
Соловецкий остров Анзер погрузился в тревожное ночное забытьё. Лунный свет едва пробивался сквозь грязное окно тюремного барака, устроенного в одном из зданий бывшего Свято-Вознесенского скита. В тусклых лучах виднелись силуэты двух людей, сидящих рядом на нарах. Священник Василий уже несколько лет отбывал ссылку на Соловках. Рабочий из Воронежа по имени Иван только что прибыл по этапу и узнал, что здесь, на Анзере, содержится архиепископ Петр (Зверев). Иван старался говорить шёпотом, чтобы не разбудить сокамерников, но давалось ему это непросто.
— Милостив Господь! Никак не ожидал я, что пересекутся еще наши с владыкой земные пути! Как знать, может, и свидеться удастся...
— Не стану обнадёживать тебя, Иван. Архиепископ Петр вот уж две недели, как в Голгофо-Распятском скиту — в изоляторе для тифозных больных. Оттуда мало кто живым выходит. А вы, значит, знакомы были?
— Да кто ж в Воронеже не знал святителя Петра! В первый-то раз он приехал к нам еще в 1925 году — его направили в помощь митрополиту Владимиру, тому уж глубоко за восемьдесят было. Немощью старца пользовались вероотступники, обновленцы — у них тогда почти получилось захватить Воронежскую епархию. Столько храмов перешло в их подчинение, страшно вспомнить! Вроде понятно было, что это безбожная власть создаёт пародию на Церковь, однако немало людей купилось на лживую пропаганду. Так вот, когда к нам прибыл владыка Пётр, буквально на глазах положение стало меняться!
— Неужели раскольники стали возвращаться в Церковь?
— Именно так, батюшка! Целыми общинами приносили покаяние!
— Как же это удалось владыке Петру?
— А на этот вопрос однозначно и не ответишь. Чудо, да и только, по молитвам святителя происшедшее. Он никаких особых речей против обновленцев не произносил, никого не агитировал. Вся его проповедь в нем самом заключалось — в открытости, добросердечии, жертвенности. Сам себе человек не принадлежал — всего себя людям роздал. А как он служил —вспомнишь, да заплачешь! Полным афонским чином, Всенощное бдение, бывало, по шесть часов длилось. И не уставал никто...
— Как же унаследовал архиепископ Пётр кафедру митрополита Владимира? Как власти допустили, чтоб епархию возглавил православный епископ, против обновленцев настроенный?
— О, это отдельная история! Мы ведь тогда что предприняли? От лица православных трудящихся опубликовали заявление, что приглашаем архиепископа Петра занять вдовствующую кафедру, и еще условие ему выставили — не участвовать в новых религиозных группировках!
— Мудро, ничего не скажешь.
— Да! Для властей это выглядело, как народное избрание епископа. Мы и потом, спустя год, пытались этот метод применить. Когда святителя Петра вызвал к себе в Москву начальник ОГПУ Тучков, мы сразу поняли, что добром это не кончится. И отправили телеграмму в президиум пятнадцатой всесоюзной партийной конференции с требованием прекратить преследование пролетарского епископа! А двое наших прихожан к Тучкову домой заявились, с протестом от лица трудящихся Воронежа.
— И чем же дело-то кончилось?
— Как видите — сгубили чекисты нашего владыку. В апреле 1927-го к десяти годам Соловков его приговорили. И мы тоже — все, кто ту телеграмму подписывал, с тех пор по лагерям да по тюрьмам. Но я ни разу не пожалел, что подпись тогда поставил. Я бы и на смерть за святителя Петра пошёл. Я и представить не мог, что такие люди бывают. Святые люди...
7 февраля 1929 года архиепископ Пётр (Зверев) скончался на острове Анзер в тифозном бараке, в стенах церкви Распятия Господня на горе, именуемой Голгофой. Умирая, он утешал других страдальцев, что с его кончиной эпидемия прекратиться — и оказался прав.
Лагерное начальство намеревалось похоронить владыку в общей могиле, но заключенные добились разрешения оказать архипастырю подобающие сану почести. Через семьдесят лет, 17 июня 1999 года, во время раскопок были обретены нетленные останки святого. 9 августа 2009 года состоялось перенесение честных мощей святителя Петра (Зверева) в Алексиево-Акатов монастырь города Воронежа.
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов