
Фото: Jonathan Dick, OSFS/Unsplash
«Спросить у священника» — по данным статистики, эти слова входят в число самых популярных поисковых запросов Рунета. Люди хотят знать, что такое Причастие, как правильно отмечать Церковные праздники, как правильно молиться и зачем ходить в храм. Священник из Петербурга Константин Пархоменко заметил любопытную закономерность: и прихожане, и журналисты, и радиослушатели, и читатели его блога в интернете как правило, спрашивают об одном и том же. Тщательно проанализировав и выделив наиболее часто обсуждаемые темы, отец Константин выпустил книгу, которую назвал «Православие в деталях. Ответы на самые популярные вопросы».
Автор с первых же строк заявляет о своём желании сделать книгу не просто сборником блиц-интервью, а попытаться выстроить на её страницах настоящий диалог с читателем. И это у отца Константина, кажется, получилось. Разбитые для удобства на тематические главы, вопросы и ответы удачно поданы в формате живой и динамичной беседы: читаешь ответ на один вопрос, а в уме уже зреет следующий. Переворачиваешь страницу — и находишь там именно то, о чем хотелось спросить!
Весьма широк и спектр тем, на которые отец Константин Пархоменко беседует с читателями в своей книге «Православие в деталях, рассматривая их как в религиозном, так и в социальном аспекте. Церковный этикет, смысл Богослужений, Библейская история и многое другое. С юмором, рассуждая здраво и опираясь в своих ответах на Евангелие и тысячелетний опыт Церкви, отец Константин говорит о том, можно ли женщинам пользоваться косметикой, отмечать ли верующему человеку Новый Год, для чего нужно венчание и кто такой Ангел Хранитель. А завершает книгу большая и очень любопытная подборка «личных» вопросов к отцу Константину от посетителей интернет-форумов. Большинство житейских проблем, с которыми люди обращаются к священнику в этом разделе книги, наверняка многим из нас будут знакомы не понаслышке. И тем радостнее будет найти поддержку в искренних, подробных ответах отца Константина.
Автор надеялся, что книга будет полезна не только тем, кто делает первые шаги на пути к вере или уже давно в Церкви, но и тем, кто назвать себя верующим человеком пока затрудняется. Доброжелательное, открытое и искреннее общение отца Константина Пархоменко с читателями не просто позволит им узнать «Православие в деталях», но и, возможно, поможет преодолеть внутренние барьеры и свой следующий вопрос задать священнику, уже переступив порог храма.
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема