
Священник Сергий Сидоров
Источник фото: https://pravchtenie.ru
В новогоднюю ночь 1919 года в гостях у Варвары и Льва Кандиб собралось множество молодых людей. На приглашение старинных друзей семьи откликнулся и киевский семинарист Серёжа Сидоров. В самый разгар вечера в комнату вошла племянница хозяев дома Татьяна Кандиба. Она ни с кем не разговаривала, стеснялась танцевать. Сергея поразили её слегка волнистые тёмные волосы, чудесный цвет лица, но главное — очень красивые глаза: доброжелательные и ласковые. Молодой человек сразу подошёл к Татьяне, они разговорились и с тех пор уже не расставались.
Сергей полюбил Татьяну всей душой. Девушка не сразу ответила на ухаживания семинариста. Но, в конце концов, сдалась, и весной 1920-го года молодые люди обвенчались.
Спустя год Сергей Сидоров принял священный сан. Стать пастырем в это время означало скитания, нужду, и постоянную угрозу репрессий. Отец Сергий несколько раз арестовывался по обвинению в антисоветской деятельности. После выхода из заключения священник не мог селиться в крупных городах. Поэтому отцу Сергию назначали для служения провинциальный, а значит очень бедный приход. Последним местом пастырских трудов священника стало село Климово под Муромом, куда отец Сергий переехал вместе с семьей в 1936 году.
Священника очень любили прихожане за красоту богослужения и за проповеди. Батюшка весь день был на ногах, ему приходилось обходить окрестные деревни, причащая больных и находящихся при смерти. В конце дня Татьяна стаскивала с него тяжёлые сапоги, обмывала и перевязывала кровоточащие ступни.
У отца Сергия и Татьяны родилось к тому времени четверо детей. Татьяне приходилось не только одной справляться с ними, но и браться за любую работу. Репетитор русского языка и истории, счетовод в фабричной конторе, прессовщица в фанерном цехе, медсестра — Татьяна всему была рада, лишь бы помочь мужу и прокормить детей. В письме к своему другу священнику Михаилу Шику отец Сергий сетовал: «В последнее время Татьяна переутомилась и измучилась и душевно и телесно. Вы бы ее не узнали, столь она худа и истомлена, нервы ее в очень плохом состоянии».
Отец Сергий окормляял несколько тайных общин в Муроме, Москве и Малоярославце. В годы гонений эти общины собирались в частных домах и квартирах и не были зарегистрированы в органах власти. Именно это стало поводом для последнего ареста отца Сергия 13 апреля 1937 года. «Таня, за мной пришли», — сказал растерянно батюшка, встретившись в сеня́х с милиционером. Татьяна молча собрала вещи и с разрешения сотрудника НКВД проводила мужа до милицейского участка. Отец Сергий и Татьяна шли под руку и молчали. Священнику было больно от того, что он никогда больше не увидит ни жены, ни детей. Но он знал, что та, кого он выбрал своей сподвижницей, никогда не сдастся, выдержит все испытания. Татьяна понимала, о чём думает супруг и потому изо всех сил старалась не плакать. Когда она вернулась домой, во дворе её ждали дети. Она молча прошла мимо и только сказала: «Идёмте обедать». Спустя несколько месяцев отец Сергий явился Татьяне во сне и сообщил о своей кончине. Его расстреляли на Бутовском полигоне.
Одна из дочерей священника Сергия Сидорова Вера написала мемуары об отце и матери. И самый яркий эпизод этих воспоминаний — прогулки всей семьей по окрестностям Климова. Отец Сергий и Татьяна идут тихонько, взявшись за руки, дети бегут впереди и что-то напевают. «Это время так и осталось олицетворением счастья, — пишет Вера Сергеевна, — ведь счастье — это близость любимых людей, их удовлетворенность жизнью».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер