
Священник Сергий Сидоров
Источник фото: https://pravchtenie.ru
В новогоднюю ночь 1919 года в гостях у Варвары и Льва Кандиб собралось множество молодых людей. На приглашение старинных друзей семьи откликнулся и киевский семинарист Серёжа Сидоров. В самый разгар вечера в комнату вошла племянница хозяев дома Татьяна Кандиба. Она ни с кем не разговаривала, стеснялась танцевать. Сергея поразили её слегка волнистые тёмные волосы, чудесный цвет лица, но главное — очень красивые глаза: доброжелательные и ласковые. Молодой человек сразу подошёл к Татьяне, они разговорились и с тех пор уже не расставались.
Сергей полюбил Татьяну всей душой. Девушка не сразу ответила на ухаживания семинариста. Но, в конце концов, сдалась, и весной 1920-го года молодые люди обвенчались.
Спустя год Сергей Сидоров принял священный сан. Стать пастырем в это время означало скитания, нужду, и постоянную угрозу репрессий. Отец Сергий несколько раз арестовывался по обвинению в антисоветской деятельности. После выхода из заключения священник не мог селиться в крупных городах. Поэтому отцу Сергию назначали для служения провинциальный, а значит очень бедный приход. Последним местом пастырских трудов священника стало село Климово под Муромом, куда отец Сергий переехал вместе с семьей в 1936 году.
Священника очень любили прихожане за красоту богослужения и за проповеди. Батюшка весь день был на ногах, ему приходилось обходить окрестные деревни, причащая больных и находящихся при смерти. В конце дня Татьяна стаскивала с него тяжёлые сапоги, обмывала и перевязывала кровоточащие ступни.
У отца Сергия и Татьяны родилось к тому времени четверо детей. Татьяне приходилось не только одной справляться с ними, но и браться за любую работу. Репетитор русского языка и истории, счетовод в фабричной конторе, прессовщица в фанерном цехе, медсестра — Татьяна всему была рада, лишь бы помочь мужу и прокормить детей. В письме к своему другу священнику Михаилу Шику отец Сергий сетовал: «В последнее время Татьяна переутомилась и измучилась и душевно и телесно. Вы бы ее не узнали, столь она худа и истомлена, нервы ее в очень плохом состоянии».
Отец Сергий окормляял несколько тайных общин в Муроме, Москве и Малоярославце. В годы гонений эти общины собирались в частных домах и квартирах и не были зарегистрированы в органах власти. Именно это стало поводом для последнего ареста отца Сергия 13 апреля 1937 года. «Таня, за мной пришли», — сказал растерянно батюшка, встретившись в сеня́х с милиционером. Татьяна молча собрала вещи и с разрешения сотрудника НКВД проводила мужа до милицейского участка. Отец Сергий и Татьяна шли под руку и молчали. Священнику было больно от того, что он никогда больше не увидит ни жены, ни детей. Но он знал, что та, кого он выбрал своей сподвижницей, никогда не сдастся, выдержит все испытания. Татьяна понимала, о чём думает супруг и потому изо всех сил старалась не плакать. Когда она вернулась домой, во дворе её ждали дети. Она молча прошла мимо и только сказала: «Идёмте обедать». Спустя несколько месяцев отец Сергий явился Татьяне во сне и сообщил о своей кончине. Его расстреляли на Бутовском полигоне.
Одна из дочерей священника Сергия Сидорова Вера написала мемуары об отце и матери. И самый яркий эпизод этих воспоминаний — прогулки всей семьей по окрестностям Климова. Отец Сергий и Татьяна идут тихонько, взявшись за руки, дети бегут впереди и что-то напевают. «Это время так и осталось олицетворением счастья, — пишет Вера Сергеевна, — ведь счастье — это близость любимых людей, их удовлетворенность жизнью».
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья