Стихотворения, написанные подвижниками благочестия, можно отнести к совершенно особому литературному жанру. Это — поэтическая исповедь святой души.
Сегодня мы говорим о священномученике Анатолии Жураковском и его стихотворении «Седое утро. Рано. Реет мгла...»
Место действия — Россия, Северные лагеря особого назначения.
Время действия — 30-е годы 20 века.
Анатолий Евгеньевич Жураковский стал священником в 1920 году, когда большевики начали активные гонения на Церковь. Он был назначен настоятелем храма святой Марии Магдалины в Киеве, где вокруг молодого батюшки (отцу Анатолию тогда не было и тридцати) сложилась крепкая православная община. Верующие вместе занимались делами благотворительности, распространяли православную литературу, принимали участие в диспутах с атеистами.
В 1923 году отец Анатолий был арестован и отправлен в трёхлетнюю ссылку. После освобождения он недолго побыл в Киеве. Последовал новый арест с отправкой в Москву, где активного священника приговорили к расстрелу. Затем приговор заменили десятью годами лагерей в системе Беломорско-Балтийского канала.
Священник Анатолий Жураковский обладал незаурядными литературными способностями и сочинял стихи. Одно из них написано в лагере возле посёлка Надвоицы в Карелии на берегу северной реки Выг.
Седое утро. Рано. Реет мгла.
Мороз и иней. Тишина. Молчанье.
Прибрежных сосен смутно сочетанье.
Работа началась, звенит пила.
Мгновения летят. Над Выгом, словно встарь,
Заря воздвигла огненные храмы.
Плывёт туман, как волны фимиама,
Престолы — острова́, и небеса — алтарь.
Анатолий Жураковский отбывал заключение в Свирских лагерях, на Соловках, в лагерях Беломорско-Балтийского канала.
В одном из писем жене он признавался: «Как хорошо знать, что всё Божье, что нет каких-то особых мест или положения для служения Ему, а всякое дело может быть Его делом... Вот эта убогая, каменистая... дорога — Его дорога... Вот этот труд над переброской и выниманием брёвен и досок — Его дело, служение Ему и, наконец, этот дощатый барак с койками — может быть Его таинственным и полным благодати и трепещущих ангельских крыльев царством».
Такой же светлый, молитвенный настрой выражен и в том самом стихотворении отца Анатолия 1934 года, написанном в короткую минуту отдыха от работы на лесоповале.
Пила звенит. Молчи. Терпи. Так надо.
В себя войди. В венце живых лучей
В глубинах сердца — храм. Готовь елей,
Войди в алтарь и засвети лампаду.
Ты слышишь: ангелы спешат в незримом сонме.
Ты слышишь: клирное они свершают пенье.
Слепотствующим — труд, для зрячего — служенье.
Любимый близко. Здесь. Премудрость. Вонмем.
«Премудрость. Вонмем» — это литургический возглас, произносимый священником или диаконом во время наиболее важных моментов богослужения. «Премудрость. Вонмем» — значит, будем внимательны, собранны. В письме из лагеря этот возглас в конце стихотворения звучит и как наказ не терять бдительности и быть готовым к новым испытаниям.
В октябре 1937 года священник Анатолий Жураковский, находившийся на трудовом поселении в Карелии, вновь был арестован, заключён в тюрьму Петрозаводска и приговорён к расстрелу. Ему было всего сорок лет. Приговор привели в исполнение 3 декабря 1937 года там же, в Карелии. Ныне священномученик Анатолий Жураковский причислен к лику святых.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 62 зач., IV, 12 - V, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы испытывали в жизни стыд. В наши дни есть люди, предлагающие бороться со стыдом как с чем-то унижающим человека, заставляющим его страдать от несовпадения его поведения с общей нормой. Однако со стыдом ничего не поделать, ведь он срабатывает в нас автоматически, когда мы чувствуем, что отличаемся от большинства и наше поведение не одобряют. Но как же христианину воспринимать стыд? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й и 5-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.
Глава 5.
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Я пошёл в школу в те годы, когда за веру уже никто особенно никого не стыдил. Может быть, пару раз меня и дразнили попёнком, но это не было чем-то массовым и долговременным и уж, конечно, я не воспринимал происхождение из семьи священника, как нечто позорное. Другое дело, скажем, времена, в которые школьником был мой отец. Его церковное происхождение и христианская жизнь становились предметом обсуждения в газетах, всем предлагалось посочувствовать ему, и расчёт был на то, что ему, соответственно, станет стыдно за свою религиозную отсталость. Однако подобные действия не достигали своих целей. И причина этого в том, что верующие люди прекрасно знают, стыд стыду рознь — просто так следовать за первыми возникшими чувствами никак нельзя. Важно идти глубже и разбираться в их причинах, ведь может статься, что тот, кто разобрался, испытает совсем другое чувство.
Стыд — базовая нравственная эмоция, которая отвечает за соответствие человека нормам авторитетного для него сообщества. Но ведь сообщества бывают разными! Столетиями христианство воспринималось как естественная часть жизни русского народа, и мы привыкли к тому, что, если есть нечто стыдное, значит оно плохое. Но вот апостол Пётр приводит прекрасную, хотя и очень печальную иллюстрацию того, что культуры могут быть разными. Так в Римской империи времён язычества, быть христианином означало рисковать своим социальным положением, а иногда и жизнью. Но христианам не было стыдно, потому что язычники не были для них авторитетным сообществом, и они не оценивали себя их глазами. Для апостола важно, чтобы христианин не был преступником заповедей, потому что это действительно достойно порицания и наказания, но, если верующий страдал за Имя Христово, он не должен был не только стыдиться, он мог испытывать блаженство, несмотря на все внешние трудности.
К сожалению, современное общество далеко не во всём ориентировано на заповеди Христовы. Сегодня для людей, иногда даже считающих себя христианами, оказывается не стыдно бросить семью и предать близких, сославшись на откуда ни возьмись возникшую любовь. И, напротив, порой считается стыдным, проявить целомудрие и удержаться от греха. Понимая всё это, сегодняшним христианам важно помнить, что стыд бывает истинными и ложным, и ориентироваться надо не на сам стыд, который нередко зависит от общественных вкусов, переменчивых и, к сожалению, всё больше деградирующих... Ориентироваться нужно на заповеди, которые нам даровал Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь тем, кто перенёс инсульт
Фонд борьбы с инсультом ОРБИ — первый в России профильный фонд, который помогает людям с инсультом и их близким. Он организует семьям консультации со специалистами и оплачивает реабилитации.
Ежегодно в России происходит более 500 тысяч инсультов. Как правило, чтобы люди могли вернуться к нормальной жизни, им необходима непрерывная и качественная реабилитация. Благодаря поддержке фонда ОРБИ подопечные обретают возможность восстановиться.
Священнику Виктору Заводову из города Омска стало плохо, когда он находился в другой стране во время миссионерской поездки. Мужчина потерял возможность двигаться и говорить. Его супруге, матушке Вере, пришлось проделать сложный путь, чтобы прилететь к мужу на другой конец земли и доставить его в Россию.
Здесь семья занялась реабилитацией отца Виктора. При участии фонда ОРБИ удалось оплатить для батюшки дорогостоящий курс лечения. Постепенно он научился двигаться, стоять, есть и пить и даже начал напевать песни. Отец Виктор в прошлом музыкант, в юношестве пел в ансамбле, а затем много лет руководил церковным хором. Поэтому музыка и пение для него — особая радость. Сегодня 61-летний священник полон надежды на восстановление — ежедневно читает вслух и старается больше двигаться. Он стремится однажды вернуться к служению в Церкви.
Сейчас у фонда борьбы с инсультом ОРБИ много других подопечных, которые тоже нуждаются в реабилитации. Чтобы помочь фонду и его подопечным, переходите на сайте проекта.
Также вы можете отправить СМС на короткий номер 3443 со словом «ОРБИ» и любой суммой через пробел, например: «ОРБИ 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежь и Церковь». Иеромонах Давид (Кургузов)
У нас в студии был клирик Свято-Вознесенского мужского монастыря в Сызрани иеромонах Давид (Кургузов).
Разговор шел о том, как современные молодые люди могут вовлекаться в церковную жизнь и как вера и Церковь могут стать значимыми для них.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер