"Свечи в храме". Светлый вечер с прот. Вячеславом Перевезенцевым (24.09.2018)

* Поделиться

Для чего ставят свечи в храме? Какую свечу выбрать в церковной лавке и с какой молитвой следует её поставить? Когда неофит делает первые шаги в храме, у него появляется много вопросов, ответы на которые могут оказаться очень важными и для тех, кто ходит в храм уже давно.

В этом выпуске Александр Ананьев задает свои "вопросы неофита" протоиерею Вячеславу Перевезенцеву.

Для того, кто делает первые шаги, самые простые вещи в начале любого пути могут стать серьёзной проблемой. Это касается всего, чем бы мы ни занимались: живописи, спорта, науки или вождения автомобиля. Начало пути не только увлекает и дарит эйфорию, но и рождает много вопросов. Я крестился недавно, буквально "года не прошло", и на каждом шагу сталкиваюсь с тем, чего не понимаю. А спросить...
 
Во-первых, надо набраться смелости, чтобы спросить. Во-вторых, надо сформулировать вопрос. В-третьих, надо найти, кому задавать этот вопрос и выждать подходящую ситуацию. "Светлый вечер" - это отличный шанс задать эти вопросы и получить ответы. Я уверен в том, что эти ответы могут оказаться полезными и интересными не мне одному. Меня зовут Александр Ананьев, на мои вопросы согласился ответить протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово Московской области. 
А. Ананьев: Трудно бывает отвечать на "детские" вопросы?
Прот. Вячеслав Перевезенцев: Мне часто приходится отвечать на вопросы тех, кто делает первые шаги. Это действительно непросто. Но для меня важно то, что и я сам совсем недавно, буквально полжизни назад, был в похожей ситуации. Я сам точно так же искал эти ответы, кого-то теребил, листал книги, что-то для себя открывал и проходил этот непростой путь к новому миру. Я не забыл то состояние, из которого вы меня будете вопрошать. Мне всегда радостно отвечать на вопросы, которые связаны с моим личным опытом, с тем, что я пережил, осмыслил и пропустил через себя.
В чём смысл свечей?
Отмечу, я не самый большой специалист в этом вопросе. Всё, что касается жизни Церкви, особенно богослужебной жизни Церкви, неслучайно и имеет свой глубокий метафизический смысл. Вот как можно утверждать, что икона - это просто некое напоминание о каком-то лице или каком-то священном событии? Есть ведь целое богословие иконы! Оно удивительно глубокое и раскрытое. Ему посвящены целые замечательные книги отца Павла Флоренского, Леонида Успенского, других авторов. Это же касается всего остального: пения в Храме, каждения в Храме, света.
Мне вспоминается одна книга Алексея Фёдоровича Лосева из его цикла по античности, где он подробно рассуждает о чрезвычайной важности каждой детали. Как он возмущался, когда в двадцатых годах в некоторых храмах вместо лампад начали появляться электрические светильники! "Как это возможно! - возмущался он, - Да в эти храмы больше нельзя ходить, ибо это осквернение храма! Какое электричество?! Огонь должен быть живой!" И мне его переживания тогда казались странными: "Ну какая разница? Лампочка горит или свет?" Разница есть.
Церковь стремится избегать имитации, искусственности. Тебе наверняка приходилось слышать: "В Церкви не должно быть искусственных цветов". Хотя, казалось бы, красиво ведь! Какие сейчас удивительные делают искусственные цветы! Но мы их в Церкви не увидим. Цветы должны быть живые.
Или подлинные иконы - они ведь тоже пишутся натуральными красками, изготовленными из камней. Это живая стихия, подлинная природа. Думаю, это очень важный момент: любая "пластмассовость", "искусственность" - это неизбежно утрата чего-то важного. В Церкви должно быть всё подлинное.
Огонь, свеча - это, конечно же, символ не исключительно христианский. Религиозная традиция знает это с самых первобытно-общинных начал. Религия всегда проявлялась в огне. С чем это связано? Я здесь могу фантазировать и заранее прошу прощения у тех, кто лучше меня в этом разбирается, может дополнить или в чём-то со мной не согласиться. Я поделюсь своим ощущением.
Какова этимология самого слова "религия"? Оно происходит от латинского глагола "religare", которое в частности означает "восстановление разорванных связей". Религия - это то, что связывает нас с Богом, землю - с небом, творение - с Творцом, материальное - с духовным. Религия реализует эту связь через Веру. Я ещё раз прошу прощение за то, что, возможно, что-то придумываю, но мне в слове "Вера" слышится "вервь", "верёвка". То, что соединяет. И огонь, который начинается на земле, сжигает плоть нашего мира, и она поднимается к небу.
Мы недавно с супругой сидели на берегу озера у нас в Черноголовке. Было настолько хорошо, такая прекрасная осень в этом году, и супруга произнесла: "Почему человек может бесконечно долго смотреть на огонь и воду?" Я не знаю ответа на этот вопрос. Но, размышляя об этом, я прихожу вот к какой мысли. Вода - это источник жизни. В каком-то смысле это символ жизни. Ведь без воды нельзя, мы сами состоим из воды - это какая-то тайна! И огонь, который стремится к небу, воспринимается человеком как связь с небом, связь творения с Творцом; как напоминание о том, что что-то материальное должно сгореть, чтобы достичь неба.
Отсюда, как мне кажется, и появился образ огня. Отнюдь не христианский образ, он встречается во всех религиозных традициях. И, конечно же, в нашей христианской традиции огонь, - огонь в лампадах, огонь свечей, - это наша жертва, образ нашего "материального", своего, что мы отдаём; что этим огнём переплавляется и уходит туда, к Богу. А вовсе не кусок воска или парафина, за которым ничего нет.
Разве бывают церковные свечи из парафина? 
Раньше были и из парафина. В те дни, когда я служил в Софрино, не делали натуральных свечей. Сейчас к этому возвращаются, слава Богу. Да и горит парафин сами знаете как... Да это не и важно - воск или парафин. Важно, почему ты поставил эту свечу? Что значит для тебя эта свеча? Является ли эта свеча выражением твоего желания соединиться с Богом, образом твоей Веры, твоей жертвы?
Вера не может быть без жертвы. Любовь не может быть без жертвы. Связь человека и Бога не может быть без жертвы. Бог протягивает нам руку с неба. Бог приходит к нам, и для него это жертва. По-другому Бог не может войти в этот мир, падший, оторванный от него, изуродованный нами, людьми, изуродованный нашими грехами. Он не может войти в этот мир без жертвы. Но и мы не можем приподняться над этим миром, устремиться к Богу без жертвы. Свеча - это образ нашей жертвы.
Для человека верующего, но не очень воцерковлённого, смысл Веры часто сужается до смысла фразы: "Сходить в Церковь, свечку поставить..." Причём, идут туда не всегда, а когда крепко "прижмёт".
То, что ты называешь "не очень воцерковлённые", на самом деле значит "ещё не христиане". Не будучи христианами, они переступают порог христианского Храма, где всё за этим порогом подчинено совершенно определённой логике, подчинено главному, где всё неслучайно, где каждая деталь важна. Это совершенно уникальный мир, таинственный, мир, где всё осмысленно. Но они ещё этого не знают - в том-то и сложность! "Вы куда пришли? - спросим мы, а они ответят: "Мы к Богу пришли!". И переступают порог христианского Храма, но это не делает их христианами. Они остаются язычниками.
Что нужно язычнику? 
Вспоминается мне одна история. Мы однажды возвращались из похода. Ехали вдоль Байкала и вдруг увидели - стоит на берегу дерево, всё сплошь какими-то верёвочками увешанное. Водитель остановился и дальше не едет.
- Дорогой, - говорим, - Мы почему остановились? Нам ехать надо!
- А нельзя! - отвечает водитель и указывает на дерево, - Это Бурхан, это его дерево, и ему надо что-нибудь принести!
- Что ему надо принести?
- Надо ему самое дорогое принести. Лучше всего сто граммов водки вылить. Водки нет - сигарет можно оставить. Ну а если ни водки, ни сигарет нет - печенья какого-нибудь положите, и вот тогда только я дальше поеду!
Ни водки, ни сигарет у нас, конечно же, не было. Я объяснил ему, кто мы такие, и почему мы никак не можем это сделать, хотя печенье-то у нас было! Он, скрепя сердце, положил сам что-то - и только тогда мы поехали. По дороге разговорились, и водитель рассказал, что он крещённый, православный. "Но я не могу проехать, - говорил он, - Бурхан накажет!"
Так что же нужно язычнику? Ему нужно что-то получить для себя! Неважно, что это будет: может, у него зуб болит или он хочет врага победить, может, ему нужно выгодно что-то продать или чтобы урожай хороший уродился. Он хочет что-то получить!
Он очень неглупый человек, он понимает, что в этом мире не всё зависит от него. Если он хочет победить в битве - ему нужны и сила, и опыт, и крепкие доспехи, и острый меч. И всё же есть ещё что-то такое, что не зависит от доспехов; есть что-то такое, что не зависит от быстроты полёта стрелы. Если ты сажаешь хлеб - тут тоже не всё зависит от твоего труда. Тут тоже есть что-то такое, что от тебя не зависит.
- Как это? - думает человек, - Откуда это? От неба? От богов? Мы не знаем, кто они, что им надо. Может быть, их надо как-то задобрить? Попросить? А что нужно? Цыплёнка зарезать? Печенюшку положить? Чем-то пожертвовать... Тогда я сделаю что-то, что, как мне кажется, нужно некоему неведомому "богу", и получу то, что нужно мне от него...
Вот с этими настроениями человек входит в Храм. Цыплёнка, вроде, тут не зарезать, и печеньку некуда положить... Но есть свечи! И свечи становятся для него этой печенькой: "Вот поставлю я свечу и получу то, что мне нужно!" Если остаться на этом уровне, на этой ступени - это будет печально. Потому что этот мир, в который мы пришли, храм, порог которого мы переступили, будет для нас совершенно закрыт.
Одно дело, когда кто-то кладёт печенье "Юбилейное" у основания какого-то дерева, и другое дело - когда он это же самое делает в Храме, где совершается бескровная жертва, где сам Господь даёт нам себя в дар, и мы можем получить жизнь вечную как подарок, где мы можем очистить свою душу, истомлённую, изуродованную грехами.
А он просто про это не знает. У него зуб болит, или начальник злой, а ему повышения хочется... Вот в чём трагедия. Наша задача - встретить этого человека и помочь ему понять, что здесь можно встретиться с чем-то намного большим, чем может хотеть этот язычник.
Почему изображение свечи в интернете стало символом скорби?
Вот что важно понимать. Наша жизнь, жизнь людей, так устроена, что мы в принципе не можем без тех или иных ритуалов и символов. Само слово "символ" - "symbolon" по-гречески, - означало вполне конкретную вещь. Это была дощечка, которая разламывалась пополам, когда люди уходили в далёкое путешествие. Одна половинка оставалась у одного человека, другая - у другого. Встретившись много лет спустя, они могли узнать друг друга, соединив эти две дощечки.
"Символ" - это соединение двух частей в одно целое. В этом смысле сам человек - существо очень символичное: в нас есть телесное начало и духовное начало. Духовное выражается в нас через телесное, а телесное - через духовное, они связаны. И любой символ доносит до нас то, что за этим символом стоит.
За знаком Креста стоит жертва Христа, его любовь. Неслучайно же на карете скорой помощи изображён крест, символ этой любви. Может быть, многие даже не знают исконного значения и смысла - но он есть. За любым символом скрывается своё содержание. И понятно, почему появляется изображение свечи как символа сострадания, когда случилась какая-то беда с нашими близкими или людьми, которых мы даже не знали.
Однако, для человека верующего естественно это делать через Молитву. Ибо у Бога все живы, но это не потому, что у нас Бог такой, который никого не потеряет, кого Он привёл в этот мир. Но они ещё и живы, потому что мы о них помним. Когда мы поём в церкви "Вечная память" - это не напоминание Богу, чтобы Он не забыл. Бог не забудет. Усопший в его памяти и в его любви. И если он этот мир покидает, он из памяти Бог не вычёркивается.
Это напоминание нам. Мы не должны забывать. Наша память проявляется в нашей молитве. О тех, о ком мы скорбим, кого мы вспоминаем. Эта свеча - это жертва нашей любви в данном случае, нашей памяти. Мы помним, мы зажигаем в память о людях трагически погибших или безвременно ушедших или завершивших свой земной путь, мы зажигаем свечу как образ нашей памяти.
Поэтому изображения, которые вы встречаете в интернете - это совершенно нормальный устоявшийся образ. И, мне кажется, это хорошо, он всем понятен: "Мы скорбим". Ты можешь присоединиться к этой скорби, поставить "крестик" - "Я тоже". Это совершенно нормально. В нашей жизни много таких ритуалов и символов. Когда мы друг с другом здороваемся - мы снимаем шляпу, пожимаем друг другу руки. Казалось бы, зачем? Потому что через это мы хотим передать наше отношение.
В Храме продаются разные свечи. Какую выбрать?
Сложный вопрос в том смысле, что я на него не знаю ответ. У меня такого опыта не было, я в таких ситуациях никогда не терялся. Мне кажется, некий ассортимент связан с очень простой вещью: в храм приходят разные люди, с разным уровнем жизни, с разным достатком. У кого-то, может быть, нет возможности поставить даже две свечи, не то что свечу побольше. Поэтому и должны быть очень дешёвые свечи. Во многих храмах вообще не указана стоимость свечи - можно положить любую монетку и взять любую свечу. Или, допустим, у человека радость большая, и ему хочется Бога отблагодарить, как он это представляет, "на всю катушку". Или у него какой-то очень важный вопрос. Уж простите, мне тут вспоминается Чичиков: помнишь, он обещал, если дело у него выгорит, поставить Богу пудовую свечу? Но у Чичикова мотивы были, как вы понимаете, языческие, какие-то странноватые.
Если же говорить серьёзно, свеча - это образ нашей жертвы. В данном случае она выражается вполне конкретно - она стоит каких-то денег. Так в нашем мире устроено. Храм нуждается в нашей денежной помощи - его нужно содержать, у него есть какие-то задачи, и мы жертвуем свои деньги на храм. Надо понимать, что свечи этих денег не стоят. Ни двадцати рублей, ни тем более двухсот. Свеча стоит много дешевле. Указанная цена - это лишь условная сумма, которую мы можем пожертвовать на храм.
Иной раз человек покупает несколько свечей, потому что он хочет поставить свечи разным святым. Или он хочет поставить свечи на канон за упокой и кому-то ещё, например, к празднику, к любимой своей иконе, или к нескольким своим иконам. У всех по-разному. Главное - это то, что у нас есть удивительная возможность чем-то послужить Церкви. Пожертвовать что-то на церковную жизнь, на содержание храма, на содержание священника, который служит, на церковные проекты. У всех эта возможность разная - для кого-то это тысяча рублей, для кого-то - десять тысяч, для кого-то сто рублей.
Я понимаю, что на каком-то этапе вопросы типа "какую свечу выбрать" занимают нашу голову, но надо этот этап пройти и много сил и времени на эти размышления тратить не стоит. Надо просто понимать, что мы, христиане, несём ответственность за этот храм. Мы должны участвовать в жизни храма, и главным образом - в богослужебной, молитвенной жизни.
Это не священник там что-то делает в алтаре, а мы пришли просто посмотреть, чтобы потом как-то поучаствовать в плодах его деятельности. Нет. Не священник - а мы все пришли. Это наша Ли-тур-ги-я! С греческого это слово переводится как "Общее дело", а по-латински оно будет звучать как "Республика".
А что такое "Общее дело"? У греков в полисах были своеобразные субботники, в которых могли принимали участие только граждане. А гражданами были не все жители города - лишь те, у которых были права и обязанности. И вот среди прав, - не обязанностей! - было право участия в Литургии. Ты мог придти и вместе с другими гражданами возвести храм или городскую стену, построить корабль или насадить парк. И участвовать в этом могли только граждане. Если ты не гражданин, - если ты прибыл из другого города или являешься рабом, - ты не мог участвовать в Литургии.
И вот все собрались, строят площадь - а тебя нет! "А где Патрокл? Он что-то не пришёл! Может, он болен?" - "Нет!" - "Ладно, может, на следующую Литургию придёт..." Так вот если Патрокл не пришёл на одну Литургию, на другую, третью - ему скажут: "Дорогой! Ты теперь не гражданин! Потому что ты отказываешься от своего права вместе с нами делать Общее Дело!"
Если христианин не участвует в Литургии: "А мне не нужно!.." Дорогой мой, это совсем про другое! Если тебе что-то нужно - ты пришёл к батюшке и говоришь: "Батюшка, давайте отслужим молебен, потому что у меня кто-то заболел, или мне предстоит долгая дорога".
Литургия - это не то, что тебе может быть "нужно". Это твоя уникальная возможность как члена Церкви участвовать в общем деле, благодарить Бога за то, что Он ради нас делал и делает. За Его любовь и жертву. И готовить свою душу к тому, чтобы в неё мог войти Бог. Об этом мы должны думать.
Так что свечи - это всего лишь то, что предваряет Литургию. Мы не с пустыми руками должны приходить. Иногда задают вопрос "А вот когда надо свечи ставить?" Надо ставить свечи до начала Службы. Придти за пять минут, лучше за полчаса, взять эти свечи, подойти к иконе своего святого, поставить, помолиться о своём - и всё. Когда начинается Литургия - мы должны все эти свои житейские помышления отложить. И мы должны быть в этой службе со всеми братьями и сёстрами, со священником. Мы должны готовить себя к этой встречи со Христом. А свечи наши горят и напоминают о том, как мы любим Бога.
Некоторые считают, что если свеча не догорит - наша просьба к Богу не будет исполнена. 
Это не просто суеверие - это богохульство. Молитва - это наша просьба к Богу. Даже в общении друг с другом мы не можем заставить простого человека выполнить нашу просьбу. Если это просьба, конечно, а не шантаж, манипуляции и прочее насилие. Просьба предполагает, что от нас не зависит, будет ли наша просьба исполнена - это зависит от того, кого мы просим, как мы просим, когда, каким образом. И если уж это справедливо в отношении людей, тем более это справедливо в отношении Бога - где человек, а где Бог!
Не случайно в церковной традиции есть такое понимание, которое восходит к Евангельскому образу: Господь когда молился, он просил: "Да будет воля Твоя, а не моя!" Любая наша молитва, даже если мы не произносим этих слов, подразумевает это: "Господи, да будет воля Твоя, а не моя!" Поэтому догорит ли наша свеча, зажжётся ли она вообще - это не имеет никакого значения. Если бы всё было связано с нашей свечой - это была бы манипуляция и шантаж. К Христианству это не имеет никакого отношения.
Заходя в Храм, где правильнее поставить свечу?
Навигация в данном случае может быть очень разная. Это зависит от человека, и в разные дни она может быть разная. Может быть, ты переступил порог Храма в день большого праздника, и тебя переполняет радость. Тебе хочется как-то поучаствовать в этой радости. В этом случае в центре храма на аналое лежит икона этого праздника, и тебе захочется помолиться, поблагодарить Бога за этот праздник, за это чудо, которое было нам явлено, вошло в твою жизнь - тогда ты идёшь в центр.
Если же для тебя лично сегодня какая-то дата, какая-то годовщина, если кто-то из близких у тебя в этот день умер - ты ставишь свечу на канон.
Если у тебя есть желание помолиться своему Святому, или какому-нибудь другому Святому, которого ты почему-то вспомнил в эти дни... Всё может быть очень по-разному.
Здесь вот что важно. Я вспомнил одну беседу митрополита Антония Сурожского, который был православным епископом на западе, в Великобритании, и много общался с людьми инославными, католиками. Многие приходили к нему в Храм и отмечали: "Какая у вас свобода!" Если ты был на католическом богослужении, ты знаешь, как они все вместе встают, садятся, открывают псалтырь на определённом месте, все вместе поют, закрывают, встают на колени... А у нас зайдёшь в Храм - один пошёл туда, другой сюда, третий на коленях стоит, четвёртый не стоит - то есть этой регламентации нету! В этом, мне кажется, правда заключается некая особенность Православия, чувство внутренней личностной свободы. Должно быть главное - понимание зачем ты пришёл, куда ты пришёл.
Мне вспоминаются ещё слова Блаженного Августина, сказанные им совсем по другому поводу, но они прозвучат уместно в контексте нашей беседы: "В главном мы должны быть едины, в спорном - свободны, и во всём у нас должна быть любовь!" Главное у нас, конечно, Господь, Христос, Бог. Мы пришли для того, чтобы воздать Ему хвалу, принести благодарность, своё покаяние, о чём-то попросить. Он на первом месте. Здесь мы все едины. Когда же началась Литургия - вот здесь мы все вместе, тут и правда есть моменты, когда мы вместе встаём на колени, когда мы осеняем себя крестным знамением... А в "спорном" одни могут подойти к одной иконе, другие - к другой. А "во всём любовь" - так то мы не должны рыскать глазами по сторонам и смотреть, кто что "не то" делает или "не так", и не допускать в себе мыслей осуждения.
Так что здесь - твоё творчество. Ты вправе поступать так, как тебе заблагорассудится, никто не станет за тобой следить - куда ты пойдёшь, кому ты поставишь свечи, и вообще поставишь ты их или нет. Может быть, ты сегодня и не будешь свечи ставить, а просто пожертвуешь деньги для храма. Или, может быть, нет у тебя сегодня денег вовсе: "Что ж это я, даже в Храм не войду?" - ну сегодня ты вот так! Зайди, помолись.
Есть ли особая молитва, с которой надо ставить свечу?
Верно, свечу надо ставить с молитвой, потому что свеча не должна быть отделима от молитвы. Потому что если свеча поставлена, а человек думает в этот момент о чём-то другом, не обращается в этот момент к Богу - ну это какая-то странная история. Молитва может быть самая простая, даже своими словами. Тебе хочется что-то попросить, и ты не найдешь этой просьбы в молитвослове, потому что это твоя личная просьба. Может быть, ты о чём-то тревожишься, о ком-то беспокоишься, может быть, кто-то там у тебя заболел, или у кого-то там экзамен, или тебя мучает какое-то искушение, и ты никак не можешь с ним справиться: "Господи, да помоги мне, чтобы эта зараза от меня отстала! Я уже не могу, я уже устал всё время в эту грязь лицом..." - пусть это будет твоими собственными словами, не надо этого бояться. Не надо думать о том, какую бы каноническую молитву найти, молитва - это наше живое общение с Богом.
Но иногда это может быть какая-то каноническая молитва - заупокойная, например. Или иной раз бывает хорошо, когда в московских храмах перед той или иной иконой висят молитвы, обращённые к этой иконе или к этому Святому. Это может быть тропарь или просто молитва. Можно подойти и просто прочитать. А, может быть, мы что-то знаем наизусть - Кресту молитву или Божьей Матери. И опять же мы здесь свободны, здесь наше творчество. Главное, чтобы это была молитва, которая исходит из нашего сердца. Она должна быть внимательной, сосредоточенной. Мы в этот момент должны быть с Богом. Это - самое главное. И свеча есть внешнее проявление нашей молитвы, нашего богообщения.
Необходимо ли дома во время молитвы зажигать свечи?
Необходимости нет. Иногда нет возможности. Но, я думаю, многие со мной согласятся, что если возможность такая есть, если мы правда можем, как сказано в Евангелии, "зайти в клеть свою и затворить дверь", чтобы остаться вдвоём с Богом наедине, при этом притушить свет, возжечь свечу перед иконами или затеплить лампаду - сами эти образы помогут нам сосредоточиться, настроиться на должный лад, отрешиться от земного и суетного. Свеча не сможет это сделать за нас, но она сможет помочь нам в этом.
Если мы прибежали, запыхавшись, в комнате телевизор кричит, и дети по нам скачут - трудно будет молиться. Хотя, есть те, кто и в такой ситуации могут молиться, но это великие подвижники. Но как правило, человеку нужно помочь, создать атмосферу, в которой он мог бы быть в тишине, когда он сосредоточен и у него есть силы. Часто ведь мы берёмся молиться, когда мы и стоять-то еле стоим. Не надо доводить себя до такого состояния. Найдите время, когда вы физически ещё способны. Нету сил - присядьте! Лучше, как говорил Святитель московский Филарет, сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. Присядьте, зажгите свечу, может быть, просто побудьте в тишине, не начинайте сразу тараторить.
Прислушайтесь к себе, послушайте эту тишину, послушайте Бога, который может что-то сказать. Но Он может сказать только тогда, когда мы замолкнем. Если мы говорим - Он не может ничего говорить. Если ты говоришь, я буду молчать. Но как только ты замолкаешь, и при этом слушаешь - тогда и Бог может сказать тебе что-то очень важное. Как Он это скажет - мы не знаем. Но Он скажет, и мы уйдём с ощущением, что Бог нас благословил, мы к Нему прикоснулись. Так что свеча или лампада могут помочь нам почувствовать себя в атмосфере присутствия.
Другие программы
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

ПроСтранствия
ПроСтранствия
Православные храмы в Гонгконге и Антарктиде. Пасха в Японии и в Лапландии. Это и множество других удивительных мест планеты представлены глазами православного путешественника в совместном проекте Радио ВЕРА и журнала «Православный паломник».

Также рекомендуем