную. Чтобы не лишиться ее, я готов расстаться с земной жизнью». — «Где они?» — еще раз спросил правитель. «У меня», — ответил святой, показывая жестами, что книг у него нет, но он знает их наизусть.
Святого Евпла приговорили к смерти. На шею диакону повесили Евангелие, которое у него нашли при аресте. Святого Евпла сопровождало множество народа, среди этих людей было немало тайных христиан. Даже на месте казни святой Евпл не оставил своей проповеди — стал читать народу Евангелие и толковать его смысл. В этот день многие из язычников уверовали во Христа.
Казнен святой мученик архидьякон Евпл был в 304 году. А уже в пятом веке появился самый первый храм в честь святого Евпла Сицилийского — это церковь в городе Этна, что у подножия вулкана Визувий.
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема