
В том, что святые люди писали книги, нет ничего удивительного. Известным духовным автором был святитель Иоанн Златоуст и многие современные нам святые, например, святитель Лука Крымский. Но вот святого, который писал бы художественную прозу, представить себе, пожалуй, непросто. И всё-таки есть такой святой! Это — святитель Николай Сербский, тоже фактически наш современник, канонизированный Сербской Православной Церковью в 2003 году. Его литературное наследие — это несколько десятков богословских и вероучительных произведений, толкования на евангельские тексты, жития святых и... одна художественная повесть, которая называется «Кассиана. Повесть о христианской любви».
Завязка произведения интригует. В канун Пасхи несколько паломников из Сараево едут в монастырь Милешево. Один из них везёт с собой тетрадь с воспоминаниями своего отца об одной из недавно усопших монахинь этого монастыря по имени Кассиана, которую тот знал с детства. В воспоминаниях — удивительная и необыкновенная история. В пути паломники делают остановку в гостинице, и паломник читает рукопись отца спутникам.
Начинается захватывающая история почти как детектив. В церковь, где иеромонах по имени Каллистрат, готовится к венчанию незнакомой пары, врывается девушка и, размахивая пистолетом, грозиться убить во время таинства жениха, а потом и себя. Ошеломлённый монах с трудом успокаивает несчастную и убеждает её рассказать, в чём дело. Выясняется, что тот, кого отец Каллистрат сегодня собирается венчать — бывший жених Юлии — так зовут девушку с пистолетом. Он обманул её, хитростью завладел её богатым наследством, а главное — сердцем, и сбежал. Теперь, когда Юлия узнала, что негодяй решил жениться на другой, она задумала расквитаться с ним.
В одном небольшом по объёму произведении святитель Николай Сербский сумел органично соединить и любовную драму, и детектив, и духовную мудрость — в книге есть целая глава, состоящая из духовных наставлений отца Каллистрата Юлии. Они, как и вообще, вся повесть «Кассиана», написаны необычайно поэтичным языком и производят сильное впечатление и своим литературным стилем, и необыкновенной духовной глубиной.
К сожалению, нет достоверной информации о том, существовали ли в реальности герои книги, хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что повесть основана на житии местночтимой сараевской святой. Однако сам автор, святитель Николай Сербский, об этом не упоминает. Возможно, потому что концентрирует всё внимание на самом главном — настоящей любви, которая заключается в заповеди Христа: «Да любите друг друга» и которую в конце концов обретают герои повести «Кассиана».
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема