На западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, стоит церковь Михаила Архангела – самая древняя в городе. В двенадцатом веке она украшала богатый двор князя Давида Ростиславича. Кажется, храм весь устремлен к небу. Это впечатление не случайно – именно такого эффекта стремились добиться древние архитекторы, придав церкви непривычную для византийской традиции столпообразную форму и подчеркнув ее готическими архитектурными элементами. Новое веяние пришло из Полоцкого княжества, откуда на Смоленщину были приглашены строительных дел мастера. Можно сказать, что с возведения Михайло-Архангельской церкви здесь, в верховье Днепра, начался новый период церковного зодчества.
Изначально храм был устроен так, что свет в него проникал, главным образом, через высокие просторные окна барабана, на котором держится единственный купол. Поток света, щедро льющийся сверху, подчеркивал богатое внутреннее убранство. Стены, своды, оконные откосы были полностью расписаны фресками – об этом говорят чудом уцелевшие фрагментарные остатки древней росписи. Иконы, как свидетельствует летопись, отличались не только особой техникой письма, но и щедро украшенными окладами – обилие золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга поражало воображение.
В начале семнадцатого века Смоленск взяли поляки, при них храм Михаила Архангела какое-то время был католическим. После освобождения города церковь уже не могла похвастаться прежним великолепием. На память об этом печальном периоде на хорах осталось специальное отделение для оргАна и пробитые в стене отверстия для распространения звука.
Во время войны с Наполеоном совсем недалеко от Михайло-Архангельского храма расположились вражеские батареи, пушечные ядра долетали до церковных стен, оставляя на них следы, сохранившиеся до наших дней. Церковь была варварски разграблена. После войны средств на ее восстановление взять было неоткуда, и долгое время она находилась в плачевном состоянии – так, окна были затянуты рыбачьими сетями.
В конце девятнадцатого века храм был восстановлен, но революция, а затем Вторая мировая война оставили на нем очередной печальный след. В семидесятых годах прошлого столетия реставраторы постарались вернуть древнему зданию прежнее величие. Ожил многострадальный храм в начале девяностых - здесь вновь стали совершаться богослужения. Говорят, во время службы под древними сводами чувствуешь себя по-особенному.
В Смоленск из Москвы, кроме прямого поезда, идут многие составы белорусского направления. Михайло-Архангельская церковь находится, можно сказать, в шаговой доступности от железнодорожного вокзала. Сначала нужно пройти по мосту через Днепр к улице Дзержинского – уже отсюда храм предстанет перед вами во всем своем величии. Останется еще пройтись минут двадцать по Большой Краснофлотской – и вы у цели!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.