Святитель Григорий Двоеслов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Святитель Григорий Двоеслов

* Поделиться
Папа Григорий I, художник Ф. Сурбаран

— Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, что бы мне почитать из духовной литературы? Чтобы и познавательно было, и поучительно, и для души полезно!

— Что же вам предложить? Да вот, пожалуй, возьмите «Диалоги» святителя Григория Двоеслова, папы Римского.

— Папы Римского? Нет, я хотел бы произведение православного автора.

— Святитель Григорий возглавлял Римскую кафедру в шестом веке, до разделения Церквей на Западную и Восточную. Его почитают и католики, и православные. Согласно Преданию, именно он составил чин литургии Преждеосвященных даров, которую служат в наших храмах в дни Великого поста.

— А книга его о чём?

— «Диалоги» — это сборник рассказов о жизни итальянских подвижников шестого века. Книга написана в форме бесед святителя Григория с неким дьяконом Петром. Из-за этого труда римский епископ и был наименован «двоесловом», то есть участником диалога, или, попросту, собеседником.

— О, тут и биография святителя есть! Как интересно!

Святитель Григорий происходил из старинного рода римских патрициев, исповедовавших христианство с первых веков распространения Благой Вести. Родители готовили сына к политической карьере и постарались дать ему основательное образование. Как сказано в летописях, «он был настолько сведущ в грамматике, диалектике и риторике, что в Риме не было ему равного». Поступив на службу к императору, Григорий вскоре занял одну из высших государственных должностей. Однако, успех не приносил ему радости — он оставался чиновником только лишь потому, что не хотел огорчать родителей. Сразу же после смерти отца юноша испросил у матери благословения принять монашеский постриг.

Григорий получил от родителей в наследство особняк в Риме и шесть вилл на острове Сицилия. В каждой из них он организовал по иноческой общине, а в столичном доме устроил монастырь во имя апостола Андрея, где поселился сам. По слову летописца, «Григорий был так воздержан в пище и так неутомим в молитве, что от истощения едва стоял на ногах». Он часто болел, но физическая немощь не лишила его ревности в исполнении монашеских обетов.

В 577 году Григорий был посвящен в сан диакона. Рим в то время претерпевал нашествие лангобардов — германского племени, исповедовавшего арианскую ересь. Папа Римский направил молодого дьякона в Константинополь с прошением оказать военную помощь. Это оказалось невозможным, поскольку все силы Византии были сосредоточены на сопротивлении персам. Но пребывание в Константинополе оказалось плодотворным для Григория, как для богослова. В это время он изучил греческий язык, читал творения святых отцов Византийской церкви и написал «Толкование на книгу Иова», снискавшее интерес как на Востоке, так и на Западе.

Вскоре после возвращения дьякона на родину в Риме распространилась чума. Во время эпидемии умер Папа Пелагий Второй и христиане города единодушно избрали Григория епископом. Новый Папа горячо призывал народ к покаянию, убеждая, что только с помощью Божией можно остановить свирепствующую болезнь. Он организовывал молебны и крестные ходы, и сам возглавлял их. И вскоре чума перестала истреблять жителей «вечного города».

Но напасти на этом не прекратились. Италию по-прежнему сотрясали нашествия лангобардов. Был момент, когда светские градоначальники предпочли эвакуироваться в Равенну, и папа Григорий возглавил оборону города, взял на себя государственные заботы. При этом он называл себя не иначе, как «раб рабов Божиих». Даже на высоте власти святитель не перестал быть аскетом и подвижником, тяготился суетой. Он признавался: «Я скорблю от воспоминаний о прежней моей монастырской жизни, когда душа умела возвышаться над всем скоропреходящим и мысль ее была постоянно устремлена к небесному». На протяжении жизни святитель Григорий писал богословские труды, самым популярным из которых стало «Собеседование о жизни италийских отцов», более известное как «Диалоги».

— Ну как, понравилась вам книга святителя Григория Двоеслова?

— Книга удивительная! В ней много рассказано и о чудесах, и о посмертной участи человека. Но при этом показано, что всего важнее в духовной жизни внутренняя сторона подвига — молитва и смирение. Столько веков прошло, а перед верующим во Христа все тот же вопрос стоит — как достичь святости? И я благодарен святителю Григорию за беседу об этом!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем