Москва - 100,9 FM

«Св. Анна Кашинская и Николаевский Клобуков монастырь». Игумения Варвара (Иванова), Анна Малова

* Поделиться
Благоверная Анна Кашинская

У нас в гостях были игумения Николаевского Клобукова женского монастыря Варвара (Иванова) и заведующая Кашинским краеведческим музеем Анна Малова.

Мы говорили об истории города Кашин, о почитании святой благоверной великой княгини Анны Кашинской, а также о Николаевском Клобуковом монастыре.


А. Пичугин 

– Здравствуйте, дорогие слушатели. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать в нашей студии. «Светлый вечер» на светлом радио. С удовольствием представляю наших гостей, сразу скажу, что сегодня пятница, 11 октября, а на днях, 15-го числа, во вторник, Церковь будет отмечать память Анны Кашинской, очень интересной русской святой, о которой в том числе мы сегодня будем говорить. С удовольствием представляю наших гостей – это игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря в Кашине. Здравствуйте. 

Игумения Варвара 

– Здравствуйте. 

А. Пичугин 

– Анна Малова, заведующая Кашинским краеведческим музеем. Здравствуйте, добрый вечер. 

А. Малова 

– Добрый вечер. 

А. Пичугин 

– Сразу мне интересно, почему монастырь Клобуков – такое необычное название. Оно вроде как-то, с одной стороны, довлеет к монашескому клобуку, но скорее всего не в этом... 

Игумения Варвара 

– Да, скорее всего. Вы очень точно попали. Клобуко́в или Кло́буков – название идет от клобука, который упал с головы святителя Иоанна Новгородского, когда он пролетал из Новгорода в Иерусалим на бесе, над нашим монастырем – такое существует предание. И когда нашли клобук, рядом стоял Никольский храм, решили основать Николаевский Клобуков монастырь. То есть наш монастырь основан на месте падения клобука святителя Иоанна Новгородского. 

А. Пичугин 

– Вот какая интересная история. И город Кашин, Анна Кашинская. Город Кашин. Давайте сразу наших слушателей, которые могут себе не представлять – мы вещаем в очень многих городах России, достаточно далеко от центральной ее части в том числе. И сразу скажу, что город Кашин – это Тверская область, неподалеку граница с Ярославской областью. По-моему, даже кафедра Тверского архиерея звучит как Тверская и Кашинская, соответственно это второй епархиальной город в Тверской области, в Тверской митрополии. Давайте про его историю поговорим, прежде чем мы перейдем к Анне Кашинской, про сам город Кашин. Потому что я был там, по-моему, даже неоднократно, и очень люблю вообще ту часть Центральной части России. Очень милый, хороший, такой добрый, уютный город. Но про его историю мы мало что знаем. Мы – слушатели и ведущие радио «Вера». Поэтому, пожалуйста, я думаю, что кто, Анна Петровна Малова, вы, наверное, лучше всех расскажете про историю города Кашина.  

А. Малова 

– В летописях Кашин впервые упоминается в 1238 году, он был уже разорен во времена Батыева нашествия. Остается загадкой, когда и как появился Кашин. Но он расположен на реке Кашинке, которая образует почти замкнутую петлю, как бы в форме сердца, и она уже была естественной защитой города, поэтому с самых древних времен здесь жили люди. И он, в общем-то, находился недалеко от границы нескольких княжеств, за него боролись князья и ростовский, и московский, и тверской. Еще одно упоминание города, уже более достоверное, это 1287 год, когда под стенами его простояли войска нескольких князей, и так они и не смогли отвоевать Кашин у Твери. 

А. Пичугин 

– Ну это как раз был поход против Михаила Тверского.  

А. Малова 

– Да. Есть такая версия, что Кашин принадлежал сначала Ростову, и в качестве приданого княжны Анны он перешел к Твери, когда она стала супругой Тверского князя Михаила Ярославича. Но ряд историков уже доказали, что все-таки это неверно, он уже был тверским городом. Но вот окончательно эти распри, пожалуй, они прекратились после того, когда она действительно вот стала Тверской княгиней. Может быть, это было дипломатический расчет мудрой княгини Ксении, которая выбирала супругу для своего сына Михаила.  

А. Пичугин 

– А какие-то археологические свидетельства есть ранние о существовании города и вообще о населении того времени? 

А. Малова 

– Археологические изыскания у нас проводились сравнительно небольшие, на ограниченных участках. Но те что были, уже свидетельствуют о том, что в XIII веке здесь было довольно развитое городское поселение. Да, уже Кашин был вторым городом Тверского княжества в начале XIV века. Во многих документах, договорных грамотах именно Кашин упоминается наряду с Тверью. 

А. Пичугин 

– А сколько от Твери до Кашина ну вот сейчас, по дорогам?  

А. Малова 

– 165 километров, то есть примерно за два часа можно от Твери доехать. Ну от Москвы чуть дальше.  

А. Пичугин 

– Ну примерно, то есть такой треугольник получается, если мы сейчас посмотрим на современную карту: от Москвы до Твери условно 170 километров, плюс минус, да, от Твери до Кашина тоже около 170, и от Кашина до Москвы ну где-то тоже примерно так же. Равносторонний треугольник. И Кашин, к сожалению, вот сейчас, я так понимаю, что туристов не так много приезжает. Кашин официально не входит в систему городов Золотого кольца или входит? 

А. Малова 

– Не входит. Но многие говорят, что он достоин этого. 

А. Пичугин 

– Безусловно, достоин. Я его помню хорошо. Просто вопрос в том, что когда приезжаешь, понимаешь, что какие-то памятники, которые там при должном внимании могли бы поддерживаться в лучшем состоянии, а к сожалению... Ну хотя, с другой стороны, вот замечательный город Золотого кольца, который входит в эту систему, Юрьев-Польской или Юрьев-Польский, там тоже очень большие сложности. Но хотя это наша общая, Центральной России, беда, с финансированием даже вот таких городов. Хотя ну Кашин один из самых красивых малых городов Центральной России, это точно совершенно. Еще, я насколько понимаю, Кашин славен своими водами. Расскажите про воды. 

А. Малова 

– Кашинские целебные источники известны с самых давних времен, к ним приходили люди и заметили их целебные свойства. И даже у нас вот в музее есть рукопись, где записана старообрядческая легенда о том, что таким образом Господь благословил слезы преподобной княгини Анны, что они, падая, превращалась в целебные источники. Их пытались изучать, приезжали из Петербург доктора, составляли брошюры. Но только к концу XIX века удалось организовать лечение. В 1884 году на средства города был нанят доктор Алексеевский, вот под его наблюдением уже стали приезжать, из Петербурга прежде всего, люди, принимали и ванны, и воду пили под наблюдением врача. И первый сезон только летом проходил. Ну и постепенно развивались минеральные воды, сейчас это санаторий «Кашин». В общем, в Центральной России серьезная бальнеологическая здравница. 

А. Пичугин 

– Когда лучше всего, на ваш взгляд, в Кашин приезжать и как лучше всего до Кашина добираться из Москвы? 

А. Малова 

– Обычно из Москвы добираются на автобусах, теперь это Ховрино, вокзал «Северные ворота». 

А. Пичугин 

– Да, теперь, кстати, в ту сторону, да, из Ховрино ездит автобус. 

А. Малова 

– Можно и поездом через Савелово, с пересадкой, правда. К нам сейчас много людей стали приезжать просто семьями на машинах. Садятся, приезжают на один день, на два. 

А. Пичугин 

– На машине удобнее всего, кажется, по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, до поворота на Сергиев Посад, через Сергиев Посад по указателю на Углич, но только на Углич в Калязине по пути обязательно посмотрите красивую колокольню, которая при затоплении, образовании водохранилища – ну все знают, по-моему, в России все видели эти картинки с затопленной колокольней. И там дальше от Калязина Кашин совсем недалеко, очень удобно по прямой добраться. 

А. Малова 

– 25 километров, да. 

А. Пичугин 

– Всего лишь. И от Волги 25 километров, получается.  

