На западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, стоит церковь Михаила Архангела – самая древняя в городе. В двенадцатом веке она украшала богатый двор князя Давида Ростиславича. Кажется, храм весь устремлен к небу. Это впечатление не случайно – именно такого эффекта стремились добиться древние архитекторы, придав церкви непривычную для византийской традиции столпообразную форму и подчеркнув ее готическими архитектурными элементами. Новое веяние пришло из Полоцкого княжества, откуда на Смоленщину были приглашены строительных дел мастера. Можно сказать, что с возведения Михайло-Архангельской церкви здесь, в верховье Днепра, начался новый период церковного зодчества.
Изначально храм был устроен так, что свет в него проникал, главным образом, через высокие просторные окна барабана, на котором держится единственный купол. Поток света, щедро льющийся сверху, подчеркивал богатое внутреннее убранство. Стены, своды, оконные откосы были полностью расписаны фресками – об этом говорят чудом уцелевшие фрагментарные остатки древней росписи. Иконы, как свидетельствует летопись, отличались не только особой техникой письма, но и щедро украшенными окладами – обилие золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга поражало воображение.
В начале семнадцатого века Смоленск взяли поляки, при них храм Михаила Архангела какое-то время был католическим. После освобождения города церковь уже не могла похвастаться прежним великолепием. На память об этом печальном периоде на хорах осталось специальное отделение для оргАна и пробитые в стене отверстия для распространения звука.
Во время войны с Наполеоном совсем недалеко от Михайло-Архангельского храма расположились вражеские батареи, пушечные ядра долетали до церковных стен, оставляя на них следы, сохранившиеся до наших дней. Церковь была варварски разграблена. После войны средств на ее восстановление взять было неоткуда, и долгое время она находилась в плачевном состоянии – так, окна были затянуты рыбачьими сетями.
В конце девятнадцатого века храм был восстановлен, но революция, а затем Вторая мировая война оставили на нем очередной печальный след. В семидесятых годах прошлого столетия реставраторы постарались вернуть древнему зданию прежнее величие. Ожил многострадальный храм в начале девяностых - здесь вновь стали совершаться богослужения. Говорят, во время службы под древними сводами чувствуешь себя по-особенному.
В Смоленск из Москвы, кроме прямого поезда, идут многие составы белорусского направления. Михайло-Архангельская церковь находится, можно сказать, в шаговой доступности от железнодорожного вокзала. Сначала нужно пройти по мосту через Днепр к улице Дзержинского – уже отсюда храм предстанет перед вами во всем своем величии. Останется еще пройтись минут двадцать по Большой Краснофлотской – и вы у цели!
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.