Публицист и аналитик Андрей Рогозянский дал комментарий нашей радиостанции о предложении перенести дату проведения Всеправославного Собора, реакции Константинопольского Патриархата и позиции Русской Православной Церкви.
А. Митрофанова
— Публицист-аналитик Андрей Рогозянский с нами на связи по телефону. Добрый вечер, Андрей!
А. Рогозянский
— Здравствуйте.
А. Митрофанова
— Расскажите, пожалуйста, какие сложности возникли в ходе подготовки Всеправославного собора в последние дни. Из-за чего, собственно, разгорелся спор?
А. Рогозянский
— Сложности преследовали подготовку Собора в течение уже очень долгого времени, поэтому нельзя сказать, что это проблема последних дней. Скорее, это проблема стиля и подхода, которые демонстрируют организаторы Собора, Константинопольский патриархат. На Соборе не ожидалось никаких очень принципиальных, серьезных, прорывных решений. Все документы, которые предлагались, имеют такое общее значение, и каких-то больших перемен в жизни православных поместных церквей они не должны были привнести. К тому же, по мере подготовки все участники, представители делегаций, переговорные группы от церквей, конечно, обнаруживали, что у всех у них есть своя разная повестка.
А. Митрофанова
— Андрей, а как бы Вы охарактеризовали позицию Русской Православной церкви в сложившейся ситуации? Что пытаются предпринять наши представители?
А. Рогозянский
— Да, я понял. Это позиция исключительной порядочности, ответственности, поскольку по ходу заседаний все многократно сталкивались с непрозрачностью действий организаторов, с тем, что поправки в документы не вносятся, что проталкиваются отвергнутые формулировки и так далее. Различным мытьем и катаньем, в общем-то, Константинополь добивался от Собора нужного ему результата. Все это, к сожалению, создавалось такую нервозную, напряженную, по свидетельствам участников переговоров, обстановку. И вообще то, что все православные поместные церкви, включая Русскую Православную церковь, добрались до такой серьезной, «белой» уже стадии проработки документов, это настоящее чудо, настоящий подвиг терпения со стороны нашей делегации, со стороны Святейшего Патриарха. Это выражение доброй воли тому, чтобы патриарх Варфоломей Константинопольский считает важным, принципиальным, чтобы его в этом поддержать, чтобы начинание, которое стоило для Константинополя больших усилий, состоялось, принесло общее удовлетворение.
Семь лет шла подготовка – подготовительные мероприятия, заседания. Слушания начались в 2008 году. И вот только в начале 2016-го, нынешнего года стало известно содержание, были обнародованы проекты документов к принятию. И на данный момент не хватает очень немногого – двух-трех месяцев еще дополнительных согласовательных процедур, того, чтобы накопленные замечания от лица паствы, духовенства, поместных церквей нашли свое отражение, чтобы в самих поместных церквах воцарилось спокойствие и согласие по поводу предстоящего мероприятия. То есть это даже простое сдвигание сроков Собора на осень, на два-три-четыре месяца помогло выйти из сложившегося тупика.
А. Митрофанова
— Огромное Вам спасибо за комментарий. Публицист, аналитик Андрей Рогозянский был с нами на связи по телефону.
А. Рогозянский
— Был очень рад. Взаимно.
А. Митрофанова
— До свидания!
А. Рогозянский
— До свидания!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер