
Борис Трофимов
Фото: Российская государственная библиотека
В гостях у Петра Алешковского был художник-иллюстратор, один из основателей и преподаватель в Высшей академической школе графического дизайна, руководитель курса графического дизайна в Институте бизнеса и дизайна Борис Трофимов.
Разговор шел о детстве нашего гостя, о жизни семьи в эвакуации во время Великой отечественной войны и о послевоенных годах.
П.Алешковский:
— Здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на светлом радио «Вера». Я, Пётр Алешковский, в студии, и сегодня у меня в гостях замечательный художник книги, график, Борис Трофимов. Добрый день!
Б.Трофимов:
— Добрый день!
П.Алешковский:
— Борис Трофимов — один из корифеев сегодняшнего дизайна книжного. Я знаю, что Вы очень, очень много возитесь со студентами. И, вот, буквально, совсем недавно, одна из Ваших книжек-проектов выиграла какую-то большую премию или награду и поехала во Францию, во Франции будет представлена, французы переиздали книгу на французском языке. И для Ваших студентов, девочек — это, конечно, такой старт, которого, вообще, пожелать только можно. С чем я Вас, кстати, и поздравляю.
Б.Трофимов:
— Спасибо!
П.Алешковский:
— У нас передача, меж тем, такая — мемуарная. Мы когда договаривались о беседе сегодняшней, я просил Вас рассказать о прошлом и о людях, которые Вас окружали. Но, может быть, начнём просто с того, что наиболее удобно вспомнить — это семейные истории. Наверняка в семье Трофимовых есть, что вспомнить.
Б.Трофимов:
— Да. На самом деле, до какого-то времени меня это не очень интересовало. Но первый шаг сделал сам папа. Уже в зрелом возрасте, когда, видимо, у него какое-то освободилось время — он был журналист — и он стал копаться в архивах, и, в общем, составил на меня генеалогическое древо, которое начинается с Ивана Грозного буквально.
П.Алешковский:
— Это здорово!
Б.Трофимов:
— Ну, какие-то там вот были... какой-то кравчий, там, который...
П.Алешковский:
— Трофимов?
Б.Трофимов:
— ... там упоминается. Да, да, Семён Трофимов, да. Вот... ну, так... это всё там довольно туманно и расплывчато, а вот чуть дальше уже... даже уже какая-то первая четверть ХIХвека — уже там всё, как бы, более очерчено.
П.Алешковский:
— Документировано.
Б.Трофимов:
— Да, документировано, да. И там уже есть, как бы, фигуры, которые... ну, вот, которые как бы составляют такой... фундамент семьи, наверное, да?
П.Алешковский:
— Ну, кто?
Б.Трофимов:
— Трофимов Александр Иванович, мировой судья, 13-го участка, Санкт-Петербург. Родился он в 1818 году — в 1884 почил.
П.Алешковский:
— И о нём есть какие-нибудь воспоминания?
Б.Трофимов:
— О нём очень большие воспоминания — просто есть даже в Интернете. То есть, были... папа какие-то даже публиковал его истории, в каких-то отрывных календарях обычно это было, где-то...
П.Алешковский:
— А чем мировой судья был интересен?
Б.Трофимов:
— А это любопытная история, потому что... значит... где-то в начале века была реформа, где-то тоже в 30-е годы, судей... судебная...
П.Алешковский:
— Судейская, да, судебная реформа была ...
Б.Трофимов:
— ... когда учредили вот эти вот... мировые судьи, которые разбирали, такие, простые бытовые, как бы...
П.Алешковский:
— Дела.
Б.Трофимов:
— ... какие-то дела, да. И это, такой, как бы низовой суд такой. Где были тоже присяжные, и где, в общем... Они были очень популярные, они были открытые, можно было приходить, слушать все эти дела. И он там прославился буквально, в Петербурге, именно тем, что он был очень, такой, беспристрастный, остроумный, даже черезчур, такой, шутливый, и вёл себя довольно свободно во всех этих каких-то...
П.Алешковский:
— Заседаниях.
Б.Трофимов:
-... разных запутанных делах, выносил какие-то необыкновенно нестандартные и какие-то... приговоры, которые никак не согласовались... поэтому, у него были проблемы какие-то со своими коллегами. Там даже был какой-то инцидент, он описан в Интернете — можно посмотреть. Но потом, такой Колли, который был такой общественный деятель, писатель, он даже к нему приходил... Его там, что-то... на несколько дней арестовали его — ну, как бы, как наказание такое за превышение каких-то...
П.Алешковский:
— Полномочий.
Б.Трофимов:
— ... полномочий, да. И он пришёл к нему в камеру и увидел, что там они все сидят, и он мирно беседует со всеми людьми, которые там находятся...
П.Алешковский:
— Сидельцами.
Б.Трофимов:
— ... да, и, в общем, он умилился этим человеком, и потом перед ним извинялся. И потом как-то, был когда в Лавре, а его хоронил Петербург... его весь простой Петербург хоронил, нёс гроб на руках до Лавры Невской. И там он был похоронен, и там были невероятные надписи на венках, а гроб несли на руках: «Человеку доброму», «Судье справедливому», от обывателей был такой венок, с надписью: «Заместимому, но незаменимому». А потом Колли, когда был как-то в Лавре уже и пошёл навестить могилу его, то вот он увидел там такие простые венки из ельника, бумажных цветов, какой-то белый Крест был, который был поперёк различными надписями расписан: «Добрый человек, тебя нельзя забыть!», например, или, там: «Честный судья, друг и учитель бедных, спи спокойно!» — вот какие-то такие нежные, такие простые были слова к нему.
П.Алешковский:
— Стена Цоя.
Б.Трофимов:
— Да, и любопытно было, что у него там... журналисты все его невероятно любили заседания, потому что это было что-то!
П.Алешковский:
— Спектакль такой, да.
Б.Трофимов:
— Да, понимаешь, можно было об этом писать. Был сюжет, понимаешь? Не просто какая-то такая текучка, а это было яркое какое-то дело, хотя — из ничего, буквально. И там есть такие любопытные вещи, когда разбирают, там, инцидент в бане. И, значит, стоило 20 копеек воспользоваться там ванной, можно было. Но ванна была одна, а 2 человека было...
П.Алешковский:
— Претендовали на неё.
Б.Трофимов:
— Да, и — кто первый? И они заспорили, и, в общем, у них там произошёл инцидент. И вот, в Суде это разбиралось. И один был какой-то, там, то ли статский советник, то ли кто-то, а второй был— простой мужичок, какой-то там... работяга какой-то. И этот пришёл на заседание весь в орденах, во всём этом, и говорил всё время, что: «Ну, как меня оскорбили! Это, всё-таки, простой мужик, а я такой знатный, видный такой деятель, — и всё прочее, — Как можно было так поступить, и, что же, он этого не знал?» А он говорит: «А Вы же... Вы в бане мылись — Вы что, были в орденах тоже, да?...
П.Алешковский:
— В предбаннике народ смеялся... как известную басню, да...
Б.Трофимов:
— ... Он как мог узнать, что статский Вы советник или... как он?» Вот. И потом, у меня была замечательная фраза, которую он сказал: «В нашем Отечестве баня — единственное место, где равноправность пользуется всеми правами гражданства».
П.Алешковский:
— Ну, такой Зощенко, да...
Б.Трофимов:
— Да, абсолютно, понимаешь? А у него было дело Достоевского, между прочим, которое попало к нему на рассмотрение. Достоевского кто-то ударил, какой-то пьяный, по голове. Тот упал, кровь, собрался народ, приставы там, значит, всё — их потащили в отделение, составили там акт, и потом это дело в Суде рассматривалось. И Достоевский... а это, кстати, воспоминание Анны Григорьевны — там оно так и приводится, из её воспоминаний... и, значит, Достоевский сказал, что он прощает обидчика и не имеет к нему никаких...
П.Алешковский:
— Претензий.
Б.Трофимов:
— Да. Но, видимо, судья должен был, всё-таки, как-то наказать этого человека, поэтому он присудил ему: за произведённый шум надо заплатить 16 рублей, которых у него, понятно, не было...
П.Алешковский:
— Большие деньги...
Б.Трофимов:
— Да, да. Или — четыре дня побыть в камере... ну, в Суде были свои камеры такие, отсидеть там четыре дня. И, как только суд этот кончился, они вышли во двор, и Достоевский 16 рублей передал этому, значит, дядечке, чтобы тот уплатил это... Вот такая история. Ну, там было много других историй... Ну, вот, такая любопытная фигура...
П.Алешковский:
— Фигура, да...
Б.Трофимов:
— ... которая была.
П.Алешковский:
— Это, соответственно, Вам приходится кем он? Пра-пра-пра...
Б.Трофимов:
— Да.
П.Алешковский:
— Три раза?
Б.Трофимов:
— Да. Вот. А если чуть спуститься ниже, то — тоже любопытная вещь. Владимир Александрович, который родился в 1856 году — про него ничего неизвестно, ни чем он занимался, ничего. Но его жена была Елизавета Васильевна Говард, дочка Уильяма Говарда, который приехал из Англии ( родился он в 1830 году ), и он построил в Калужской области, там где-то было Кондрово, такое место, где он построил бумажную фабрику, которая была одной из первых бумажных фабрик в России.
П.Алешковский:
— По-моему, она существовала и в советское время, и сейчас существует...
Б.Трофимов:
— Она и сейчас существует, как достопримечательность. Если набрать... бумажную вот эту... Калужскую область, то она так и существует и называется Троицко-Кондровская бумажная фабрика Говарда и Ко.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
П.Алешковский:
— Это передача «Светлый вечер» на радио «Вера». Веду её я, Пётр Алешковский. В гостях у меня замечательный художник и дизайнер Борис Трофимов. Пожалуйста.
Б.Трофимов:
— В середине ХIХ века продукция фабрики вот этой была лучше, причём она была не только в России, а во всём мире. И на Парижской Выставке в 1900 году изделия из этой бумаги получили гран-при и были признаны лучшей бумагой в мире.
П.Алешковский:
— Хорошо. Борис, а существовали ли эти люди в детстве в Вашем? Вспоминал ли их отец, или дед, или бабка? Вот, как в советское время эта память дореволюционная уживалась в квартире...
Б.Трофимов:
— Нет, её не было. К сожалению, её не было. А были бабушка и дедушка. А вот все эти предки как-то появились лишь только позже, когда папа как-то восстановил вот...
П.Алешковский:
— А когда это — в этой, новой России уже?
Б.Трофимов:
— Нет, нет, нет... Это, всё-таки, было... я сейчас скажу... это какие-нибудь были, там... наверное, 70-е годы — так я думаю, да.
П.Алековский:
— Понятно. Ну, тогда уже — да, тогда уже начинали вспоминать. А Вы какого года рождения — 1940-го?
Б.Трофимов:
— Я — 1940-го, да. Я —1940-го года, папа — в 1984 умер уже, родился он в 1909 году. И, кстати, если уже к слову пришлось, то можно было бы о нём сказать какие-то слова, потому что он был удивительный человек — по своей какой-то мягкости, вниманию какому-то, любви. Его, вообще, все любили. Его любили мои друзья, например, школьные. Он устраивал Дни рождения наши детские. Он на Днях рождения показывал фокусы. Он нас совершенно завораживал.
П.Алешковский:
— А журналист он был — какой? Где он работал?
Б.Трофимов:
— Он... Его история такова, на самом деле. Вся эта история — вот уже семейная, наша, вот это всегда было в рассказах и маминых, и папиных. В 1938 году они поженились, была свадьба. Сохранились такие фотографии, довольно очень красивые. Такие стоят цветы, и они очень элегантные и красивые, мама в белом платье в таком длинном, до пола, и папа в таком костюме каком-то очень таком... они стоят вот в этих цветах такие — счастливые. Мой дед был — Трофимов Георгий Владимирович, который был 1946 году репрессирован.
П.Алешковский:
— Он вернулся?
Б.Трофимов:
— Нет, не вернулся, нет...
П.Алешковский:
— Понятно. То есть, даже...
Б.Трофимов:
— Он — ушёл, да. И папа, собственно говоря... Он был дипломат — дед. Он был дипломат, он был даже каким-то в одно время... председатель секретариата... нарком иностранных дел, как бы. Он уцелел в первые какие-то года, и не уцелел уже вот...
П.Алешковский:
— В следующие чистки...
Б.Трофимов:
— ... послевоенные. Соответственно, когда я говорил о папе как о таком, необычном, человеке — он вообще был ещё... был невероятно талантливый человек. Потому что, когда деда репрессировали, а он к тому времени был журналистом... а до этого, вообще, образование у него было — он был инженер подвижного состава. Он кончил институт Кагана-Шабшая, такой, и занимался чуть-чуть метро. И, как только появился первый троллейбус в Москве, он перешёл в первый троллейбусный парк работать, инженером. Но ему было интересно всегда, видимо, творчество и искусство, и он там организовал газету, такую — малотиражку «Московский троллейбус». Она долго выходила. Он был главным редактором, и эту газету я даже видел и помню её. Я помню, что уже когда папы не было, а троллейбусный парк всегда присылал какие-то такие — поздравления, и, в общем, всегда как-то помнил его. И вот... все вот эти вот празднества папа устраивал невероятно ярко и невероятно интересно. Он писал стихи, он писал поздравления в стихах, у него есть замечательная, наша гордость — он написал Цфасману... Цфасман попросил его: «Володька, напиши мне что-нибудь такое, весёленькое...»
П.Алешковский:
— А они дружили?
Б.Трофимов:
— А они как-то, где-то — встречались, дружили, да. И он ему написал вот эту песню: «С утра побрился, и галстук новый в горошек синий я одел...», этот шлягер, который даже сейчас его исполняют часто. И вот момент, когда папа уже стал... работал в «Вечерней газете», и уже был журналистом — как раз его оттуда выгнали, поскольку он был дитя «врага народа», и он лишился этой работы, тогда идеологической.
П.Алешковский:
— И он ушёл в троллейбус?
Б.Трофимов:
— И он... Собственно говоря, единственный способ был зарабатывать и кормить семью, это он стал делать какие-то — оформлять клубы, какие-то заводы, заводские какие-то...
П.Алешковский:
— Как художник-оформитель.
Б.Трофимов:
— Да, да, да. И я помню эти трубочки...
П.Алешковский:
— Но за это хорошо платили.
Б.Трофимов:
— Платили иногда... Например, какой-то он делал для какого-то... сухим молоком. Нас завалили просто сухим молоком, мы всех завалили уже наших знакомых... Денег не платили, а сухое молоко давали. И он вот эти лозунги писал какие-то, оформление делал, вот это я очень помню — все эти трафареты его, все эти вырезки, у меня даже сохранились его ещё лекала какие-то, все вот это вот...
П.Алешковский:
— То есть, как-то это связано с Вашим интересом к дизайну и оформлению?
Б.Трофимов:
— Да, конечно, всё связано. Вот, бумажная, например...
П.Алешковский:
— Фабрика.
Б.Трофимов:
— ... фабрика, которая делала бумагу, понимаешь? А откуда, наверное, любовь у меня к бумаге такая тоже, какая-то особенная? И чувство бумаги это какое-то... И всё передаётся через какие-то... через что-тотакое неуловимое. И вот потом папа, я помню, делал, например, такие конструкции — детские игрушки. Он делал троллейбус, машину «Победу» и что-то ещё, какую-то...
П.Алешковский:
— Из чего?
Б.Трофимов:
— Из бумаги — надо было склеить. Это такая развёртка, со всеми этими такими вот клапанами, которые нужно было заворачивать и склеивать — это, такие, 3D-модели, грубо говоря, только из бумаги. Они были напечатаны... ну, там... сами конструкции все, а ты склеивал — и получалась такая штука. Я помню, что я их клеил, я помню очень хорошо, как это работало, и это даже, в каком-то смысле, всегда мне давало пространственное какое-то воображение такое. Поэтому, вот эти вещи какие-то были удивительные.
П.Алешковский:
— Это он делал специально для Вас? Для ребёнка?
Б.Трофимов:
— Это он делал для продажи. Для каких-то художественных советов, которые принимали, платили деньги, и он нас кормил этим самым. Тогда он был просто без работы. Он делал какие-то безделушки, которые, там... какие-то выручить за это деньги, понимаешь? Я помню, он делал какую-то копию какой-то такой брошки, из пластмассы. Первая пластмасса, первые вырезки... покраска... ну, в общем, такая маленькая, мелкая такая...
П.Алешковский:
— Пластика.
Б.Трофимов:
— ... пластика, да, которая как-то могла поддержать семью и сделать её вот такой вот... ну, как бы, не пропадающей, да.
П.Алешковский:
— А мама работала?
Б.Трофимов:
— Мама не работала. Мама нами только занималась. Мама была невероятный в этом смысле, преданный семье какой-то человек — неустанный, неунывающий, которая всю семью как-то содержала, рулила семьёй, и выкармливала её. Я помню замечательно, что, чтобы что-то было, там, потом отпраздновать — Пасху, например — то нужно было, например, когда-то, в какой-то момент купить изюм, и спрятать его, чтобы потом в кулич его использовать. И я помню, как я, так потихонечку, из этого пакета — по ягодке, по ягодке — брал, а потом пакет, типа, опустел, понимаешь. И у меня было невероятное какое-то смущение, потому что я понял, что подойдёт момент, когда схватятся, и вот тогда настанет день моего позора, понимаешь? Потому что, ну куда он мог исчезнуть? Он никуда не мог испариться из буфета, из пакета — там на донышке осталось несколько зёрнышек этих. Вот. Такой позор я очень хорошо помню. А мама была невероятная, в этом смысле.
И.Алешковский:
— И как этот вопрос решился? Давайте, мы сейчас прервёмся на короткое время, пожалуйста, оставайтесь с нами. Это передача «Светлый вечер» на радио «Вера», мы скоро будем снова с вами.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
П.Алешковский:
— Это передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня замечательный художник, дизайнер Борис Трофимов. И Борис вспоминает свой момент такого детского страха и стыда, когда он стащил у мамы из буфета потихонечку весь изюм, который, как бы, приберегли для пасхального кулича. А вот, Вы это помните, а помните ли Вы, как Вы возместили этот изюм, или нет?
Б.Трофимов:
— Нет, а просто кулич был без изюма, понимаешь? В результате.
П.Алешковский:
— А, понятно... То есть, всё было высказано...
Б.Трофимов:
— Да, да. Ну, там, какие-то корочки, цедру, там, резал — мама использовала для этого, от мандаринов или от чего-то ещё.
П.Алешковский:
— Боря, а скажите пожалуйста, в вашей семье Пасху праздновали всегда? И, вообще, Церковь присутствовала всегда, или это было, скорее, традицией...
Б.Трофимов:
— Нет, это была, скорее, традиция такая, общечеловеческая...
П.Алешковский:
— Красить яйца, пророщенный овёс...
Б.Трофимов:
— Да, да...
П.Алешковский:
— ...и пасха... и кулич...
Б.Трофимов:
— Да, да... Папа был, всё-таки, такой, светский человек. Мама, в этом смысле, была чуть ближе, я думаю, к вере. Про маму, вообще, мне надо сказать обязательно, потому что она нас... Дело в том, что я родился в 1940 году, а в 1941 году, 14 июня родилась моя сестра Оля. Через неделю началась война. Двухмесячная Оля, и я, и мама — мы отправились в эвакуацию.
П.Алешковский:
— Куда?
Б.Трофимов:
— Вначале в Куйбышев, а потом — в станицу Убиенная, туда, за Куйбышев, за Урал.
П.Алешковский:
— Хорошее название...
Б.Трофимов:
— «Убиенная» — да, такое название станицы, да. И...
П.Алешковский:
— А папа был в Москве? Или он был на фронте?
Б.Трофимов:
— А папа... любопытная вещь... папа приехал со сборов — он был в лётной части, которая была где-то, там, ближе к Белоруссии — он там отбывал... ну, вот эти сборы...
П.Алешковский:
— Переквалификация, да...
Б.Трофимов:
— Да, какой-то такой... ну, нижний состав, у него было два кубичка таких на петлице — это есть фотография такая, в пилотке и... И он приехал на День рождения дочери, но уже в часть не вернулся, потому что часть всю разбомбили и уничтожили, в первый же день войны. И он уже, поскольку он занимался подвижным составом вот этим, он эвакуировал в Куйбышев троллейбусы московские. А эвакуация началась прямо...
П.Алешковский:
— Неужели троллейбусы перевозили...
Б.Трофимов:
— Да, да.
П.Алешковский:
— Боже мой! По-моему, дешевле и проще было вот это...
Б.Трофимов:
— Какую-то часть, наверное, понимаешь? Наверное, какую-то часть, я думаю, конечно. Я не думаю, чтобы...
П.Алешковский:
— Не важно! Я вот должен сказать, что в таких передачах люди вспоминают совершенно неожиданные вещи. Ну, казалось бы, брось ты эти троллейбусы, зачем они нужны — война идёт, да? Но — перевозить троллейбусы в Куйбышев — это сложная история, на самом деле. Удивительно!
Б.Трофимов:
— Да. Тем не менее, да. И бабушка с дедушкой... мама по отцу была Пискарёва, а мама её была финка, чистая, Прасковья Михайловна. Какая была фамилия её, я не знаю, потому что она была всегда Пискарёвой уже, по деду, как жена деда. А дед по маме — там тоже удивительная история. Потому что мама родилась в Кронштадте — дед в этот момент служил в Кронштадте и был, как в семье говорили, назывались два корабля — крейсер «Аскольд» и крейсер «Очаков». Позже мы выяснили — крейсер «Очаков» не был в Кронштадте, а «Аскольд» был в Кронштадте. «Аскольд» в 1900 году был спущен на воду в немецком городе Киле. В 1902 году он пришёл в Кронштадт, и тогда деду было 24 года. Он мог... поскольку в семье это часто говорили — он мог, значит, какое-то время быть. Потому что в 1903 году «Аскольд» ушёл...
П.Алешковский:
— В кругосветку, на юг...
Б.Трофимов:
— ... на восток, туда — на Японскую войну. У него, кстати, очень интересная история, у самого крейсера потом... но — это другая, это боковая история. И дед, собственно говоря, был такой, довольно властный... бабушка была очень мягкая, очень какая-то нежная, а дед был такой суровый, властный, громадный какой-то. Потому что, когда, вроде бы, я стал как-то вытягиваться, все говорили: «Ну, в деда пошёл!» — такой, высокий был. И они должны были приехать следом, в эвакуацию, за мамой, привезти какое-то имущество и деньги. И их не было и не было. Папа не писал маме, потому что не хотел её огорчать, а их... бабушку арестовали как финку — кончилась, как раз, финская война, и уже каким-то там, в общем... она попала под какую-то, значит, вот эту историю, а дед просто однажды не вернулся с улицы. При том, что, мама всегда рассказывала, что он был очень в этот момент, как бы, раздражён, и всё время выступал очень так, как-то...
П.Алешковский:
— Против власти?
Б.Трофимов:
— Да, против власти, и, в общем, был как-то...
П.Алешковский:
— И никаких следов?
Б.Трофимов:
— И никаких следов, да. Канул — и всё. И так они и не приехали. И мама осталась...
П.Алешковский:
— То есть, и один дед, и другой дед пропали в лагерях.
Б.Трофимов:
— Да. И мама осталась вот в этой станице Убиенная, с двумя детьми — Оле 2 месяца, мне — 1.5 года, чуть побольше. И это... её воспоминания были всегда невероятные, потому что... ну, вот... как выходить вот этих детей...
П.Алешковский:
— А как кормиться?
Б.Трофимов:
— Как кормить, где, что...
П.Алешковский:
— Приходила какая-то разнарядка от отца?
Б.Трофимов:
— Что-то папа присылал. Папа присылал, рассказывали, в книжках вырезал внутри, в страницах такие, как бы, штучки...
П.Алешковский:
— Карманы.
Б.Трофимов:
— ... там плитки шоколада присылал, понимаешь? Вот.
П.Алешковский:
— Но на шоколаде не проедешь.
Б.Трофимов:
— Не проедешь, да... Короче говоря, каким-то образом, всё-таки, мы выжили. Вот, есть такой сюжет, который я очень хорошо помню... Например, мы шли — значит, Оля у мамы где-то под мышкой, а я, всё-таки, уже шагал, у меня в руках маленькое железное ведро, мы идём по железной дороге , и она говорит: «Видишь, маленькие чёрные камешки, блестящие?...
П.Алешковский:
— Собирай их!
Б.Трофимов:
— ... Собирай их!»
П.Алешковский:
— Уголь! Понятно...
Б.Трофимов:
— Это было наше тепло, понимаешь? Ну, вот, какими-то крохами такими, какими-то невероятными вещами. Может быть, кто-то помогал. Хотя, там наоборот — в какой-то момент её обокрали. Правда, был какой-то сюжет, я его не очень точно помню: папа приезжал туда. Поскольку он ездил в Куйбышев, троллейбусы вот эти вот перевозил, эвакуировал, то он, значит, видимо, как-то добрался до этой станицы, наверное, что-то ей привёз. И тогда ей и рассказал, что родители не приедут и... то есть, как-то, в общем... В 1944 году мы вернулись, в Куйбышеве папа нас встречал.
П.Алешковский:
— Просто интересно, как жила эвакуированная жена, без мужа, с 2-мя детьми? Наверное, всё-таки, выделялись какие-то продовольственные талоны, или что-то ещё? Но, если это не сохранилось в памяти, я понимаю...
Б.Трофимов:
— Ну, вот, к сожалению, вот этого я не знаю. Все мамины рассказы были невероятны. Они как-то уже тоже ушли из памяти, и... что-то она говорила, что-то она говорила потом моей жене... как бы, там, что к ней приставали, и как-то она, в общем, смогла как-то от этого, всё-таки, отбояриться. Ну, это всё... вот... такая тяжесть, которая со многими людьми происходила в то время. И мы приехали в Куйбышев в 1844 году. Это, видимо, было какое-то начало... уже тёплое время было, потому что, по воспоминаниям, мама всегда рассказывала, что она сшила себе из мешка платье, и в этом платье, значит, приехала в Куйбышев с детьми. Папа прошёл мимо нас. Он нас просто не узнал. Он не узнал её — она весила 40 с чем-то килограммов...
П.Алешковский:
— Боже мой!
Б.Трофимов:
— А мы — выросли.Понимаешь? И он просто прошёл мимо. Вот, это была такая семейная история возврата из эвакуации. Пискарёвы жили в Благовещенском переулке, в доме, который потом папа мне часто показывал, когда мы мимо проходили — он недалеко от... А мама училась...
П.Алешковский:
— Недалеко от чего?
Б.Трофимов:
— От метро «Маяковская». Вот, Благовещенский переулок, который идёт... по-моему, он так сейчас и называется — это старое название. А дом — прямо, вот, сразу, как только повернул в переулок, прямо сразу такой 6-7 этажный дом такой. Папа как-то потом был в этом доме, когда его, видимо, переселяли, ремонтировали, что-то такое... заходил в эти квартиры пустые, там... как-то вспоминал потом об этом. А мама училась напротив, в Старопименовском переулке, в школе, которая сейчас сохранилась, и про неё есть такая замечательная фраза: «Пискарёва, Вы катитесь по наклонной плоскости!» Мама была немножко хулиганка такая всегда, рассказывала, как они, там, с девочками, значит...
П.Алешковский:
— А, она училась, наверное, в девчачьих классах — девочки и мальчики отдельно?
Б.Трофимов:
— Да. Да-да, отдельно. Равно, как и я, например, учился до 8-го класса...
П.Алешковский:
— Только с мальчиками?
Б.Трофимов:
— Да, только мальчики. 40 мальчиков. Из них четверо — отличники, остальные все — стоят на ушах и делают невооб... вообще...
П.Алешковский:
— Ну, и Вы в какой части?
Б.Трофимов:
— А?
П.Алешковский:
— В какой части были Вы?
Б.Трофимов:
— А, это 59-я школа, бывшая...
П.Алешковский:
— Вы стояли на ушах или были отличником?
Б.Трофимов:
— Нет, я имею в виду, в смысле... свободного отношения... понимаешь, там... Четверо, я говорю, таких, которым науки были интересны, а остальные все были...
П.Алешковский:
— Так, я спрашиваю: Вы были в числе четверых или остальных?
Б.Трофимов:
— Я был в худшей группе.
П.Алешковский:
— Понятно. В остальной.
Б.Трофимов:
— Да, в остальной. Нет, я учился, как раз, довольно... у меня были любимые предметы, какие-нибудь, там — черчение, понимаешь, там... геометрию я очень любил. Физику, химию — это пока были опыты, а когда начались формулы — это мне уже не нравилось. Вот. Математику и алгебру — вообще, всякие сочинения писать...
П.Алешковский:
— Как не любил, так и не люблю!
Б.Трофимов:
— Да, да-да! Это было всё сложно очень, и это мне было просто не интересно. Мне была интересна жизнь, понимаешь?
П.Алешковский:
— Понятно...
Б.Трофимов:
— Я в школе был, при этом, видный человек такой, потому что мы занимались оформлением школы, всех вечеров. Я занимался тогда спортом — гимнастикой. Потом, я занимался в кружке — радиокружке, тогда это было очень модно, такое увлечение. Мы делали детекторные приёмники, мы работали операторами такими на соревнованиях радистов.
П.Алешковский:
— «Морзе» учили?
Б.Трофимов:
— Нет, не «морзе». Это уже были, такие, позывные... это такие были соревнования, когда у тебя есть радиостанция, которая работает в диапазоне УКВ, и ты связываешься с другими радиостанциями. Связался — записал время в журнале. Если там и там есть запись, то эта связь, значит, установлена. Значит, она фактически существовала, и это очко школе. Плюс к этому, пока ты там работаешь оператором, в свободное время ты — наблюдателем. У тебя есть маленький детекторный приёмничек, который ты сам собрал, буквально, там, на одной лампе, и ты следишь за вот этими контактами, и их тоже записываешь в журнал, и это тоже считается... такая...
П.Алешковский:
— Подтверждением.
Б.Трофимов:
— Да, это такая была вот... Мы этим занимались с удовольствием, у нас был очень замечательный, в этом смысле, педагог, который вот этот вёл радиокружок, да, вот это всё паял, да — такой был удивительный человек. Он был...
П.Алешковский:
— Но вы же сами паяли тоже, наверное?
Б.Трофимов:
— Мы сами паяли, да. Мы сами...
П.Алешковский:
— А где доставались все эти запчасти?
Б.Трофимов:
— Как ни странно, были магазины какие-то, где все вот эти сопротивления, всё это продавалось.
П.Алешковский:
— Ну, сейчас тоже есть такие...
Б.Трофимов:
— Ну да, вот...
П.Алешковский:
— Это я помню хорошо, кстати, и на рынках ещё продавали.
Б.Трофимов:
— Да, были такие магазинчики, и были такие, как всегда, рынки — когда, там, раз в неделю все приходили, и там можно было найти что угодно.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
П.Алешковский:
— Это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня сегодня известный и замечательный дизайнер и художник книги Борис Трофимов. Хорошо, вот паяли вы, значит, эти приёмники. Но, это было не запрещено?
Б.Трофимов:
— Нет!
П.Алешковский:
— Но, ведь, можно же было с заграницей общаться? По УКВ?
Б.Трофимов:
— Нет, там ничего не было, ничего не слышно было. На этих диапазонах ничего не работало. В то время они были пустые просто, и ничего там нельзя было... Чуть позже, потом, я собирал приёмники, на которых там можно было что-то поймать, такие, двухламповые уже, но...
П.Алешковский:
— А чем одноламповые от двухлампового отличаются?
Б.Трофимов:
— Ну, посильнее, и диапазон там... какие-то есть там... более широкие какие-то возможности у меня возникали, да. Даже продавались такие конструкторы. Я помню, что мне — там, где-то, в 7-м классе я был, по-моему — папа купил такой конструктор, как раз, можно было собрать двухламповый приёмник. Там эти лампочки были, панели все, всё надо было паять, складывать, собирать — и такой приёмничек... Потом можно было другую конфигурацию собрать. У меня даже есть маленькая вырезка из газеты «Правда» — не помню, какой это год уже был — где мы, вчетвером, стоим с нашим педагогом, значит, такая маленькая фотография...
П.Алешковский:
— Победители!
Б.Трофимов:
— Ну, не то, что победители, но участники. Участники вот этого соревнования. Школа была 59-я — это бывшая Медведевская гимназия, в Староконюшенном переулке. Старое здание, большой Актовый зал — я его очень хорошо знаю, потому что он с огромным потолком, и 2 люстры там были, и, в какой-то момент я их превращал в 2 полушария Земного шара. Делал такую штуку, на какой-то лестнице болтался, всё прикреплял там. А по углам были двуглавые орлы — лепнина. Сейчас там какая-то хоровая капелла — мальчиков, по-моему. И в 8-м классе только нас соединили с женской школой.
П.Алешковский:
— И как это было?
Б.Трофимов:
— Как это было?
П.Алешковский:
— Как это ожидалось? И как это было? И как вы — нормально, сходу...?
Б.Трофимов:
— Как ни странно, в начале нам это не понравилось, понимаешь? Мы были против этого: «Фу! Девчонки...» — вообще. Потому что забавы мальчиков были жёсткие и, в общем, разнообразные.
П.Алешковский:
— Ну, например?
Б.Трофимов:
— Ну, я не знаю... там... во дворе играли во все игры. В «слона», например. Ты помнишь, что такое «слон», нет?
П.Алешковский:
— Нет. Я помню, что прыгали через человека.
Б.Трофимов:
— «Слон» — это один вставал к стене, наклонялся, упирался руками в стену. Второй — разбегался, прыгал на него, сверху. Третий — разбегался, прыгал сверху. И вот, сколько там народу...
П.Алешковский:
— Сколько выдержит...
Б.Трофимов:
— Да... и вот, такая «куча-мала», которая стоит уже, там... как-то висит, и так далее, и так далее — сколько, что, там... это... Вот такие были игры.
П.Алешковский:
— А в «шиши» играли? В «пристенок»?
Б.Трофимов:
— В «расшибец» играли, да. В «пристеночку» играли. Играли в «поигрулю» в такую...
П.Алешковский:
— А это что такое?
Б.Трофимов:
— Ну, такое... как бы, такая... ну, можно было из комка бумаги сделать, ну, и ногами её, значит, подкидывать её...
П.Алешковский:
— А-а... «Чеканить»?
Б.Трофимов:
— Да, «чеканить», да, да, да... Можно было из... такие тряпочки делали, сшивали так... Вообще, было много очень рукоделия всякого, и это было такое забавное время, когда всё надо было что-то вот — добыть, сделать вот, понимаешь? Ничего же не было, просто — вообще ничего же не было. Там, какой-нибудь...
П.Алешковский:
— А что было?
Б.Трофимов:
— По-моему, ничего не было. Но, при этом, всё можно было...
П.Алешковский:
— Что было на себе? Что — было?
Б.Трофимов:
— На себе было? Ну, что было... Все ходили в таких куртках... кофтах... нет, сейчас скажу... значит, это были такие: верх, такая «кокетка» — один цвет, низ — другой цвет. Тёмно-синий — например, там, какой-нибудь серый, чёрный — и серый наверху.
П.Алешковский:
— Это был 1955 год?
Б.Трофимов:
— Да, это были 50-е годы, и это такие, вот, у всех... ходили в таких... это всё шили сами мамы, понимаешь, в основном. Строчили... или кто-то из соседей. Ну, или...
П.Алешковский:
— То есть, у мамы была машинка дома, да?
Б.Трофимов:
— Да. Машинка «Зингер», до сих пор существует у нас, и шьёт до сих пор отлично совершенно. Приходил наладчик, который налаживал её, смазывал любовно — я сидел, смотрел, придыхая, как он это делает, понимаешь? И сейчас я эту машинку знаю досконально. Я знаю, как её восстановить, знаю, как её можно починить и так далее. Но она не ломается. Но её надо смазывать, и тогда она как часы работает просто. Вот...
П.Алешковский:
— И, главное, она пробивает здорово. Она берёт очень такой мощный... но сейчас, правда, есть, какие хочешь...
Б.Трофимов:
— Да, да, да, да, да! Она шьёт, что угодно. Я шил детям дублёнки на ней, понимаешь? Какие-то перешивал... Вот. Нельзя не сказать ещё одну такую... про сестру, которая училась... Мы жили вначале на улице... переулок Фурманова, я вот учился рядом в школе 59-й, да. А через некоторое время там была 1-комнатная квартира, и соседка была у нас. Это был дом писателей. Под нами, по-моему, жил Каверин, кто-то ещё, и какие-то дипломатические... дипломаты жили в этом доме, всегда очень одеты... вот, я чувствовал, понимаешь... вот их сразу было видно — они были в другой одежде. По-другому выглядели женщины.
П.Алешковский:
— Это даже я помню!
Б.Трофимов:
— Совершенно по-другому. Я просто... ну, как бы... они сражали. Когда я их виделвыходящими из дома, понимаешь...
П.Алешковский:
— Но они и держались по-другому. У них взгляд был другой — у иностранца был другой взгляд. Иностранец из толпы виден был сразу.
Б.Трофимов:
— Да, да-да... И, когда мы переехали в 2-х-комнатную квартиру в Средний Кисловский — это не очень далеко, через Арбат пройти, если через площадь перейти — то я остался в этой школе, я не стал переводиться в другую, мне эта нравилась, я любил эту школу. Хотя, вот я говорю, занимался... Нет, первые 4 класса — более-менее ничего, причём Наталья Ильинична Кондратьева — я помню до сих пор эту учительницу — она была награждена орденом Ленина у нас. И, когда я уже был в армии, я получил посылку от своей первой учительницы. Она сказала детям: «Наш, один из выпускников, сейчас служит в армии. Давайте, завтра вы принесёте по одной конфетке — и мы в коробочку всё сложим и пришлём». И мне пришла коробка, полная разных конфет.
П.Алешковский:
— Потрясающе!
Б.Трофимов:
— Я был просто... в каком-то... в шоке, понимаешь? Что она это отследила, помнит и... вот такая была учительница. А потом было сложнее, потом... до этого, всё-таки, легче как-то давались все науки, а потом пошла алгебра всякая, всё вот это вот... сочинения и прочие вещи сложные, и уже стало сложнее держаться на уровне. Поэтому я был, такой, отстающий, но вот... но участвующий во всех мероприятиях школьных. И нельзя не сказать про сестру, которая... соответственно, мы переехали в Средний Кисловский — там рядом была школа, я не помню номер этой школы, сейчас это угол Воздвиженки и Большого Кисловского переулка. Это небольшое было здание. В этой школе учились — рядом улица Грановского, теперешний Романовский переулок — там учились все дети Политбюро. Поэтому, школа была, такая, особенная. Оля была отличницей всегда, примерной девочкой, за что я её не уважал, но всё равно любил. Потому что...
П.Алешковский:
— Потому что сестра!
Б.Трофимов:
— Потому что, её мне все ставили всегда в пример: «Почему Оля — да, а ты, вот, такой...» Там была смешная история. В какой-то момент сказали: «Если ты не плохо кончишь школу, мы купим мужской велосипед. А если ты кончишь плохо школу, то мы купим женский велосипед. Потому что Оля заслуживает женского велосипеда». Купили женский велосипед, как ты понимаешь. А Оля на нём не ездила, ездил я на нём. Но там была сетка такая, понимаешь... позор просто... сзади...
П.Алешковский:
— Да, да, да... чтобы юбка не попадала.
Б.Трофимов:
— Я эту сетку извёл. Я его... знаешь, там... закрутил руль ему, как-то так, по-спортивному. В общем, я из него делал всё время мужской велосипед. И, когда на нём ездил на даче, то всё время его позиционировал как, такой, настоящий мужской предмет, понимаешь, а не... Вот. Так вот, в этой школе... Значит, 1953 год, умер Сталин, и сестра рассказывает, значит: она, как отличница, должна стоять около бюста Сталина в Почётном Карауле. Для этого ей заплетают в косы чёрные и красные ленты, и она стоит в позе отдающей салют, значит, около этого бюста. Замерев, понимаешь?
П.Алешковский:
— Пост номер один.
Б.Трофимов:
— Да. Вот такая история. А я в этот момент, поскольку все дворы были для меня просто известны, и абсолютно, как бы, эти... то я там через все проходные дворы, через... под машинами под этими долез до улицы Горького, где вот сейчас стоит Макдональдс, напротив Телеграфа — Макдональдс на горке, там горка такая... с этой горки смотрел эту процессию. Плакал. Почему я плакал? Вот, до сих пор я вспоминаю. Все плакали вокруг.
П.Алешковский:
— А папа с моим приятелем, когда хоронили Сталина, продрались через все вот эти кордоны, и попали в Консерваторию и хоронили Прокофьева, который был для них, вообще — герой их. Вот. И там было человек 40, это известно, вообще. А Прокофьев ведь поклялся, что... и, как бы... молил о том, чтобы умереть хоть на день позже Сталина. Вот так ровно и произошло.
Б.Трофимов:
— Ну, да.
П.Алешковский:
— Их хоронили в один день, и понятно, что в Консерватории не было никого. Потому, что все были на Трубной, и попали в эту давку знаменитую.
Б.Трофимов:
— Да. И вот ещё одно, очень важное такое воспоминание, о маме... Часть жизни проходила в очередях тогда.
П.Алешковский:
— Понятно!
Б.Трофимов:
— Мама выстаивала эти очереди и, соответственно, приносила оттуда рассказы, что, например, там, на Украине ( Летом, под Киевом... в Коростышев мы ездили, там... ну, в разные места мы ездили, каждое лето мы уезжали на Украину ) — там всё: есть масло, фрукты, помидоры, дыни, арбузы — всё вообще — курицы, что угодно — всё есть. Нету только сахара и хлеба. Сахар и хлеб — собирался, копился к лету, и мы тащили вот это всё, значит, на Украину.
П.Алешковский:
— Туда.
Б.Трофимов:
— Туда ехали, да, на всё лето.
П.Алешковский:
— А оказывалось, что там всё есть.
Б.Трофимов:
— Опасно было, чтобы тебя не поставили на весы. Чтобы вдруг на вокзале не заметили, что это тебе... как-то многовато у тебя — и на весах взвесили твою поклажу. Тогда были бы неприятности, понимаешь, какие-то...
П.Алешковский:
— А что, нельзя было?
Б.Трофимов:
— Нельзя! Нельзя, да! И за этим за всем следили невероятно. Но, как-то, мы, так вот, проскальзывали, и уезжали туда. Папа приезжал в конце и нас забирал уже. И это было, конечно... это 3 месяца, когда ты босиком, в одних трусах, никакой майки, никакой рубашки — там 2 дождя. Спал я на улице, где-то под яблонями, или на сеновале. Я не жил в доме, я не ходил в дом, я не помню домов. Я собирал ездил сено, я был в кузницах, понимаешь, я ездил с хозяином...
П.Алешковский:
— Это рай! Детский рай...
Б.Трофимов:
— ... босиком, по этой горячей пыли, на лошадях на... Ну, в общем, всё, что можно получить от жизни, там в этот момент происходило.
П.Алешковский:
— К сожалению, время нашей передачи истекло, и следует только попрощаться. Закончили мы очень оптимистично. Но детство всегда оптимистично...
Б.Трофимов:
— Да.
П.Алешковский:
— ... и радостно. А жизнь — она всяко-разная.
Б.Трофимов:
— Да.
П.Алешковский:
— Вот. Большое спасибо Борису Трофимову за то, что пришли к нам в гости. Спасибо!
Б.Трофимов:
— Спасибо!
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема