В 1923 году впервые увидела свет книга святителя Николая Сербского «Мысли о добре и зле». С одной стороны — это своеобразный духовный дневник, краткие и мудрые мысли о сути вещей; с другой — произведение, наполненное высокой поэзией, книга сразу же полюбилась читателям. И вот уже целый век остаётся востребованной и постоянно переиздаётся.
Тонкий знаток человеческой души, святитель Николай затрагивает в своём сочинении вопросы, над которыми рано или поздно задумывается каждый из нас. Каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; в чём заключаются главные законы бытия и от чего зависит, счастливо или нет живём мы на этом свете. Не в силах отличить доброе от злого, многие люди порой блуждают по жизни, как по пустыне, постоянно сбиваясь с пути, отмечается в предисловии к современному изданию книги святителя Николая Сербского. И «Мысли о добре и зле» владыки Николая могут стать для таких людей надёжным жизненным и духовным ориентиром, подсказать верное направление на непростом пути человека к Богу.
Исследуя природу добра и зла, автор делает чёткие и однозначные выводы. И всё же книга святителя Николая Сербского не совсем о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Прежде всего, она — о выборе, который рано или поздно делает каждый человек. Святитель Николай не навязывает его читателям. Он просто раскладывает по полочкам духовные законы жизни. И становится очевидно, в каком направлении двигаться, когда читаешь, например, такие слова святителя: «Всё, что ты потеряешь ради Бога, сохранишь; всё, что сохранишь ради себя, потеряешь. За всё, что дашь во имя Божие, воздастся тебе сторицей; всё, что дашь во имя своей славы и тщеславия, пропадёт. Всё, что примешь от людей во имя Божие, принесёт тебе радость; всё, что примешь от людей как вознаграждение, принесёт тебе заботы».
Автор размышляет о мироустройстве, и делает это в поистине поэтическом духе. К примеру, он пишет: «Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его — творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души». На слова святителя Николая душа отзывается радостью. Истины в его лаконичных высказываниях просты, но в этой своей простоте исполнены мудрости. «Мысли о добре и зле» святителя Николая Сербского как будто бы писались для нас сегодняшних. Впрочем, то, о чём он говорит в своей книге, будет актуально и насущно всегда. Например, такой вдохновляющий совет: «Изо всех сил расти в себе добро к людям. Посильней сдави сухой ствол своей души и всегда сможешь выдавить из неё, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержишь над ними духовную победу — победу добром».
Все выпуски программы Литературный навигатор
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







