
О жизни священномученика Иувеналия (Говорухина) до принятия им священного сана сведений сохранилось немного. В миру его звали Яковом. Он родился в 1761-м году в Екатеринбурге в семье чиновника, служившего на Нерчинских заводах. Можно предположить, что родители будущего подвижника были людьми благочестивыми, воспитавшими в детях особую любовь к Церкви — Яков и его родной брат Михаил, получив серьезное техническое образование и прослужив несколько лет на горных заводах, впоследствии стали монахами. Яков Говорухин поступил в Валаамский монастырь, Михаил стал послушником Коневецкой обители. В постриге братья приняли имена Иувеналий и Стефан.
После учреждения Российско-Американской торговой компании её основатель — мореплаватель и промышленник Григорий Шелихов — обратился в Священный Синод, с ходатайством о сооружении храма на острове Кадьяк. Он просил направить на Алеутские острова и Аляску священников. В 1793-м году была учреждена Северо-Американская кадьякская духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Шестеро иноков были назначены из Валаамского монастыря, двое — из Коневецкого. В сентябре следующего года миссионеры прибыли на остров Кадьяк в Северной Америке. В их числе были и братья Говорухины — иеромонах Иувеналий и иеродиакон Стефан.
Просвещение местных язычников было трудной задачей. На огромной территории жили племена эскимосов, алеутов и других малочисленных народов. Они говорили на разных наречьях, многие проявляли открытую враждебность по отношению к незнакомцам. Встречались среди них и такие, кто ранее был уже крещен русскими поселенцами, однако они продолжали сохранять языческие обряды, верить в могущество духов и приносить им жертвы ничем не отличаясь от своих соплеменников.
Русские иноки заложили на острове Кадьяк деревянную церковь Воскресения Христова и начали проповедовать. В течение двух первых месяцев отец Иувеналий и иеромонах Макарий (Александров) вместе с переводчиками объехали по побережью остров и крестили практически всех местных жителей. Передвигались они на байдарках, невзирая на опасности подобных путешествий.
В 1795-м году отец Иувеналий прибыл в укрепленный русский форпост святых Константина и Елены на одном из островов в заливе Аляска. Он стал первым православным священником в тех местах и за одну зиму крестил 746 местных жителей, о которых до этого времени было известно, что они бунтуют против русских поселенцев.
Последние скупые сведения о подвигах отца Иувеналия и о его мученической кончине относятся к лету 1796 года. Есть данные, что он с несколькими спутниками из числа новокрещёных дошел до озера Илиамна на юге Аляски. Проповедь была враждебно встречена местным шаманом, по наущению которого миссионер был убит. Во время нападения он не пытался защищаться или бежать, прося только об одном — оказать снисхождение его спутникам. Спустя 3 года в Охотском море в результате кораблекрушения погиб иеродиакон Стефан (Говорухин).
Как полагают исследователи, за время своего служения отец Иувеналий, где в одиночку, а где — вместе со своим постоянным спутником иеромонахом Макарием (Александровым) — крестил более 5 тысяч туземцев. Память священномученика Иувеналия отмечают в Соборе Валаамских святых, в Соборе всех святых Аляски и в Соборе первомучеников Американской земли. В Америке сохраняют память о русском подвижнике, отдавшем жизнь ради просвещения этих земель. На Гавайских островах, входящих в состав США, с 2004 года существует православная Миссия святого Иувеналия.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер