- Дефицит справедливости: как и где мы ее ищем, и какие пути действительно эффективны?
- «Ловцы человеков»: что значат эти Евангельские слова в жизни современной Церкви, и действительно ли там ловят людей?
- Немного свободного времени – и желание сделать доброе дело: куда направить свои ресурсы этим летом?
- Карликовые республики: что это за явление в России 1917 года, и о чем оно свидетельствовало?
- Каменные жернова, правильная мука и другие секретные ингредиенты: Фестиваль ремесленного хлеба в ближайшие выходные пройдет в Москве
- Бунин, Шмелев, Ходасевич и другие писатели русской эмиграции: как складывалась их жизнь после событий 1917 года?
Живая история.
А. Митрофанова
В этой рубрике мы в течение всего года говорим о событиях, которые имели место сто лет назад, в 1917 году, и пытаемся разобраться, что же привело тогда, как было принято говорить в учебниках истории, от февраля к октябрю. В дневниках современников тех дней нередко встречается упоминание о странных новых административных единицах – то один город объявил себя республикой, то другой. Вот например служащий пароходства Никита Окунев пишет в своем дневника: «Были и есть республики в губернских и уездных городах, но этого оказалось мало – теперь завелась республика в «Святых горах» Изюльского уезда Харьковской губернии. Что это село или деревня?» Действительно, а что это такое? И почему появлялись все эти административные единицы? Узнаем у эксперта. И на связи с нами кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Московского университета, Федор Гайда, один из постоянных авторов журнала «Живая история». Добрый вечер, Федор Александрович.
Ф. Гайда
– Добрый вечер.
А. Митрофанова
– Ну вот что это действительно было?
Ф. Гайда
– А вот давайте вспомним то, что происходило в общем у нас пред глазами в конце 80-х – начале 90-х годов. Помните, парад суверенитетов? Каждая какая-то небольшая территория, небольшой регион, особенно если там есть какая-то внятная такая, так сказать, элита политическая местная, она в ситуации кризиса просто стремилась, скажем так, набить себе цену, авторитет свой повысить. И в результате там области объявляли себя республиками. И так в любой ситуации острого кризиса происходит такой процесс, когда какие-то силы начинают ну на самом деле из чувства самосохранения в конце концов, начинают создавать свои центры силы, устанавливать какую-то свою местную власть, повышать свой суверенитет что называется. Вот что такое Россия в 17-м году. Само собой, да, это такой острейший кризис, причем нарастающий, набирающий силу. Непонятно, когда все это закончится, ясно только, что дальше будет только хуже и хуже. Я напомню, что страна ведет тяжелейшую войну в это время, и тоже непонятно, когда эта война закончится. И вот февральская революция, она ведь не только ликвидировала, ну скажем так, административный аппарат, что действительно произошло в марте 17-го года. Она поколебала само понятие государство. Ведь что это такое, у нас государство в России всегда очень четко ассоциировалось не просто, ну скажем так, с монархией как таковой, с монархом. Само слово «государство» в русском языке происходит от слова «государь», оно и возникло в XV веке как понятие, означающее власть государя на определенной территории. Государя не стало – не стало и государства по сути дела. Вот Финляндия очень четко на это сразу среагировала. Если нет самодержца, это означает что Великое княжество Финляндское независимое – это вполне определенная логика, и более того, она в общем-то правильная. Так вот получается что: набирающей силу кризис, отсутствие власти. Временное правительство пыталось заменить существовавшую до февральской революции власть на местах ну неким таким суррогатом. Что это такое, это собственно общественные организации самого разного характера, исполнительные комитеты общественных организаций создавались, это земства. Земству передавалась в ведение так называемая народная милиция, которая пришла на смену полиции. Полиции ведь не стало, более того, полицейским было запрещено устраиваться на работу в милицию. То есть это не просто перемена вывески, это полная смена состава, это полная смена системы управления, если можно назвать системой управления ту ситуацию, которая сложилась в 17-м году. Потому что народная милиция, на самом деле она не представляла из себя никакой вертикали. Она подчинялась сугубо вот органам местного самоуправления. Формировалась на добровольно основе, была очень слабая, совершенно непрофессиональная, совершенно не могла выполнять никакие свои функции, практически отсутствовала. Затем общественные организации какие еще. Советы огромнее значение уже летом 1-го года имеют. И вот в этой ситуации Временное правительство, оно на местах было представлено ну кем? Губернский комиссар появился – из Петрограда приходило назначение. Власть этого губернского комиссара была практически нулевая, ничего он не мог сделать. Он мог опротестовывать решение органов местного самоуправления через суд. А суд практически не функционирует. По разным причинам, но в том числе, например, потому что на основании какой, например, системы правовой он будет выносить решения. Ведь это же старая правовая система, то есть она действует или она не действует – это уже большой вопрос. Потому что одни люди ее признают, а другие говорят: да нет, у нас революция произошла, у нас теперь свобода, нам старые законы не указ. И все. Таким образом власти нет. А хорошо, если кризис, если власти нет, тогда встает вопрос по поводу войны, да. Ведь война же на самом деле продолжается, она же требует колоссальных усилий, она же требует жертв. А ради чего мы воюем? А зачем нам воевать? А если мы учредим собственную республику, то мы уже в войне не участвуем, потому что в войне участвует та самая старая Россия, которая в нее вступила в 14-м году. А мы вот, наша республика местная, уездная, она в этом никакого участия не принимает. И вот в результате уже весной начинается создание огромного количества этих самых республик. Причем это касалось и национальных окраин, это касалось и российских территорий. Вот первая такая республика это Шлиссельбургская республика, которая в Шлиссельбурге, недалеко от Петрограда возникла. Там, собственно говоря, местный гарнизон заявил о своем суверенитете. На национальных окраинах возникает такое движение за автономию, создаются такие квазиправительства, которые не говорят о выходе из России пока еще, потому что не знают, а чем это чревато, а вдруг будет какая-то санкция за это. Кроме того они еще и боятся заявить о каких-то собственных границах, потому что эти границы очень часто не совпадают с представлениями другого национального меньшинства, которое вот по соседству живет. А иногда не по соседству, а вперемежку. И в результате продолжающийся распад страны, он неизбежно совершенно такими вещами сопровождается. Вот наиболее яркий образ литературный этого, то что в качестве такой пародии звучит в романе «Доктор Живаго» Пастернака, где собственно недалеко от фронта, вот как написано, возникает некая такая Зыбушинская республика, Зыбушинский апостолат, точнее, да там такой самозваный апостол из солдат дезертиров начинает формировать вот такую вот республику, которая войны не ведет, да, существует сама по себе. И далее что происходит. Приезжает туда комиссар Временного правительства, такой вдохновенный молодой человек, который пытается их там убедить в чем-то, пытается бить на патриотизм, но в результате он просто погибает. Причем так над ним сперва издеваются, а потом просто его убивают вот эти самые дезертиры.
А. Митрофанова
– Просто потому что он выглядит смешно, и это ну в каком-то смысле, как сейчас бы мы, наверное, сказали, прикольно что ли было подстрелить такого молодого комиссара.
Ф. Гайда
– Да, конечно. Понимаете, он совершенно не соединяется с той новой реальностью в сознании этих солдат, которая уже наступила. Хотя он вроде тоже человек из новой эпохи, да, он от Временного правительства комиссар, он пытается им что-то про революцию, про Родину, так сказать, про войну до победного конца, про новую свободную Россию рассказывать. Они над ним смеются, а потом в конечном счете просто убивают его штыками.
А. Митрофанова
– Сказано как у того же Пастернака по другому, правда, поводу: кругом разруха и хаос. Вот ощущение, что в стране происходило именно это. А основание этих республик еще один мощный такой, серьезный шаг навстречу гражданской войне. Спасибо вам большое за комментарий.
Ф. Гайда
– Спасибо вам.
А. Митрофанова
– Напомню, на связи с нами был кандидат исторических наук Федор Гайда, доцент исторического факультета Московского университета и один из постоянных авторов журнала «Живая История».
Деяния святых апостолов

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям, которые говорят о Церкви, бывают свойственны две крайности: одни предполагают, что верующие и особенно священники практически святы, другие, напротив, считают, что верующие и особенно священники сплошь, если не мошенники, то как минимум люди очень лицемерные и греховные. Конечно, крайности на то и крайности, чтобы не отражать сложной и правдивой картины, но главная беда в том, что они мешают людям увидеть подлинный образ Церкви и войти в неё. О том, как увидеть баланс между этими крайностями, прикровенно говорится в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Как-то мне довелось общаться с одним известным человеком, который очень скептически отзывался о верующих. В качестве доброго христианина я привёл в пример одного известного пожилого священника, о котором тот вдруг сказал: мы с ним в молодости жили в соседних подъездах, я всё про него знаю, кто к нему ходил, к кому ходил он сам... Не думайте, все ваши грешки подсчитаны". У меня было ощущение, что для моего собеседника этот его опыт был настолько определяющим, что дальше не о чем было и говорить... Подобная позиция была явным выбором этого человека. И уже под свой выбор он подбирал примеры.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим о споре и размолвке апостолов Павла и Варнавы, которая тоже может быть примером того, что христиане далеко не идеальны, причем не рядовые, но даже апостолы! Знай этот пример мой собеседник, может быть, я услышал эту историю из его уст.
Однако, о чём говорит книга Деяний на самом деле?
Павел и Варнава с большим числом соработников долгое время проповедовали Евангелие в Антиохии. Влекомые чувством пастырской ответственности, они решили проповедовать в общинах, которые были ими основаны прежде. При этом между ними вышел спор по поводу Иоанна Марка, которого Варнава хотел взять с собой, возможно, потому что тот был его родственником, а Павел не хотел, потому что в прошлом путешествии Иоанн Марк оставил их и не пошёл с ними до конца. У каждого были свои аргументы, так что вышло разногласие и был спор, который в итоге привёл к тому, что каждый пошёл своей дорогой. О Варнаве известно, что он посетил общины на Кипре, а Павел, с помощью Божией утверждал в вере Церкви в Сирии и Киликии.
Но разве разногласий не было между апостолами прежде? Бывали. Хорошо ли это? Нет. Это честно стоит признать. Обращаясь к Коринфской общине, Павел так и будет писать: надлежит быть между вами и разногласиям... Но, во-первых, не стоит путать разногласия и смертные грехи вроде блУда, воровства, колдовства и тому подобного, что было однозначно запрещено Церковью. И, во-вторых, важно не наличие или отсутствие разногласий, но то, как они разрешаются. А разрешился спор апостолов тем, что каждый с уважением принял выбор другого, не стал до конца настаивать на своём и вместо одной проповеди, мы получили две. Опыт разногласий, обсуждения разных точек зрения на самом деле очень важен, потому что рождает новые возможности на пути христианской жизни. Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что апостол Павел и будущий евангелист Марк были во вполне добрых отношениях, и пусть это знание поможет нам правильно преодолевать разногласия и ошибки, которые бывают в жизни каждого, и стремиться быть верным Богу в главном.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Правила благочестивой жизни праведного Алексея Мечева». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из произведения святого праведного Алексея Мечева «Краткое правило для благочестивой жизни», посвященные тому, как строить свой день, чтобы он проходил с духовной пользой.
Разговор шел о том, как христианину бороться с тревожностью, что может помогать в преодолении страстей, почему важно находить время для уединения, как научиться духовной дисциплине и почему она важна, а также каково значение чтения святых отцов.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать волонтёром проекта «Альфа — Поддержка» и помогать участникам СВО

Андрея, участника специальной военной операции, волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» повстречали в одном из госпиталей Москвы прошлой весной. После тяжёлого ранения молодой мужчина остался без ног и руки. Узнав историю Андрея, добровольцы захотели поддержать мужчину и его семью. У Андрея есть жена и четверо детей. В госпитале супруга одна, как могла, ухаживала за Андреем, и волонтёры поспешили ей на подмогу. Они обеспечили мужчине нужный уход и придумали, как решить проблему с его передвижением — собрали средства и купили современную, удобную инвалидную коляску, которой можно управлять одной рукой. На помощь мужчине откликнулось множество людей. У семьи Андрея в силу определённых причин на тот момент не было возможности её приобрести. В день выписки мужчины волонтёры благотворительного проекта «Альфа — Поддержка» доставили коляску прямо в больницу. Теперь Андрей передвигается сам, участвует в домашних делах и проводит время с близкими.
Команда проекта продолжает сопровождать Андрея на пути возвращения к обычной жизни. В августе прошлого года он впервые встал на протезы. Впереди ещё много работы, но важно, что уже сейчас Андрей не чувствует себя беспомощным.
Проект «Альфа — Поддержка» помогает бойцам, участникам специальной военной операции: навещает их в госпиталях Москвы и Подмосковья, организует автосопровождение, консультации с юристами и психологами. Кроме этого, команда проекта участвует в отправках гуманитарной помощи в зону боевых действий. Если вы хотите присоединиться к этим добрым делам, заполните форму волонтёра на сайте проекта «Альфа — Поддержка». Кроме того, помогать можно финансово или информационно.
Более подробно о том, как помогать:
1. Руками:
- Если у вас есть навыки шитья, вы можете помочь в создании специальных изделий или перешиве одежды для тех, кто в этом нуждается.
- Участвовать в организации сбора гуманитарной помощи для раненых и нуждающихся.
- Если у вас есть автомобиль, вы можете стать автоволонтером и помогать доставлять гуманитарную помощь или транспортировать раненых.
- Принять участие в уходе за раненными в госпиталях, предоставляя им необходимую поддержку и заботу.
- Если у вас есть психологическое образование, можете проводить занятия по арт-терапии для раненых.
- Если вы юрист, можете проводить бесплатные юридические консультации для подопечных.
2. Финансами:
- Вы можете участвовать в сборах и переводя средства на приобретение товаров для раненых. Также вы можете самостоятельно заказывать необходимые товары на маркетплейсах.
3. Информационно:
- Помогите донести информацию о проекте до большего числа людей! Распространяйте информацию на своих страницах в социальных сетях и других площадках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов