Святитель Николай Мирликийский — один из любимых святых русского народа. В России его называют Николаем Чудотворцем, Николаем Угодником, а иногда и вовсе по-простому, как члена семьи — Николой, Николушкой, Миколой.
Сегодня мы говорим о святителе Николае Мирликийском и поэме Сергея Есенина «Микола».
В одном из писем известный поэт 20 века Сергей Есенин рассказал, как у него возник замысел поэмы «Микола», которая в первом варианте называлась «Микола Чудотворец».
Есенин пишет: «В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу».
Как и в русских духовных стихах, есенинский Николай Чудотворец похож на русского крестьянина. Он ходит по сёлам и деревням в лаптях, несёт за плечами мешок, завязанный верёвкой, или как говорили на Руси, стягловицей, стараясь помочь всем, кто находится в крайней нужде.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы...
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
Конечно, «пришлеца», ведь святитель Николай Чудотворец родился и жил далеко от России. Он был епископом города Миры Ликийские — на юге современной Турции, и жил очень давно, в 3 веке по Рождестве Христовом.
Николай, епископ Мирликийский, обладал беспримерным милосердием и любовью к ближним. Он подбрасывал деньги в дома бедняков, которые находились на грани отчаяния, помогал разорившимся купцам, силой молитвы спасал от гибели попавших в шторм моряков. Святитель старался тайно творить дела добра, но они всё равно становились известны.
Доброта без тщеславия, надменности и своекорыстия оказалась самым ценным сокровищем в глазах человечества. Вот уже много веков святитель Николай Мирликийский почитается христианами всего мира.
Со времен крещения Руси русский народ тоже считает святителя Николая своим святым покровителем, заступником, ходатаем перед Богом.
Это с удивительным лиризмом показано в поэме Сергея Есенина «Микола».
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
В детстве Сергей Александрович Есенин, выросший в крестьянской семье, ходил в храм на богослужения, молился перед иконами, среди которых наверняка был образ Николая Чудотворца.
Потом Есенин уехал в Петербург и в Москву, стал модным и даже скандально известным поэтом. Но от того времени, когда он мальчиком пел в церковном хоре, в его поэзии осталось самое важное —исповедальность. Сергей Есенин так говорил о себе: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чём прав и в чём виноват».
Так родилась и есенинская поэма о святителе Николае Мирликийском, любимом святом русского народа.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница