
Владимир Легойда
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Темы беседы:
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан, а на связи сегодня с нами и с вами в этом часе «Светлого вечера» Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО. Добрый вечер.
В. Легойда
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Близится Рождество, мы все уже живем в атмосфере рождественского поста, вокруг праздничное настроение и музыка в торговых центрах, и растяжки, и подарки, но вот недавно вы в своем «телеграме» делились историей, которая с другой стороны призывает посмотреть на празднование Рождества в современном мире, в частности история про то, что Еврокомиссия — это один из руководящих органов Европейского союза, издала документ с названием «Руководящие принципы европейской комиссии по инклюзивной коммуникации», где речь шла, в том числе, о том, где, как вы пишете: слово «рождество» не использовать, например, потому что это может оскорбить чувства тех, кто верит иначе, не по-христиански, вот в чем для вас симптоматичность этой истории?
В. Легойда
— В отказе от идентичности, к сожалению, уже традиционном, для по крайней мере каких-то европейских институций, в страхе обозначить свою религиозную идентичность, религиозно-культурную идентичность, и мне кажется, что это отказ от себя, не хочется проводить каких-то исторических параллелей, но они невольно напрашиваются, с эпохой поздней античности, я имею ввиду. Я понимаю, что на это можно возразить, что о закате Европы писали сто лет назад и все она никак не закатится, это тоже резонно, здесь есть над чем подумать, о чем поговорить, но это же не значит, что мы не должны высказываться против или критически по поводу тенденций, явлений или фактов, которые нам кажутся не самыми правильными с точки зрения ответа на главные вопросы и человека, и общества: кто мы, куда мы идем, в чем смысл и цель нашего существования? Мне кажется, так.
К. Мацан
— Вот эта ситуация, вся эта история рождает, как мне кажется, дополнительно вопросы, с одной стороны, понятно — удивление, может быть, возмущение верующих людей, христиан, что под вопрос ставится возможность называть Рождество рождеством, с другой стороны, уже тоже не раз и давно замечено, что западное общество — это общество секулярное и Рождество все больше для большинства людей превращается из религиозного праздника, связанного с Евангелием, в что-то, связанное с рождественской распродажей, и процесс идет давно, и повторимся, общество секулярное, не такая уж высокая значимость, скажет кто-то, собственно, религиозная составляющая там уже есть и такова ли велика беда тогда, если в этой логике руководители Евросоюза говорят о том, что, в общем-то, можно и слово «Рождество» не использовать.
В. Легойда
— Знаете, здесь, мне кажется, мы попадем в ловушку, которая переворачивает основы нашего существования, ведь получается такая, на первый взгляд, парадоксальная вещь, что если взять какие-то отдельные изменения сами по себе, то почти всегда можно сказать: «ну велика ли беда». Вот недавно я прочитал, что в одном из американских штатов в школах теперь появились инклюзивные общие туалетные комнаты, вот дети ходят в туалеты вместе без половых различий и скажут: ну велика ли беда, но ведь это, простите меня, за речевой штамп: звенья одной цепи, и когда они друг с другом соединяются, то цепь становится такой крепкой, что ее уже не порвешь, и ты уже вот раз-два-три, беда невелика, но ты живешь уже в совершенно другом смысловом пространстве и мне кажется, что здесь не нужно стесняться говорить «нет», не нужно стесняться говорить, что мы хотим жить в обществе, где можно праздник называть Рождеством, а не просто выходными какими-то днями, потому что следующий шаг — это смена хронологии или по крайне мере отказ от слов «от Рождества Христова», «до Рождества Христова», но это же какие-то фундаментальные вещи.
К. Мацан
— Да, надо упомянуть, что в этом документе, который мы обсуждаем и о котором вы написали, действительно предлагалось вместо слова «Рождество» использовать нейтральное «holidays»-просто праздники, а вот что в этой ситуации, как вам кажется, могут сделать христиане на практике? Ну вот возвысить голос, как это принято говорить...
В. Легойда
— Не соглашаться, использовать все возможности современного демократического гражданского общества, которые позволяют им не просто выразить свое несогласие, но добиться отмены. Кстати сказать, там же в Еврокомиссии, если я не ошибаюсь, они в итоге чуть сдали назад-то, после какой-то реакции первой, поэтому здесь, конечно, нужно заявлять, потому что если не будет реакции, то эти звенья будут в цепь собираться гораздо быстрее. И если позволите, я хотел бы в качестве иллюстрации привести такой пример: я летом выступал перед одной аудиторией, связанной с государственными чиновниками и это вполне привычная для меня была ситуация, мне приходится выступать в разных аудиториях, но я столкнулся с совершенно неожиданной для меня вещью: одна чиновница, которая организовывала эту встречу, она, когда я приехал, сказала: «Знаете, с вашего позволения мы никак не будем обозначать вашу принадлежность официальную Русской Православной Церкви, можно мы скажем, что вы член Общественной палаты, и так далее, но не будем говорить, что вы председатель Отдела, исполняете обязанности пресс-секретаря, руководитель пресс-службы Патриарха?» И я сказал, что я не очень понимаю, с чем связана такая просьба и не могу с ней согласиться, поскольку это странно и мне кажется, что как раз-таки я и представляют интерес для уважаемой аудитории прежде всего, как человек, занимающийся какими-то практическими вещами в той должности, название которой они так не хотят, чтобы я произносил. И мы какое-то время препирались, и коллега мне сказала, что: «Ну вот вы не понимаете, если это обозначить в самом начале, то люди сразу на это отреагируют, вас не будут слушать, а мне бы хотелось, чтобы вас послушали», то есть она пыталась с этой стороны, но, как мне кажется, мне удалось ее убедить в том, что все риски мои с точки зрения слушать-не слушать, если ее только это заботит, то пожалуйста, но вот вам иллюстрация того, что сегодня здесь уже практически происходит сейчас, и я, честно говоря, был очень удивлен, потому что я раньше с такой ситуацией не сталкивался, и она меня чрезвычайно удивила, каковы бы ни были объяснения, каковы бы ни были причины, но когда мне прямым текстом сказали, что «давайте мы никак не будем обозначать», я так до конца не понял, являлось ли это инициативой конкретной чиновницы, либо, может быть, ей кто-то такое сказал, она вот так поняла это, но я с этим столкнулся впервые, но тем не менее это тоже для меня такой показательный случай.
К. Мацан
— А вот этот случай, он все-таки в каком контексте для вас в первую очередь рассматривается: в контексте какой-то общемировой, общезападной или общеевропейской тенденции к этой секуляризации, к тому, что любая религиозная идентичность должна быть вынесена за скобки в публичном пространстве или с тем, как воспринимается именно Русская Православная Церковь в текущей ситуации, то есть, условно говоря, те, с кем вы общались, у них могла быть вызвать вопросы вообще христианская идентичность или именно принадлежность к официальной Церкви?
В. Легойда
— Знаете, в каком-то смысле он вне контекста рассматривается, для меня было важно независимо от причин просто не согласиться и сохранить право все-таки назвать свою официальную должность, потому что я с позиции этой должности во многом строил беседу, хотя там у меня была такая тематическая беседа о современном информационном пространстве, но у меня большинство примеров, которые я приводил в этой беседе, они были связаны с текущей деятельностью моей на посту председателя отдела Синодального, поэтому в этом смысле вне контекста и, как я уже сказал, я до конца так и не понял, каковы подлинные причины, но, понимаете, симптоматично, что широкий контекст таков, что по разным формально озвучиваемым причинам возникает тема отказа от религиозной идентичности, вот в этом широком контексте я это воспринимаю, в каждом конкретном случае причины могут диктоваться, могут приводится разные, но результат один и вот с этим результатом как-то не хочется соглашаться.
К. Мацан
— Я еще почему так среагировал на эту историю, она очень интересна и показательна — потому что, с одной стороны, не первый год и в наших программах мы уже не первый раз говорим об этих тенденциях к секуляризации, к тому, чтобы именно она проявлялась, секуляризация, в каком-то запрете, ограничении на открытое исповедание, открытую демонстрацию, заявление своей религиозной идентичности, но обычно мы все-таки приводим или приводили примеры из жизни Западной Европы, когда священника не пускали на борт международной авиакомпании в самолет, если он не снимет крест, когда учителю запрещали сидеть на уроке и пока ученики делают контрольную в одной из американских школ, читать Библию и вроде как за этим молчаливо предполагалось, что у нас это не так, а сейчас вы приводите пример, что и до нас эта тенденция уже явственно доходит. А с другой стороны, то, что вы рассказали, ставит под большой вопрос традиционный стереотип о слиянии Церкви с государством — какое слияние, если чиновника вашего уровня церковного просят не обозначать свою принадлежность к Церкви.
В. Легойда
— Да, совершенно согласен, могу только повторить то, что вы сказали, это действительно все именно так и точно также я это и воспринимаю, во-первых, в контексте того, что это не у них, а это вот везде, и второе, что, конечно, представления о слиянии, они чрезвычайно далеки от практики, по крайне мере каких-то конкретных событий, которые происходят в ежедневном общении. Это не значит, что у нас плохие отношения, наоборот, я могу в сотый раз повторить, что очень ценно то, какие сегодня отношения между Церковью и государством в Российской Федерации и нам есть с чем сравнивать, поскольку Русская Православная Церковь и Церковь в Российской Федерации, мы знаем, у нас есть и другой опыт взаимодействия с государствами канонической территории Русской Православной Церкви, он разный, и он не плохой везде, во многих странах, но он разный, у нас есть с чем сравнивать и вот с учетом всего этого можно сказать, что, конечно, опыт в России, он весьма и весьма положительный, но он тоже далек от такого плоского представления о слиянии или обслуживании Церкви и государства, или еще чего-то подобного.
К. Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Я бы вот о чем еще хотел спросить в связи с той темой, о которой мы начали говорить, о политике светскости, политкорректности, уже не только в Западной Европе, а и в Восточной, и у нас, ну вот тот пример, с которого вы начали, о том, что Еврокомиссия выпустила документ, хотя сейчас взяла его на доработку, в котором рекомендовалось помимо прочего, не употреблять слово «Рождество», а употреблять слово нейтральное «праздники», чтобы не обидеть тех, кто не христианин или вообще неверующий, и вы говорили, что христиане в этом смысле могут и призваны не соглашаться, возвышать голос (это уже моя формулировка), не исполнять в конце концов это, использовать слово «Рождество» и так далее, ну и к тому же документ Еврокомиссии носит все же рекомендательный характер. Ну вот я почему так еще подробно пересказываю — потому что лет десять назад у меня было интервью с очень крупным иерархом Русской Православной Церкви, мы говорили как раз-таки тоже о вызовах современности, я удивился вот какой ситуации, что, наблюдая часто за комментариями от лица Церкви, от лица иерархов на подобные вещи, всегда скорее риторика такая, как бы: мы против, вот мы с этим несогласны, то есть как бы отрицательная риторика, что: «мы против этого выступаем», «мы вот это не принимаем», «мы считаем это пагубным», «мы считаем это вредным». И мы тогда обсуждали, а где же тогда положительная программа Церкви, не получается ли так, что на фоне всех этих тенденций мировых идет какое-то развитие, какой-то процесс, может быть, не развитие, а наоборот деградация, но идет процесс, и Церковь все время выступает: «нет, мы против», «нет, мы не хотим», «нет, мы против этого выступаем», а где то, что Церковь предлагает, слышно меньше, что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Я думаю, что это, конечно, вопрос важный и он существующий в разных плоскостях, есть плоскость восприятия Церкви общественным сознанием через медиа, где нередко действительно мы сталкиваемся с тем, что Церковь и люди, говорящие от лица Церкви, и люди претендующие на то, что они говорят от лица Церкви, они выступают против тех или иных явлений, инициатив или с инициативами, которые против. И я в свое время, понимая складывающуюся такую ситуацию, говорил о том, что когда пытаются позицию Церкви в плане отношения к семье, деторождению свести к тому, что Церковь против абортов, если уж говорить слоганами, то это такое плоское и неверное восприятие главного смысла позиции Церкви, потому что Церковь не против абортов, а Церковь за жизнь и вот вроде бы, как говорится, значение одно, а смыслы разные и здесь смыслы, которые несет Церковь, в том числе, и своими выступлениями против абортов, она исходит из того этот смысл, что Церковь за жизнь и это, согласитесь, создает другой образ и реагируя на ваш вопрос, могу сказать, что, конечно, во многом, если в этих категориях говорить, Церковь не столько «против», сколько «за» и это вопрос, с одной стороны, презентации позиции Церкви, а также восприятия ее, потому что понятно, что «против» резонирует и разносится по медиа намного быстрее, чем «за», это не только в плане Церкви верное замечание, а вообще как характеристика инфополя и поведения медиа, но в этой плоскости это так. Но если говорить вне медийного контекста, глубинно, то, конечно, важно понять, что, условно говоря, со времен Моисеевых заповедей любые запреты есть следствие главной положительной фундаментальной истины и если мы посмотрим декалог Моисеев, то он начинается заповедью: «Я Господь Бог твой» и это то, что определяет все последующее и без чего все последующее, как минимум, приобретает другой смысл и не может быть воспринято, а уж в новозаветной перспективе, так тем более. Любые запреты есть естественное следствие стремления, собственно, ко Христу, если уж кратко говорить, и вне этого стремления они в каком-то плане обессмысливаются, как, в свое время, в эпоху поздней античности, в эпоху становления христианства христиане полемизировали, например, с противниками семьи и с теми, кто гнушался отношениями, например, мужчины и женщины, физической частью этих отношений, и отцы Церкви многократно говорили о том, что монашество есть устремление ко Христу и причиной монашества не может быть пренебрежение физической стороной половых отношений и мотивацией к принятию монашества, пренебрежение, отказ от семьи, как отказ от тела, как чего-то нечистого, в этом смысле, опять же, возвращаясь в широком смысле к тезису «за» или «против»: положительная программа, говоря современным языком, она всегда в основании и всегда чрезвычайно важна, важнее всего остального.
К. Мацан
— То, о чем мы сейчас говорим, можно рассмотреть еще в одном аспекте, продолжающем то, о чем мы сейчас начали говорить, об этой положительной программе или о тех восприятиях, в которых Церковь выступает именно с отрицательной программой, с неким противлением изменениям, которые кажутся этически недопустимыми, например, ведь если перейти на образ, то очень часто ситуация выглядит таковой, что есть какой-то снежный ком этих тенденций секуляристских, антигуманистических, с точки зрения библейского мировоззрения мир идет к апокалипсису и это неостановимо, а Церковь в этом смысле выступает какой-то очень небольшой удерживающей силой, которая просто не в состоянии сдержать этот ком, который несется к этой пропасти и в этом смысле все, что остается — просто разводить руками или возвышать голос: «ну так нельзя!» хотя все понимают, что процесс неостановим и ничего радикально не изменится, и тогда вот на этом фоне призывы Церкви выглядят уже не столь убедительными, может быть, или недостаточными, вот что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Я думаю, что вот эта картина, которую вы сейчас нарисовали и позиция, которую вы обозначили, ее вряд ли можно признать такой христианско-мировоззренческой перспективой, поскольку она игнорирует фундаментальное евангельское положение о том, что о сроках никто не знает, понятно, что мы призваны различать знаки времени или думаем, что мы призваны, и я готов, скорее, согласиться тем, что термин «последние времена», он тоже имеет несколько значений, и одно из значений то, что мы живем, так сказать: аще семьдесят, аще восемьдесят лет и для человека другого времен не будет, кроме отведенного ему довольно небольшого срока жизни и в этом смысле для любого человека и для любого сообщества время, в котором он живет, оно последнее, потому что это ограниченный земной какой-то промежуток временной, в котором ты должен либо состояться, как христианин, либо не состояться с христианской точки зрения, но вот апокалиптическая перспектива, как тема конца мира и прочее, безусловно, обозначенная в Священном Писании, но, как мне кажется, вполне очевидно обозначенная, как некая, во многом неожиданная, неизбежная, но неожиданное явление Второго Пришествия, которое наступит тогда, когда пожелает Господи и вспоминается ответ Бога Иову по поводу того, что: «Почему ты думаешь, что ты можешь это понять, — в вольном моем пересказе, — и знать, и задавать такие вопросы?» Поэтому мне кажется, что как только люди начинают рисовать перспективы, говорить о какой-то скорой неизбежности и прочем, они в каком-то смысле вот эту грандиозную тайну домостроительства низводят к какой-то простой и примитивной перспективе развития человеческой истории и мне кажется, что это все сложнее, чем это рисуется таким образом.
К. Мацан
— А как вам кажется, вот то, с чего мы начали сегодня, допустим, Еврокомиссия выпускает документ, в котором предлагает не употреблять слово «Рождество», чтобы никого не смутить, неверующих или не христиан, а вы можете себе вообразить ситуацию, что какие-то изменения будут политические, другие партии придут к власти в европейских странах, например, из них будет избран другой состав Еврокомиссии, и Еврокомиссия издаст документ, в котором скажет, что мы равноценно призываем всех не отказываться от своей идентичности и считаем недопустимыми любые попытки поставить под сомнение эту идентичность, будь она христианская, мусульманская или атеистическая, вот что-нибудь такое вам кажется реальным или это все-таки сюжет из антиутопии, утопии?
В. Легойда
— Вы знаете, я очень не люблю подобных прогнозов политического характера, не знаю, я единственное что могу сказать, что невозможного или того, что кажется невозможным нам в какой-то конкретный момент времени в действительности очень мало, но при этом как правило, когда что-то происходит, оно происходит совсем не так или чуть-чуть нет так, или еще как-то, но не так, чем нам это рисовалось.
К. Мацан
— Спасибо за оптимистический ответ. Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона Константин Мацан, мы скоро вернемся, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан, на связи сегодня с нами с вами Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО. Мы продолжаем наш разговор, хотел бы обратиться к фразе, которая у нас прозвучала, о том, что со времен Моисеевых заповедей и вообще библейских заповедей, если новозаветные заповеди включить, без первой заповеди о том, что Бог есть, и он Творец и Господин человека или без Христа, как того, кто эти заповеди дал, как второе лицо Троицы, сами по себе эти заповеди смысл не то, чтобы теряют, но чего-то очень важного лишаются или в принципе не могут быть поняты, вот я хотел бы к этой теме обратиться вот в каком контексте: недавно в таком пространстве «Фавор» в Москве проходило мероприятие, это целая серия мероприятий, уже не первый год оно идет, называется «Резонанс», и собираются люди, миряне и священники и обсуждают, делятся мыслями о том, как они по-христиански живут, какая-то тема предлагается, какую-то тему выбирают и идет такое обсуждение, мозговой штурм, работа в группах, и потом люди делятся своими мыслями. И вот одна из тем была про счастье, само собой, зашел разговор о заповедях блаженств, и люди размышляли над тем, как заповеди блаженств можно было бы объяснить человеку внешнему по отношению к Церкви, может быть, неверующему или просто незнающему, или скептику, как сказать, что это про счастье на самом деле, вот блаженство — это счастье по-русски, вот в славянском языке блаженство. И были какие-то разные мнения, разные мысли, почему блаженны плачущие, почему несчастливы, почему блаженны, если гонят вас, вы тоже счастливы? Ну вот мысль прозвучала, схожая с вашей, что вообще-то, конечно, задача интересная: человеку внешнему объяснить, почему блаженство — это про счастье, почему заповеди блаженств, где счастливы плачущие и нищие духом? С одной стороны, задача интересная, с другой стороны, бесперспективная, потому что без Христа этого понять невозможно, а с третьей сторону, ну христиане же призваны как-то свое мировоззрение объяснять и даже тем, кто не разделяет их предпосылок, вот что вы об этом думаете, реально ли на такую тему разговаривать с человеком внешним, неверующим или скептиком?
В. Легойда
— Вы знаете, я думаю, что задача эта не невыполнимая и могут быть ситуации, при которых и в которых это можно будет как-то объяснить и это будет воспринято, но принципиально я думаю, что, конечно, без принятия или понимания главного, что лежит в основании, вот ни заповеди блаженств, ни тем более какие-то ограничения понять и принять уж точно невозможно. Когда-то у одного современного публициста в период, как мне кажется, его творческого расцвета, у него было такое замечательное сравнение верующего человека с беременной женщиной, сравнение было вот какого плана: что если взять девочку и рассказать ей, что она будет испытывать во время беременности, какие сложности, начиная от токсикоза и заканчивая еще какими-то вещами и ничего не говорить о рождении новой жизни, то она скорее всего скажет: «Ой, и замуж никогда не пойду, и не нужна мне ни семья, ничего такого, зачем мне мучиться, страдать, набирать вес и прочее и прочее, не поднимать тяжелого, ни бегать, ни прыгать». Вот мне кажется, это очень интересное, образное и точное в каком-то плане, как образ, сравнение, которое показывает, что если не говорить, не понимать главное — что ты даешь новую жизнь, производишь, рождаешь новую жизнь, а сводить все к проявляющимся изменениям в организме, то есть разговор о каких-то таких вещах в христианстве, он подобен разговору о проявлениях беременности на фоне отсутствия понимания того, что это рождение новой жизни, мне кажется, это очень хорошее сравнение, которое поясняет, что зачастую без этого просто разговор, он обессмысливается.
К. Мацан
— Ну а если предположить, что перед вами собеседник, может быть, не воинствующий атеист, но для которого вовсе не очевидно, что плачущие блаженны, что нищие духом блаженны, что те, кого будут гнать, они тоже в христианстве почитаются в этом смысле, как те, которым обещано счастье, то есть блаженство, вот как это объяснить?
В. Легойда
— Не получается, потому что нищие духом блаженны, ибо их есть Царство Небесное и если нет понимания и принятия и согласия с Царством Небесным, как с ценностью, то непонятно, почему блаженны, и поэтому я думаю, что здесь это принципиальный момент, можно, конечно, идти через какую-то тему самодисциплины или какие-то такие вещи, когда у тебя хотя бы на уровне разума есть принятие главного, если нет, то это очень, мне кажется, чрезвычайно сложно.
К. Мацан
— А не получается ли так, что это ставит под вопрос вообще целую миссионерскую стратегию или вообще все миссионерство, такое, если мы говорим о миссионерстве, как о некотором дискурсе, как о некоторой словесной практике, понятно, что самая эффективная проповедь — это поведение самих христиан и та радость, свет, который будет из их глаз литься, тогда будет вокруг больше людей становиться верующими, но предположим, этого нет, и мы в ситуации дискуссии, получается, нет шансов вообще это защищать и только остается сказать, что: ну вы попробуйте, поживите, как в Евангелии написано, вот тогда почувствуете?
В. Легойда
— Да нет, ну почему же, есть, я же с этого начал, что я допускаю, что в каждом конкретном случае, и говорящий может найти аргумент, и слушающий может согласиться с чем-то и сказать, что вот да, как, я помню одного журналиста, который, правда, будучи уже человеком интересующимся и верующим, но тем не менее, вдруг его поразила совершенно одна из заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследят землю», и он взял это эпиграфом к своей большой статье и прочее, тут это невозможно запрограммировать и предугадать, мне не нравится здесь только попытка алгоритмизации, перевод миссии, то есть это не отказ от миссии, я против и не могу внутренне согласиться и не понимаю, как можно миссию, как некое живое, творческое, постоянное действие перевести в режим вот таких плохих протестантских прописей, которые в таблице рисуют: «если А, то Б», если ваш собеседник юноша в джинсах и с рюкзаком, то ему надо вот про это говорить, а если девушка в юбке и в платочке, то про это, вот я против этого только...Ну, не то, чтобы против, а мне кажется это тупиковым развитием.
К. Мацан
— Нередко возникает тема о том, что в сознании людей, которые смотрят на религиозную христианскую традицию со стороны, христианство, вообще религиозность такая продуманная — это что-то про запреты и вообще не про счастье, а какую-то суровую такую аскетику самоограничений и так далее, а вот как вам кажется, этот стереотип, он по-прежнему живет или уже проще людям внешним воспринять то, что христианство на самом деле не про это, а, в общем-то, про счастье человеческое?
В. Легойда
— Нет, я думаю, он живет, конечно, но здесь скорее меня волнует осознание людьми, пытающимися жить церковной жизнью, смысла, значения, важности аскетических практик в жизни каждого конкретного человека, потому что, с одной стороны, есть вот эти стереотипы внешние, но мы по крайней мере, понимаем и вся наша предыдущая часть разговора была связана с этим, что здесь необходимо осознание главного, когда станет понятен смысл самодисциплины и прочее, но это разговор о такой миссионерской стратегии, а вот когда мы говорим о внутрицерковной миссии, то здесь же мы встречаемся с тенденцией вплоть до полного отказа от аскетических каких-то традиций, практик, объясняя это тем, что, условно сейчас огрубляю: «в пост главное людей не есть, а все остальное неважно», но важно и важно по разной причине, и потому что заповедано, и потому что человек существо психосоматическое, и потому что есть другие люди вокруг и никто не отменял слово апостола Павла, что «пища не приближает к Богу, не удаляет от Бога, но если я соблазняю этим брата своего, то не буду есть мяса вовек», вот это такие непреходящие смыслы, мне кажется. И вот осознание этого человеком, уже стоящим на пути, оно тоже важно, потому что здесь много вопросов есть.
К. Мацан
— Вы упомянули об этой внутрицерковной миссии, а в чем сегодня, как вам кажется, главный ее нерв, главное содержание? То есть миссия для внешних, она вроде бы понятно, что это такое, когда перед нами человек, положительно неверующий во Христа и вообще не признающий никакую духовную составляющую жизни, мы пытаемся свидетельствовать о том, что эта составляющая есть, а когда мы говорим с теми, кто вроде бы должен все эти предпосылки так разделять, в чем внутри церковная миссия заключается?
В. Легойда
— Я бы сказал так, что если мы, говоря о внутрицерковной миссии, понимаем, что здесь нет задачи убеждать людей в том, что Бог есть и надо в Него верить, показать это, то здесь скорее вопрос, у кого это, у Честертона или у Льюиса есть фраза, а может быть, не у них, что «как опасно читать только свою библию и не читать библию других людей», но не в плане того, что у каждого пусть будет свое, пусть расцветает тысячей цветов, а в плане того, что свое понимание не только Бога, но и веры не нужно считать единственно возможным и под эту гребенку пытаться причесать всех окружающих, поражая их категоричностью суждений. Вот состояние церковного сознания, тема, о которой мы с вами говорили не раз уже, которая, например, хорошо проявляется в реакции на какие-то записи, передачи, возьмите любую социальную сеть: «Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» или «Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», или просто под видео давайте вспомним замечательную программу «Не верю!» на «Спасе», где всегда интересно было читать отзывы, всегда интересно, но не всегда весело, были и грустные мысли, но это касается любой программы, когда люди демонстрировали... вот о чем, мне кажется, внутренняя миссия должна быть направлена, на, что называется, возрастание в вере не в плане только личной нравственности человеческой, а вот его той части, когда он соприкасается с другими людьми веры, как он себя ведет, что он себе позволяет, что не позволяет, какие-то такие вещи.
К. Мацан
— . Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО сегодня с нами и с вами на связи в программе «Светлый вечер». Ну вот про миссию мы заговорили и плавно подходим к следующей теме: хотел бы вас спросить, попросить рассказать о вашем выступлении в «Школе Доброблогеров», которая тоже недавно в Москве прошла в том пространстве «Фавор», которое я уже упоминал, замечательном месте, где много разных интересных мероприятий проходит, вот что за доброблогеры и с какими вопросами к вам обращались, о чем вы говорили?
В. Легойда
— Мне было очень интересно это такая не очень продолжительная, насколько я понимаю, программа обучения людей, которые работают в блогосфере и пытаются там сделать что-то, исходя из названия программы, что-то доброе, что-то хорошее, перед ними выступали, вот перед коллегами, которые приехали и собрались в эту школу, разные специалисты, и я тоже пытался как-то сказать о своем видении и видении того, что происходит в блогосфере и поделиться, — то, что я всегда пытаюсь делать, — тем, что меня волнует, поэтому я говорил о христоцентричности, присутствии православного человека в медиа независимо от того, является ли он работником в каком-то большом или малом СМИ, или просто в качестве такого блогера-одиночки, что-то пишет гордо или не гордо, но просто заявил, что он православный христианин. Вопросы были самые разные, поскольку тоже отражало то, что людей волнует и они касались и каких-то инструментальных вещей, и каких-то вещей, связанных с тем, что происходит в Церкви, и чего-то, скажем, каких-то пояснений, связанных с моим опытом присутствия в пространстве медиа, самые-самые разные, это здорово, потому что не было какой-то такой инструментальной заслуженности, чего я всегда боюсь, мне кажется, это неверно.
К. Мацан
— Ну вот когда вы сказали о вещах, которые вас волнуют и о которых вы хотели поговорить с теми, кто занимается такой блогерской работой, и вы упомянули о христоцентричности, вот в чем для вас здесь проблема?
В. Легойда
— Я говорил коллегам, что мне кажется, если они решили стать на этот путь, то они должны ответить на такой очевидный, но важный вопрос и ответить на него честно: для чего они это делают, вот зачем? Потому что я, например, сказал, что если бы я не был, допустим, при должности и не рассматривал свои соцсети, как некую форму продолжения работы, то я бы, наверное, писал бы примерно так и об этом, а потом сказал, что если бы я не рассматривал, я, может быть, вообще бы не писал. И в этом смысле я ответил себе на вопрос: зачем? То есть для меня это некое органическое продолжение того, что я делаю в «Фоме», в Отделе и так далее, я имею ввиду социальные сети. И вот каждый человек должен ответить: зачем? И связанный с этим вопрос: как? Ответив на вопрос: зачем? Ответить: как? Ответить на вопрос: на что ты готов в стремлении достучаться до своей аудитории и сделать ее больше? Наверное, тут понятно, что вряд ли кто-то сознательно пойдет на то, чтобы вот: «а я хочу завоевать маленькую аудиторию, большая мне не нужна», на что ты готов и не менее важно, на что ты не готов, в том числе, из того инструментария, который предлагается сегодня профессионалами или используется людьми, работающими в этой самой блогосфере, вот на что ты не готов и что ты никогда делать не будешь и это определяется в пределе вот этой задачей, этой христоцентричностью, а христоцентричность — это, конечно, не написание в конце каждого поста: и еще Иисус Христос или цитирования Священного Писания непременно, но, опять же, возвращение к вопросу: зачем? Ты написал, ты сделал этот пост зачем — просто потому, что тебе сказали, что не живет канал, если его не обновляют несколько раз в день, и ты остаешься в рамках инструментального подхода или ты понимаешь, ты стремишься к тому, чтобы какие-то смыслы обсудить, передать, поделиться тем, что тебя волнует, как христианина волнует, ты сам переживаешь то, о чем ты сейчас написал или собираешься написать, а не просто потому что ты будешь потом каждые пять минут проверять, сколько у тебя лайков, причем это говорю не в упрек кому-то, а просто глядя на себя: что там уже, лайкнули-не лайкнули, какие там отзывы, уж написали мне какой-то прекрасный пост или не написали.
К. Мацан
— Да, знакомо, но тут тогда возникает вопрос о том, насколько в принципе, как вам кажется, здесь такой момент блогерского тщеславия может быть исключен, потому что вообще какие бы ты себе благие цели не ставил, ты выходишь в публичное поле и выходя в публичное поле, так или иначе себя презентуешь, вот не получается ли эта схема совсем умозрительной, в которой момент само какого-то продвижения в принципе не может быть исключен? Это один вопрос, другой вопрос, связанный с этим: вот не может, наверное, блогер, автор каждый день одинаково пребывать на какой-то такой волне, вот это меня сейчас очень волнует, я от всего сердца пишу, тогда действительно блог не будет обновляться регулярно и тогда приходится прибегать к инструментарию, и вот получается какой-то порочный круг и выхода нет, что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Ну, по первому вопросу я думаю, что исключен он может быть полностью только в перспективе святости и в этом смысле надо смиренно относиться к себе и трезво, и просто не забывать где-то, может, себя бить по рукам, признавать какие-то вещи, хотя я против, знаете, такого блогерского «стриптиза», это тоже уже становится такой тенденцией, не только блогерского, я это почувствовал где-то даже готовясь к «Парсуне», когда ты понимаешь: вот сейчас в этот момент ты выйдешь на разговор православного с православным: «ну мы-то понимаем, что мы, конечно, плохие, ну да, вот здесь я...», это такая тональность, которая просто становится таким противоположным общим местом, если угодно, и ничего не раскрывает. Но тем не менее здесь скорее внутреннее понимание такое, как-то практически реализовать то, что ты пишешь не для своей славы, а для Христа, вот как-то понять, когда это действительно происходит и максимально стремиться к этому, я думаю, это очень важно. А второе: мне кажется, что здесь нет порочного круга, потому что этот инструментализм и вот этот ответ на вопрос: «зачем?» это не альтернативные вещи, не то, чтобы либо одно, либо другое, то есть я не против инструментализма, он должен присутствовать и вы абсолютно правы, ты не можешь с одинаковой степенью вовлеченности, эмоциональности и содержания публиковать посты, есть закон, я, скажем, публикую свои фотографии в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», простите, что такой самопример, фотографии своего рыжего кота и вряд ли это следствие...
К. Мацан
— Я думаю, что подписчикам это же нравится...
В. Легойда
— Больше всего, да...
К. Мацан
— Жизнь Рыжего мы любим.
В. Легойда
— Да, жена все время мне говорит, что кот бьет все рекорды и никакие мои попытки с ним соперничать, они пока ни к чему не привели, о чем говорит сухая статистика лайков, просмотров и откликов, но в этом, с одной стороны, нет ничего плохого, но при этом я же не пытаюсь сказать, что вот это тоже прямое следствие такого стремления к христоцентричности, хотя тут по-разному на это можно смотреть, но думаю, что здесь нет порочного круга, ничего плохого в том, что появляется кот, нет, но в любом случае кот должен знать свое место в моей этой системе координат.
К. Мацан
— Тут еще одно измерение у этой темы есть, в продолжение того, о чем мы говорим, о том, что автор, наверное, не может каждый день одинаково быть такой натянутой струной и на волне выдавать посты, действительно прожитые из глубины сердца, потому что просто человек так не живет и так не мыслит и тогда получается, что нужно блог разбавлять какими-то обычными, менее глубокими постами, условно говоря, менее такими сущностными, более развлекательными, а если этого не делать, то блог будет хуже развиваться и просто мне кажется, что у человека, который не занимается православным блогингом, условно говоря, такой проблемы нет, если блог чисто развлекательный, он, конечно, будет всегда намного более свободен в своих форматах и жанрах и более популярен, то есть не получается ли так, что человек, который занимается именно доброблогерством, блогерством, связанным с какой-то религиозной жизнью, он заведомо проигрывает в количестве подписчиков каким-то другим, менее скованным рамками форматам и в принципе та тема, которой мы занимаемся, не нужно надеяться, что она соберет миллионы, а если мы хотим собрать миллионы, то скорее всего нам придется поступиться какими-то принципами, что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Не нужно надеяться, что мы соберем десятки миллионов, это так и, конечно, тот, кто занимается чисто развлекательным контентом, как это принято сейчас называть, он, конечно, выигрывает не только по сравнению с доброблогерами, а по сравнению с любой осмысленной содержательной деятельностью в социальных сетях, медиа и так далее, в этом нет ничего нового, это совершенно очевидно и это так, но если мы не можем собирать десятки миллионов не значит, что мы не можем собирать сотни тысяч, мы их уже собираем, вы прекрасно знаете, что есть, в том числе, и священники-блогеры, которые в разных социальных сетях, и в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», и даже в «Тик-токе» эти самые сотни тысяч собирают, поэтому это все возможно, не все, наверное, там всем понравится, и мне не все там нравится, и самим этим отцам-блогерам, может быть, не все нравится, в том числе, из того, что они сами делают, оценивая свой результат критически, но я бы сказал так, скорее с такой поправкой, скорее вот так, это связано не с доброблогерами и всеми остальными, а с теми, кто занимается исключительно развлекательным или даже каким-то, может, непотребным контентом, который, к сожалению, у падшего человека всегда будет вызывать большой интерес и внимание в силу этого фактора.
К. Мацан
— Последний у меня вопрос в этой связи: вам наверняка встречались блоги, в которых прямо в шапке написано: «православный христианин» или «православная христианка», то есть такая религиозная идентичность становится неким форматом, неким элементом самопрезентации, такой тематизации себя, вот я знаю, что есть комментаторы, которых это смущает, которые полагают, что не нужно такую глубинно-сущностную вещь, как православную веру делать заголовком, пускай это будет в содержании, в контенте, между строк, но вот выносить это в шапку, грубо говоря, это уже немножко профанация, что вы об этом думаете?
В. Легойда
— Вы знаете, это все-таки вопрос человеку «Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» в данном случае, потому что если мы войдем «Вконтакте» в сеть, там есть просто отдельная графа по поводу религии и ее могут заполнять, могут не заполнять, но там это не выглядит, как такая вот инициативная самопрезентация, это просто принятая анкета, или в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», по-моему, тоже что-то такое есть подобное. Я не вижу здесь никакой проблемы, единственное, что человек в любой идентичности, если ты как-то себя определил, то ты должен как-то соотносить себя, не хочу говорить: соответствовать, с этой самой идентичностью и нести за это ответственность в самом широком смысле этого слова, вот как-то так, я думаю.
К. Мацан
— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» и профессор МГИМО был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан, до свидания, до новых встреч на волнах радио «Вера».
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Синклер Льюис «Котёнок и звёзды» — «Цепочка грехов»

Фото: Piqsels
Каждый поступок имеет ряд последствий, которые, выстраиваясь в цепочку, могут прямо или косвенно влиять на развитие событий, порой весьма значимых. Рассказ американского писателя Синклера Льюиса «Котёнок и звёзды» посвящён как раз такой цепочке.
Всё начинается с того, что маленький мальчик, выпрашивая у матери коржиков, с притворной лаской гладит котёнка. Залюбовавшись обоими, соседка опаздывает на трамвай. Кондуктор ради неё задерживает рейс. Парикмахер, впустую прождав трамвай на остановке, отправляется в пивную. На следующий день спьяну налысо остригает кандидата на пост управляющего крупнейшей корпорацией. Кандидат теряет уверенность в себе, корпорация, так и не найдя достойного управляющего, через полгода разваливается, что влечёт за собой крушение режима далёкого государства. В финале бывший монарх вздыхает: «Меня утешает одно. Мои беды, я уверен, пали на меня под влиянием могучего рока и были предначертаны звёздами».
Казалось бы, Льюис построил рассказ на противопоставлении рока и котёнка, но что, если приглядеться к сюжету повнимательнее? Цепочку роковых последствий запускает и подпитывает не что иное, как грех. Мальчик гладит котёнка, лицемеря. Соседка в погоне за трамваем притворно задыхается и хватается за сердце. Парикмахер же вообще рад опозданию трамвая — его тянет выпить. Ну а пьянство, как известно, вообще паровоз греховного состава. Так, незначительный, казалось бы, грех (лицемерие ребёнка) ведёт к впечатляющим событиям — крушению политического режима.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся духовный писатель девятнадцатого столетия, говорит, что душа человека подобна сосуду, в который вливается драгоценная жидкость. Но что будет, если в сосуде окажутся трещины, даже самые незначительные? Жидкость вытечет. Трещинами святитель называет те самые мелочи, повседневные недобрые привычки, грехи, на которые мы привыкли либо закрывать глаза, либо снисходительно отмахиваться: «Подумаешь!».
А мелочей-то, оказывается, и не бывает, грустно улыбается писатель Синклер Льюис.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 2 ноября 2025г.
Утро 02.11.25
Неде́ля 21-я по Пятидеся́тнице.
Вмч. Арте́мия.
Глас 4.
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 4:
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь вмч. Арте́мия, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Арте́мий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к воскре́сный, глас 4, подо́бен: «Яви́лся еси́ днесь...»:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 4:
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь вмч. Арте́мия, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Арте́мий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к воскре́сный, глас 4, подо́бен: «Яви́лся еси́ днесь...»:
Спас и Изба́витель мой/ из гро́ба, я́ко Бог, воскреси́ от уз земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,/ и я́ко Влады́ка// воскре́се тридне́вен.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.







