
Фото: Annie Smurova/Unsplash
Жители села Замараевского Шадринского уезда Пермской губернии не переставали удивляться своему новому священнику. Во-первых, каждую свободную минутку — в дороге, в домах прихожан, даже в храме — он что-то писал, чертил, считал. Во-вторых, практически сразу он стал заниматься организацией начальной школы для детей и воскресной школы для взрослых. И в-третьих, отец Иоанн Первушин был чрезвычайно добрым человеком, никому не мог отказать в помощи, и этим не стеснялись злоупотреблять многие: и соседи, и его родные, и случайные посетители. Старушка, ведущая его хозяйство, часто ворчала на непрактичность отца Иоанна: он раздавал всё своё жалование нуждающимся. Зато паства доброго священника души в нём не чаяла. Ещё больше бы удивились односельчане, узнав, что их скромный и добросердечный отец Иоанн — всемирно известный математик.
Иван Первушин родился в тысяча восемьсот двадцать седьмом году в городе Лысьва Пермской губернии в семье потомственного сельского священника. Здравомыслие, трудолюбие, терпение — вот принципы, с детства воспитываемые родителями в Иване и его шестерых братьях и восьми сёстрах.
Образование Иван получил в Пермском духовном училище, а затем в Казанской духовной академии. Первушин был действительно настоящим просветителем: добился открытия в Замараевском начальной школы для местных ребятишек, организовал воскресную школу для взрослых, обучая их счёту и грамоте, а главное — самостоятельности мышления. В обеих школах занятия вёл сам, создавал собственноручно все необходимые наглядные пособия и таблицы. Первушин работал над созданием популярной и общедоступной азбуки. Впоследствии священник организовал бесплатную сельскую библиотеку. Отец Иоанн, прежде всего, стремился посеять в своих прихожанах семена доброты, человеколюбия, чувства собственного достоинства.
Особое внимание отец Иоанн Первушин уделял образованию девочек, на которых тогда обращалось мало внимания: считалось, что будущим домохозяйкам особая учёность ни к чему. Отец Иоанн, напротив, был уверен, что женщина — это душа семьи. Он писал: «В женские учебные заведения уже проникла мысль ― готовить воспитанниц не только для кухни и бала. Наряды, лоск, танцы ― всё идет долой. Одарённость матери не ограничивается одним питанием детей ― нет, ― она должна родить в дитяти и понятия, и чувства ― нужно духовное рождение».
В тысяча восемьсот шестьдесят первом году Первушин стал издавать рукописный журнал «Шадринский вестник» — первое частное уральское издание, пользовавшееся большим интересом образованной публики. Отец Иоанн был настоящим патриотом уральской земли, талантливым этнографом и краеведом. На страницах «Вестника» он записывал местные предания и легенды, сказки и былички, а также многие другие проявления народной мудрости. Фольклорный материал Первушину помогали собирать несколько крестьян: таким образом, он подготовил первых краеведов из среды простонародья.
Всему миру скромный сельский священник Иван Первушин был известен как талантливый математик. В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году Первушин открыл самое большое для конца девятнадцатого века простое число: данное число теперь называют «числом Первушина». За выдающиеся исследования священника-математика выбрали членом-корреспондентом сразу нескольких академий наук ― Петербургской, Парижской и Неаполитанской.
«Это был один из симпатичнейших, благороднейших и замечательных представителей сельского духовенства», — написал в первушинском некрологе в «Московских Ведомостях» профессор Николай Юрьевич Зограф. -«Дай Бог, чтобы на святой Руси было поболее таких сельских пастырей, каким был отец Иоанн».
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов