— Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, что бы мне почитать из духовной литературы? Чтобы и познавательно было, и поучительно, и для души полезно!
— Что же вам предложить? Да вот, пожалуй, возьмите «Диалоги» святителя Григория Двоеслова, папы Римского.
— Папы Римского? Нет, я хотел бы произведение православного автора.
— Святитель Григорий возглавлял Римскую кафедру в шестом веке, до разделения Церквей на Западную и Восточную. Его почитают и католики, и православные. Согласно Преданию, именно он составил чин литургии Преждеосвященных даров, которую служат в наших храмах в дни Великого поста.
— А книга его о чём?
— «Диалоги» — это сборник рассказов о жизни итальянских подвижников шестого века. Книга написана в форме бесед святителя Григория с неким дьяконом Петром. Из-за этого труда римский епископ и был наименован «двоесловом», то есть участником диалога, или, попросту, собеседником.
— О, тут и биография святителя есть! Как интересно!
Святитель Григорий происходил из старинного рода римских патрициев, исповедовавших христианство с первых веков распространения Благой Вести. Родители готовили сына к политической карьере и постарались дать ему основательное образование. Как сказано в летописях, «он был настолько сведущ в грамматике, диалектике и риторике, что в Риме не было ему равного». Поступив на службу к императору, Григорий вскоре занял одну из высших государственных должностей. Однако, успех не приносил ему радости — он оставался чиновником только лишь потому, что не хотел огорчать родителей. Сразу же после смерти отца юноша испросил у матери благословения принять монашеский постриг.
Григорий получил от родителей в наследство особняк в Риме и шесть вилл на острове Сицилия. В каждой из них он организовал по иноческой общине, а в столичном доме устроил монастырь во имя апостола Андрея, где поселился сам. По слову летописца, «Григорий был так воздержан в пище и так неутомим в молитве, что от истощения едва стоял на ногах». Он часто болел, но физическая немощь не лишила его ревности в исполнении монашеских обетов.
В 577 году Григорий был посвящен в сан диакона. Рим в то время претерпевал нашествие лангобардов — германского племени, исповедовавшего арианскую ересь. Папа Римский направил молодого дьякона в Константинополь с прошением оказать военную помощь. Это оказалось невозможным, поскольку все силы Византии были сосредоточены на сопротивлении персам. Но пребывание в Константинополе оказалось плодотворным для Григория, как для богослова. В это время он изучил греческий язык, читал творения святых отцов Византийской церкви и написал «Толкование на книгу Иова», снискавшее интерес как на Востоке, так и на Западе.
Вскоре после возвращения дьякона на родину в Риме распространилась чума. Во время эпидемии умер Папа Пелагий Второй и христиане города единодушно избрали Григория епископом. Новый Папа горячо призывал народ к покаянию, убеждая, что только с помощью Божией можно остановить свирепствующую болезнь. Он организовывал молебны и крестные ходы, и сам возглавлял их. И вскоре чума перестала истреблять жителей «вечного города».
Но напасти на этом не прекратились. Италию по-прежнему сотрясали нашествия лангобардов. Был момент, когда светские градоначальники предпочли эвакуироваться в Равенну, и папа Григорий возглавил оборону города, взял на себя государственные заботы. При этом он называл себя не иначе, как «раб рабов Божиих». Даже на высоте власти святитель не перестал быть аскетом и подвижником, тяготился суетой. Он признавался: «Я скорблю от воспоминаний о прежней моей монастырской жизни, когда душа умела возвышаться над всем скоропреходящим и мысль ее была постоянно устремлена к небесному». На протяжении жизни святитель Григорий писал богословские труды, самым популярным из которых стало «Собеседование о жизни италийских отцов», более известное как «Диалоги».
— Ну как, понравилась вам книга святителя Григория Двоеслова?
— Книга удивительная! В ней много рассказано и о чудесах, и о посмертной участи человека. Но при этом показано, что всего важнее в духовной жизни внутренняя сторона подвига — молитва и смирение. Столько веков прошло, а перед верующим во Христа все тот же вопрос стоит — как достичь святости? И я благодарен святителю Григорию за беседу об этом!
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница