
Митрополита Владимира (Богоявленского) часто называли всероссийским архипастырем. Родившийся в Тамбовской губернии, он в разные годы возглавлял Самарскую, Московскую, Санкт-Петербургскую епархии, был экзархом Грузии — и на всяком месте служения оставлял о себе добрую память. Революция 1917 года застала семидесятилетнего святителя на Киевской кафедре.
Октябрьский переворот вызвал нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию так называемой «независимой» Украинской Церкви. Митрополит Владимир призывал паству и пастырей препятствовать расколу. В адрес святителя звучали оскорбления и угрозы, однако он непреклонно отстаивал единство Русской Церкви.
Зимой 1918 года в Киеве царили безвластие и хаос, обернувшиеся всплеском преступности. По городу прокатилась волна грабежей, сопровождаемая осквернением монастырей и храмов. Самостийники науськивали уголовников против митрополита Владимира, распространяя слухи о его богатствах. Положение святителя становилось до крайности опасным. Ожидая любых провокаций, он составил духовное завещание на случай внезапной кончины. Свою последнюю Литургию он отслужил в воскресение двадцать первого января, а все последующие дни молился у себя в келье в Киево-Печерской Лавре.
Вечером двадцать пятого января в покои владыки ворвались пять вооружённых солдат. Преступники бесцеремонно обыскивали келью, переворачивая всё вверх дном. Митрополита Владимира душили цепью от панагии, требуя выдать спрятанные капиталы. Однако, личных накоплений у святителя не было. Претерпев неудачу, грабители пришли в ярость. Они вывели владыку из лавры через Всехсвятские ворота за вал Старой Печерской крепости. Митрополит печально оглядел знакомые окрестности, предвидя скорую кончину, и кротко спросил у своих убийц.
— Значит, здесь вы меня хотите расстрелять?
Один из бандитов оскалился.
— А чем плохое место? Давно пора тебя расстрелять, хватит уже церемоний!
— Об одном вас прошу — позвольте мне перед смертью помолиться Богу.
— Валяй, но только быстро!
Митрополит благоговейно осенил себя крестным знамением.
— Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром.
Затем святитель обеими руками по-архиерейски благословил своих убийц.
— Господь прощает вас и благословляет.
Митрополит ещё не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Владыка упал, но бандиты продолжали в него стрелять ещё, и ещё. Наутро прохожие нашли изрешечённое тело владыки, и увидели, что его пальцы застыли в благословляющем жесте.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, узнав о смерти Киевского митрополита, сказал: «Судя по-человечески, эта кончина кажется ужасной, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия. И мы глубоко верим, что мученическая кончина владыки Владимира была жертвой во очищение грехов матушки-России».
Митрополит Владимир (Богоявленский) был первым архипастырем, взошедшим на Голгофу, уготованную Русской церкви двадцатым веком. Вслед за ним этот путь прошли тысячи епископов, священников и мирян — святых новомучеников и исповедников.
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема