
В четвёртом веке Римскую империю наводнили варвары. Шло великое переселение народов. Просвещённые римляне и греки, исстари населявшие Средиземноморье, сталкивались с другими племенами, которые приходили на их земли. И то, что казалось народным бедствием и политической проблемой, для великого святителя Иоанна Златоуста стало поводом для апостольской проповеди.
После того, как в 398-м году святитель стал архиепископом столицы — Константинополя, он начал проповедовать Евангелие в том числе народу готов, часть из которых в то время в придерживалась язычества, а часть — арианской ереси, отвергавшей божественность Христа. Ими был заселён целый район Константинополя. В нём располагался храм святого Павла, для которого святитель Иоанн рукоположил готских православных священников. Евангелие там читалось на их родном языке.
Как-то во время посещения готского храма святитель сказал:
— Не будем считать стыдом, что в Церкви есть иноземцы, но — даже большим украшением, потому что и сам Господь наш Иисус Христос, пришедши во вселенную, первыми призвал иноземцев. Волхвы из Персии покланялись Ему.
Благодаря Златоусту многие готы, жившие в столице империи, становились православными. Когда в 400-м году в Константинополь вошёл со своим войском готский полководец Гайна, поддерживавший ариан, святитель отказался выделить храм еретикам. Более того, в условиях оккупации столицы Златоуст добился помилования пленённых готами византийцев.
Известно, что святитель Иоанн заботился о проповеди Евангелия языческим народам. Так, он направлял миссионеров в Персию, Финикию и к славянам, заботился об их материальном обеспечении. «Ты первый воздвиг алтари у живущих в кибитках скифов», — писал Златоусту блаженный Феодорит Кирский. Для крымских готов Златоуст рукоположил первого православного епископа — Унилу. Святитель Иоанн поддерживал епископа Маруту, который стал послом в Персии и добился разрешения на открытие церквей. Святой Златоуст с радостью говорил, что учение Христа «и на языках варварских блистает светлее солнца».
Златоуст направлял письма — сирийским христианам, многие из которых уклонились в маркионитскую ересь, отвергавшую Ветхий Завет. В итоге многие еретики вернулись в Церковь.
Не все знают, что крестный ход возник благодаря Иоанну Златоусту и имел миссионерские цели. Дело в том, что ариане проводили в Константинополе торжественные процессии, привлекавшие многих людей. Церковный историк Сократ Схоластик писал, что православные «ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей».
Святитель Иоанн Златоуст запечатлён в истории Церкви как великий проповедник и миссионер. Он звал к исповедничеству каждого христианина, призывая украшаться истинными догматами и праведной жизнью. И словом, и делом святой Златоуст показал пример любви к ближнему, ведь, как он говорил, «нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других».
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема