
В четвёртом веке Римскую империю наводнили варвары. Шло великое переселение народов. Просвещённые римляне и греки, исстари населявшие Средиземноморье, сталкивались с другими племенами, которые приходили на их земли. И то, что казалось народным бедствием и политической проблемой, для великого святителя Иоанна Златоуста стало поводом для апостольской проповеди.
После того, как в 398-м году святитель стал архиепископом столицы — Константинополя, он начал проповедовать Евангелие в том числе народу готов, часть из которых в то время в придерживалась язычества, а часть — арианской ереси, отвергавшей божественность Христа. Ими был заселён целый район Константинополя. В нём располагался храм святого Павла, для которого святитель Иоанн рукоположил готских православных священников. Евангелие там читалось на их родном языке.
Как-то во время посещения готского храма святитель сказал:
— Не будем считать стыдом, что в Церкви есть иноземцы, но — даже большим украшением, потому что и сам Господь наш Иисус Христос, пришедши во вселенную, первыми призвал иноземцев. Волхвы из Персии покланялись Ему.
Благодаря Златоусту многие готы, жившие в столице империи, становились православными. Когда в 400-м году в Константинополь вошёл со своим войском готский полководец Гайна, поддерживавший ариан, святитель отказался выделить храм еретикам. Более того, в условиях оккупации столицы Златоуст добился помилования пленённых готами византийцев.
Известно, что святитель Иоанн заботился о проповеди Евангелия языческим народам. Так, он направлял миссионеров в Персию, Финикию и к славянам, заботился об их материальном обеспечении. «Ты первый воздвиг алтари у живущих в кибитках скифов», — писал Златоусту блаженный Феодорит Кирский. Для крымских готов Златоуст рукоположил первого православного епископа — Унилу. Святитель Иоанн поддерживал епископа Маруту, который стал послом в Персии и добился разрешения на открытие церквей. Святой Златоуст с радостью говорил, что учение Христа «и на языках варварских блистает светлее солнца».
Златоуст направлял письма — сирийским христианам, многие из которых уклонились в маркионитскую ересь, отвергавшую Ветхий Завет. В итоге многие еретики вернулись в Церковь.
Не все знают, что крестный ход возник благодаря Иоанну Златоусту и имел миссионерские цели. Дело в том, что ариане проводили в Константинополе торжественные процессии, привлекавшие многих людей. Церковный историк Сократ Схоластик писал, что православные «ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей».
Святитель Иоанн Златоуст запечатлён в истории Церкви как великий проповедник и миссионер. Он звал к исповедничеству каждого христианина, призывая украшаться истинными догматами и праведной жизнью. И словом, и делом святой Златоуст показал пример любви к ближнему, ведь, как он говорил, «нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других».
29 марта. О Суде Божьем

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
О Суде Божьем — священник Родион Петриков.
29 марта. О подвиге мученика Папы Ларандского

Сегодня 29 марта. День памяти мученика Папы Ларандского, жившего в начале четвёртого века.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Само имя «Папа» означает «отец, священник или епископ». Скорее всего, настоящее имя святого до нас не дошло. Мы знаем, что многие древние мученики не только не говорили язычникам своих имен, но предпочитали называть себя просто христианин. Папа Лоранский, то есть дословно священник из Лоранды. Город Лоранда в наши дни носит турецкое название Караман и находится в центральной части Южной Анатолии. Святой Папа проповедовал христианство в окрестностях города. Арестованный местным правителем, он был подвергнут пыткам. Святого принудили идти в сапогах, наполненных гвоздями, на суд. Образованные язычники читали христианские писания и в злобе, отчаянии пытались их пародировать. Порой они как бы тестировали их осуществимость. По подобию сказанного в книге Деяний «О злобном замысле иудеи против апостола Павла», правитель, скорее всего, надеялся, что языческая толпа отобьет святого по пути и совершит над ним расправу. Очевидно, правитель знал, что святой невиновен. Бог не дал планам злых людей прийти в исполнение. Изможденный от невероятной боли, святой остановился под высохшей смоковницей. Так он отошел ко Господу. Стражники похоронили его под деревом. «Ибо знаем, что все творение совокупно стенает и мучится доныне» — пишет апостол Павел в послании к римлянам. Исход мученика Папы из этого мира стал пророческим олицетворением этих мессианских слов об искуплении всего творения. После смерти мученика дерево вновь сделалось живым и стало плодоносить. Житие Святого Папы напоминает нам и о библейском православном понимании экологии. Благодать есть коммуникация. Причастие святости благотворно не только для людей, но и оживотворяет весь Божий мир».
29 марта. О поминовении умерших Великим постом

Сегодня 29 марта. Поминовение усопших.
О поминовении умерших Великим постом — протоиерей Владимир Быстрый.
В период Великого Поста, когда верующие готовятся к встрече Пасхи, поминовение усопших приобретает особую значимость. Это время, когда мы не только очищаем свои души, но и вспоминаем тех, кто покинул этот мир. Великий Пост — время размышлений, время покаяния и молитвы. В этот период мы особенно остро осознаем хрупкость жизни и неизбежность смерти. Поминовение усопших помогает нам установить связь с нашими усопшими. Мы молимся за их души, прося у Бога о милости и прощении грехов для них. Эти молитвы могут облегчить загробную участь усопших. Для живых поминовение усопших также имеет глубокое значение. Оно напоминает нам о важности любви, сострадания и заботы о близких. Вспоминая ушедших, мы осознаем, как важно ценить каждое мгновение, проведенное с родными и близкими. Это время для размышления нашей жизни, о том, как мы можем стать лучше, как можем поддержать друг друга и делиться друг с другом любовью. Поминовение усопших в Великопостный период — это не только память о близких, но и глубокий духовный процесс, который обогащает нашу жизнь, помогает нам быть более внимательными к себе, к своим близким и укрепляет нашу веру в жизнь вечную. Это время, когда мы, объединяясь в молитве, можем почувствовать единство с теми, кто уже ушел, и осознать, что любовь и память о них живут в наших сердцах.