А. Малова 

– Многие приезжают сразу Калязин, Кашин и туристические группы, и в общем-то, и святыми наши города объединены. Калязинский монастырь был основан преподобным Макарием, который пришел из Кашинского Клобукова монастыря.  

А. Пичугин 

– А Кашинский Клобуков монастырь был мужским сначала, матушка, да?  

Игумения Варвара 

– Да, мужским. 

А. Пичугин 

– А женским когда он стал? 

Игумения Варвара 

– Женским он стал в 2001 году. 

А. Пичугин 

– А, видимо, когда он был Церкви возвращен. 

Игумения Варвара 

– Нет, его вернули Церкви в 1994 году, и был открыт как мужской. И до 2001 года было восстановление, был наместник, настоятель архимандрит Сергий (Швырков). Но в 2001 году владыка Виктор решил преобразовать женский монастырь и назначил игумению Анну настоятельницей, с тех пор женский монастырь. 

А. Пичугин 

– А вы давно? 

Игумения Варвара 

– А я десять лет.  

А. Пичугин 

– Десять лет. А вы приехали в Кашин или вы из Кашина? 

Игумения Варвара 

– Нет, я не из Кашина. Я жила в монастыре, Вознесенском Оршином монастыре, села Орша Тверской области и в Свято-Екатерининском монастыре в городе Твери. Долгое время, с 93-го года я жила в монастыре. И вот в 2008 году, в конце, в декабре меня сначала Владыка назначил исполняющей обязанности настоятельницы, потому что матушка, первая настоятельница была еще жива, но очень тяжело болела, как помощницу. Я, конечно, надеялась, что матушка выздоровеет. Но через три месяца, к сожалению, матушка скончалась, и вот я уже стала второй настоятельницей. 

А. Пичугин 

– Давайте про историю монастыря поговорим. Как он был основан? Вот предание по падение клобука вы рассказали в начале программы. Но ведь история монастыря, она наверняка гораздо более обширная, тем более что она неразрывно должна быть связана с замечательной нашей, очень такой полной средневековой историей русских княжеств. Если монастырь был основан, если я не ошибаюсь, в XIV веке, то это уже излет, правда, излет, но все равно это феодальная раздробленность, она еще существует, у нас существуют различные княжества, достаточно самостоятельные. И вот появляется монастырь, который, как и любой монастырь, неразрывно связан с историей этих земель.  

Игумения Варвара 

– К сожалению, неизвестен точно год, когда был основан монастырь. Мы только знаем, что в 1420 году преподобный Макарий приходит в уже действующий Никольский Клобуков монастырь. Родился преподобный Макарий недалеко от Кашина, в Кашинском районе, сейчас это село Кожино, там даже сохранился еще храм. Но, конечно, он в аварийном состоянии находится, это наше подворье. Добраться туда очень трудно, только по воде, даже проще летом на лодке. Вот так вот пришел преподобный Макарий в наш монастырь, и до сих пор у нас хранится келья, которую он сам собственноручно построил. Но, конечно, не та келья, которую он построил, в советское время она была совершенно уничижена. Мы ее воссоздали по тем размерам, которые указаны в его житии. И сейчас келья эта находится в Макарьевской часовне, которая и была построена, чтобы защитить келью преподобного Макария. Хранилась она веками, и память о преподобном Макарии, она, в общем-то, и прославляла наш монастырь. И вообще-то даже когда меня назначали в этот монастырь и посылали как исполняющую обязанности настоятельницы, мне говорили: там келья Макария Калязинского стоит, – то есть это было самое такое главное, что в этом монастыре, святыня. 

А. Пичугин 

– А как она выглядит? Ведь это еще наверняка деревянные строения?  

Игумения Варвара 

– Да, как обычно деревянный домик, с дверкой и с небольшим оконцем. 

А. Пичугин 

– А как же она сохранилась через все эти даже последние десятилетия, когда очень тяжелая история и судьба монастыря была? 

Игумения Варвара 

– Нет, к сожалению, она не сохранилась, сохранилась только фотография. У нас, слава Богу, побывал в Кашине известный фотограф Сергей Прокудин-Горский, который зашел в наш монастырь и сфотографировал келью в 1903 году. 

А. Пичугин 

– Там много есть действительно. 

Игумения Варвара 

– По этой фотографии мы восстановили келью и по размерам, которые указаны в житии преподобного Макария. Как раз в 2009 году совершенно неожиданно для меня я стала участницей воссоздания этой кельи. К 100-летию второй канонизации, второго прославления Анны Кашинской, вот у нас в 2009 году и келья образовалась Макария Калязинского.  

А. Пичугин 

– Как жалко, что не та. 

Игумения Варвара 

– Жалко, конечно. Слава Богу, что фотографии осталась, и мы можем посмотреть, какая она была. 

А. Пичугин 

– Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря в Кашине. Анна Малова, заведующая Кашинским краеведческим музеем. Также напомню, что 15 октября день памяти святой Анны Кашинской, и мы о ней обязательно сегодня поговорим. Мне, знаете, что еще очень интересно: я когда к программе готовился, посмотрел адрес, написано: Тверская область, город Кашин, улица Смычка, дом 6, – адрес монастыря. Откуда такое название улицы? 

А. Малова 

– Улица Смычка берет свое название со времен нэпа, 20-х годов, советского времени, когда выдвигалась идея о смычке города и деревни. У нас вообще такие интересные названия сохранились, как Обновленный труд, Красных идей. 

А. Пичугин 

– Они много где сохранились. Про историю Кашина еще, кстати, давайте немного поговорим про нее. Потому что одно дело – средневековая история, а другое дело – уже новое время и новейшее. Каким Кашин становится, скажем, к XVIII веку, когда заканчиваются уже все основные войны? По крайней мере до XX века Кашину там, по-моему, ничего уже не угрожало совсем. И да и то, немцы туда не доходили, это не та часть Тверской области. Максимум что было, это бомбили, насколько я понимаю, Угличскую ГЭС, которая совсем недалеко находится. Ну, в общем, с какого времени Кашин становится тихим, спокойным, размеренным городом? 

А. Малова 

– Как прекратились княжеские усобицы. Правда, еще город сильно пострадал в Смутное время, практически полностью он был сожжен. В городе насчитывалось более шестидесяти храмов, и многие из них потом были восстановлены кашинскими плотниками. А их, между прочим, приглашали и в Москву на государево строительство, и каменщиков затем. В XVII веке в Кашине стали появляться каменные храмы, в основном в монастырях, они и сейчас стоят: вот и в Никольском монастыре Троицкий и Покровский храмы, и в Дмитровском, и в Сретенском. К сожалению, многие требуют серьезной реставрации. В монастыре, правда, вот как-то с этим дело обстоит лучше, там идут работы. Но каменное строительство у нас при Петре как-то притормозилось, все силы были брошены на Петербург. Ну вместе с тем, с появлением новой столицы Кашин стал развиваться более активно именно как торговый город, который снабжал Петербург хлебными и другими товарами. Кашинское купечество скупало крупные партии пшеницы в южных областях России и поставляло их. И часто как бы эти даже торговые операции, они были, то есть не захватывали сам город, но эти большие капиталы, они отражались, они вкладывались и в строительство храмов, монастырей. Было даже тринадцать монастырей в средние века. 

А. Пичугин 

– Прямо в самом городе? 

А. Малова 

– Да. 

А. Пичугин 

– Ничего себе. 

А. Малова 

– Ну вот во времена Екатерины II принят новый план регулярный, и многие деревянные храмы стали перестраивать на каменные, но... 

А. Пичугин 

– Какие-то монастыри, видимо, были упразднены в результате секуляризации. 

А. Малова 

– Да, в XVIII веке многие монастыри были упразднены, и осталось их три – по всем важным путям, которые входили из города. Ну вот у нас часто совмещать стали два храма в одном, чтобы сохранить все престолы. У нас несколько таких двухэтажных, двухпрестольных храмов. То есть их стало поменьше, но все равно очень много для небольшого города, с населением в восемь тысяч человек, в XIX веке насчитывалось 33 храма. Это вместе с тремя монастырями. То есть получалось, что в среднем две-три купеческие семьи содержали один храм. И даже был один такой момент в истории города, что все-таки нравы стали падать, и стали уезжать на заработки мужчины, уже не так охотно создавали семьи... 

А. Пичугин 

– Ну видите, тут сложно говорить о том, что нравы стали падать, потому что... 

А. Малова 

– Ну это современники пишут об этом да. 

А. Пичугин 

– Кормить семью-то все равно надо, тем более что времена меняются.  

А. Малова 

– Ну в общем, в храмы люди стали ходить меньше, и хотели часть из них сделать приписными, но кашинское купечество не позволило это.  

А. Пичугин 

– Они были готовы содержать и священника, и причт при каждом храме. 

А. Малова 

– Они внесли по несколько тысяч капитала в банки, с условием, чтобы проценты, на много лет вперед они обеспечили содержание причта. Действовали многие храмы у нас в Кашине, даже вот после революции долго действовали. Только в 1929 году были закрыты монастыри и стали разбирать храмы. 

А. Пичугин 

– А сколько храмов было до революции и сколько сохранилось к 88-му году, к Крещению Руси?  

А. Малова 

– У нас вот, как уже сказала, было 33 храма, то есть это 25 храмов... 

А. Пичугин 

– 33 – это до революции.  

А. Малова 

– Да, ну и несколько лет после революции. То есть три монастыря плюс 25 храмов, всего 33. А осталось вот к концу XX века половина из них. 

А. Пичугин 

– А остальные просто начисто уничтожены или какие-то из них сильно перестроены и все-таки в каком-то виде сохраняются? 

А. Малова 

– Есть которые полностью разобрали, есть которые были приспособлены. Даже вот под пожарную часть, под архив. Даже у нас дом культуры был устроен в Воскресенском соборе в 1975 году до 2009.  

А. Пичугин 

– А, Воскресенский собор, на горе который стоит, да? 

А. Малова 

– Да, самый наш большой и главный собор. Музей наш в храме находится. В 1932 году его перевели с оговоркой временно, но до сих пор, это вот как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. 

А. Пичугин 

– Как всегда, да. 

А. Малова 

– Вот в этом храме, кстати, интересное посвящение Входа Господня в Иерусалим, это главный въезд в город со стороны Москвы. И есть теория Геннадия Макеева о том, что Кашин застраивался как подобие Небесного Иерусалима – по кругу, по высоким берегам Кашинки можно насчитать 24 престола вокруг главного собора. 

А. Пичугин 

– А Геннадий Макеев, простите, это кто? 

А. Малова 

– Это академик архитектуры. И то есть сама местность подсказывала, ландшафт уже устроен таким образом, где поставить храм уже, то есть местность подсказывала: такая природная чаша у нас, как бы вот центр, в низине, вот в петле реки Кашинки и в то же время и вот в таком углублении находится. 

А. Пичугин 

– Очень красиво, кстати, река петляет так подковой в центре города, а по бокам вот со всех сторон на высоких там, где выше, где ниже, берегах. 

А. Малова 

– Еще считается, что Кашин стоит на семи холмах, как и Москва, третий Рим. Может быть, и больше даже можно насчитать у нас. 

А. Пичугин 

– Да, там постоянно всходили. 

А. Малова 

– Две речки и несколько ручьев впадают в Кашинку на территории города. 

А. Пичугин 

– А сейчас какие самые интересные проекты культурные у вас в городе существуют, в музее? 

А. Малова 

– Проекты у нас разные. Мы стараемся и туризм развивать, и паломнический туризм. Фестиваль частушки стали проводить. У нас был замечательный такой этнограф, местный уроженец, Василий Иванович Симаков, который много издал сборников по фольклору и собирал и записывал народные песни. 

А. Пичугин 

– А был какой-то отдельный кашинский фольклор? 

А. Малова 

– Ну у нас даже был и свой язык, у местных торговцев. Даже был такой учитель, Иван Тимофеевич Смирнов, который составил кашинский словарь. Он там собрал особенности кашинского говора, диалекты местные, и отдельный по торговцам язык, то есть ему посвятил словарь отдельный. Ну и, конечно, были какие-то местные свои и песни. Сейчас, к сожалению, это уже многое утрачено. Остается только как-то это все пытаться еще записать, то что осталось.  

А. Пичугин 

– У вашего монастыря есть сайт: http://klobukov.ru/ И здесь есть вся информация основная про монастырь. Такой хорошо сделанный сайт, здесь все очень удобно размещено. И, конечно, мы всегда, когда к нам приходят гости из разных совершенно мест, из монастырей, из фондов, которые занимаются каким-то очень важной работой по восстановлению, а тем более мы знаем, что в Центральной России, конечно, эта работа достаточно тяжело проходит, мы все прекрасно понимаем, мы всегда спрашиваем, какая помощь в первую очередь необходима монастырю. 

Игумения Варвара 

– Конечно, необходимо восстановить главный Троицкий собор, который находится в центре монастыря – это доминанта нашего монастыря, самый древний собор, как раз с приделом святителя Николая, как раз на том месте, где упал клобук Иоанна Новгородского. Колокольня совершенно разрушена, тоже неплохо бы ее восстановить. То есть все, что раньше тянуло взоры людей к небу, все разрушено и закруглено.  

А. Пичугин 

– А вот такая фотография есть, когда вы зайдете на сайт, вы увидите, дорогие слушатели, то что с правой стороны идут монастырские стены, здесь храм, колокольня, а слева при входе такая типичная для волжских городов многоярусная звонница классическая. 

Игумения Варвара 

– Да-да, это как раз та самая колокольня.  

А. Пичугин 

– Вот она разрушена, да? 

Игумения Варвара 

– Да, до основания разрушена. И, к сожалению, то что монастырь наш является федеральным памятником, и мы еще имеем надежду получать финансирование от Министерства культуры, но когда нет остатков памятника... 

А. Пичугин 

– А как надеяться? Вы пока надеетесь, что Министерство культуры как-то обратит на вас внимание, или оно периодически обращает? 

Игумения Варвара 

– Уже обратило, и один корпус уже восстановлен, частично некоторые элементы Алексеевского храма тоже восстановлены. Слава Богу, конечно, очень длительная была реставрация и, можно сказать, даже мучительная для всех. Потому что это бы здание совершенно руинированное, которое того и гляди рухнет. И поэтому нам очень радостно видеть его сейчас в очень красивом виде. Когда наши дети первые воскресной школы зашли туда на занятия, они сказали нам, кашинские дети счастливые: ой, тут как в сказке! Это такой терем получился.  

А. Пичугин 

– Ну что, очень приятно такая похвала звучит. Мы сейчас прервемся на минуту буквально, небольшой перерыв, потом продолжим. Сегодня говорим про город Кашин, про Кашинский Николаевский Клобуков монастырь. Про Анну Кашинскую обязательно сейчас поговорим, мы еще пока, кстати, не поговорили, но это отдельная совсем история, я хотел бы ее выделить. Игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского монастыря. Анна Малова, заведующая Кашинским краеведческим музеем в этой студии. Через минуту мы снова вернемся. 

А. Пичугин 

– Возвращаемся в студию светлого радио. Я напомню, что в гостях у нас сегодня игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского Клобукова женского монастыря в городе Кашин, Тверской области. Анна Малова заведующая Кашинским краеведческим музеем. Мы сегодня говорим про город Кашин, про Никольский монастырь. Про Анну Кашинскую обязательно сейчас поговорим, замечательную русскую святую. Сегодня 11-е число, пятница, 15-го, во вторник, будет день ее памяти, сразу после Покрова. Напомню, что 14-го, в понедельник, Покров, а 15-го день памяти Анны Кашинской. Давайте сейчас как раз про Анну Кашинскую. Потом вернемся и к городу, и к монастырю, я думаю, что время у нас останется. Итак, святая Анна Кашинская. Ее судьба не просто необычна, удивительна при жизни, но и даже с ее канонизацией, ее почитанием тоже не все так просто. Про нее, к сожалению, мне кажется, вне Кашина люди, которые в Кашин не приезжают или которые не столь давно интересуются христианством, могут не знать. У нее, еще раз повторю, такая необычная судьба. Кто расскажет про нее, дорогие гости? 

Игумения Варвара 

– Ну вы знаете, Алексей, как раз, когда меня спрашивают, из какого мы города, я говорю: Кашин, – мне сразу же большинство людей в ответ радостно вот как-то так откликаются... 

А. Пичугин 

– О, Анна Кашинская!  

Игумения Варвара 

– Да, а у вас Анна Кашинская. То есть я понимаю, что Кашин известен людям именно благодаря тому, что есть у нас святая Анна Кашинская. И очень радуюсь, что ее очень многие почитают.  

А. Пичугин 

– Видите, вот все как-то делится. Если вы говорите с православными людьми, у них сразу Анна Кашинская всплывает. Если вы говорите с людьми, которые, может, в Кашине никогда не были, но знают ваш знаменитый завод напитков, то для них Кашин это вот по аналогии с заводом. Кто-то знает Кашин как место, где бальнеологические курорты замечательные, и Кашинская вода тоже много где продается. То есть город, в общем, у него очень много таких вот достопримечательностей. Про Анну Кашинскую давайте все-таки поговорим. 

Игумения Варвара 

– Ну Анна Кашинская – это великая святая, мы ее воспринимаем как главу города даже, можно сказать. Потому что мощи, находящиеся в таком маленьком городе, они освящают весь город. И действительно значимость города, я считаю, это только благодаря нашей святой благоверной великой княгине Анне Кашинской, и мы ощущаем ее помощь на себе постоянно. Я просто хочу сказать о ней как о святой, и свои первые впечатления. Когда я только начинала быть настоятельницей и вникала в монастырские дела, незаконченные стройки, совершенно растерянная подошла к мощам Анны Кашинской, попросила ее помощи. И не успела я оглянуться, как в арке храма стояла наша знакомая, которая привела строителя, который сказал: ой, да я сейчас вам все объясню, это мы строили, я все там знаю. И так я с самого начала поняла, что Анна Кашинская поможет во всем. 

А. Пичугин 

– Ну про ее жизнь расскажите, очень интересно. Анна, да, пожалуйста. 

А. Малова 

– Точная дата рождения Анны неизвестна, приблизительно 1278 год. А в 1294 году дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, то есть она была из Ростова Великого, стала супругой Тверского князя Михаила Ярославича. Они впервые увидели друг друга в день свадьбы. В тверском Спасо-Преображенском соборе, который сейчас восстановлен, произошло их венчание. Множество бед, испытаний выпало на их долю – это и болезнь князя, и засуха, и пожар, когда они чуть не погибли, буквально выпрыгнули из окна. Но, пожалуй, самые серьезные испытания начались, когда к Михаилу Тверскому перешло великое Владимирское княжение. А Тверь тогда была очень сильным городом. И Михаил стал пытаться объединять русские земли. И он первый одержал победу над монголами, еще задолго до Куликовской битвы, в 1317 году у села Бартенева разбил монгольское войско, которые вместе с москвичами пришли на Тверь.  

А. Пичугин 

– Вот я, кстати, замечал, что очень интересно, Москва и Тверь, они такие в достаточной мере антагонисты в отношении вот, Михаил Тверской и Иван Калита, да, например. В Рязани Олег Рязанский – лучше про него во Владимире не упоминать, и соответственно в Рязани он считается героем. Смотрите, прошло уже 800 лет, мы все живем рядом друг с другом, расстояния между нашими городами там по 150–170 километров, что для России вообще ничто. Но вот там память о том, что москвичи пришли... Это здорово, мне кажется, что с одной стороны, это факт... 

А. Малова 

– Нет, ну это было, никуда от этого не денешься. 

А. Пичугин 

– С одной стороны, это здорово, с другой стороны, смотрите, как народная память вот так сохраняет все. 

А. Малова 

– И тогда в плену оказалась жена Московского князя Юрия, Агафья она была в крещении, она же сестра хана. И в Твери она находилась в хороших условиях, но вдруг ни с того ни с сего она умирает. И вот это обстоятельство было использовано для того, чтобы обвинить в этом Михаила, но это, конечно, все дело темное. Но, в общем-то, несмотря на то что Михаил был сильный князь и он, в принципе, мог дать отпор, если бы пришло карательное войско, но в этом случае он проявляет такое самопожертвование, сказав: лучше мне положить главу свою, да неповинные не погибнут. И он лично отправляется в ставку хана, где принимает мученическую смерть. И вот Анна благословляет его на это, понимая, что больше своего мужа не увидит. Она провожала его с детьми, у них было четыре сына, дочь скончалась во младенчестве. Потом ей пришлось оплакивать еще двух сыновей, которые тоже были убиты в Орде. По духовному завещанию Кашин достался младшему сыну Василию, но ему было несколько лет всего. Ну и его мать, княгиня Анна, Тверская тогда еще княгиня, она даже, можно сказать, правила Кашиным, пока Василий был еще совсем маленький. 

А. Пичугин 

– Но управляла дистанционно. Насколько я понимаю, ее непосредственное нахождение в Кашине – это только последние годы или даже год жизни.  

А. Малова 

– Ну в общем, да, хотя не исключено, что она бывала. 

А. Пичугин 

– Ну вполне возможно.  

А. Малова 

– Она приняла монашество, не сразу, как это часто бывало, как овдовевшая княгиня, потому что ей нужно было помочь сыновьям. Она даже скрывалась с внуками, с невестками, потому что много было таких карательных набегов на Тверь, в 1327 году Тверь была сильно разорена. Она приняла монашество с именем София в Твери. А вот в Кашин она действительно уже приезжает в последние годы жизни. 

А. Пичугин 

– А почему именно в Кашин? 

А. Малова 

– Ну даже вот как в источниках некоторых написано, в вотчину свою – то есть это был ее город. Ну есть сведения о том, что и сын ее просил сюда приехать. Кстати, когда умер уже правивший в Твери Константин, и Тверь достается младшему сыну Василию, и он должен быть из Кашина переехать в Тверь. Но на Тверское княжение стали претендовать его племянники, и он не стал с ними тягаться. Кашин еще оставался таким, можно сказать, спокойным местом. Возвращается сюда и просит и мать к нему приехать, что она и сделала. Здесь она приняла схиму с именем Анны. То есть ростовская княжна, Тверская великая княгиня, была прославлена как Анна Кашинская, потому что именно здесь были обретены ее мощи уже в XVII столетии, когда ее даже уже почти забыли. 

А. Пичугин 

– А как это произошло? Потому что Анна Кашинская, она умерла в 1368 году, после этого проходит 250 лет. Что было 250 лет назад у нас? 250 лет назад у нас был конец XVIII века, правильно, вторая половина. Это было так давно, что ну мы про это говорим, времена дворцовых переворотов, времена Пушкина еще впереди, еще впереди много всего в истории России – 250 лет назад. Здесь проходит 250 очень непростых лет для страны. И вот каким-то образом монахиня, жившая несколько веков назад, вдруг становится всепочитаемой святой. Как это вышло? 

А. Малова 

– Ну как я уже сказала, ее даже и забыли практически. Но вот события Смутного времени предшествовали прославлению преподобной Анны. В ее житии говорится о том, что было ее явление больному пономарю Герасиму. В Успенской церкви он служил, и там была вот могила Анны. А солдаты-ополченцы даже стали кидать шапки на ее гроб. И вот она когда явилась ему, сетовала, что она пренебрегома и преобижена, и в то же время что она защищает город. И он как-то вот молитвенно обратился к ней и вскоре получил исцеление. Зажег лампаду, люди стали приходить, записано восемь исцелений. И в Кашине находился боярин Стрешнев, который был близок царскому двору, и он посоветовал сообщить об этом в Москву, что и было сделано. Приезжала комиссия, свидетельствовали мощи, и на Соборе 1649 года было принято решение причислить Анну к лику святых. Тогда недавно начал царствовать Алексей Михайлович, для него был это очень хороший такой знак, что появилась новая святая. Он совершал паломнические поездки, он выехал лично с супругой с сестрами царевнами, несколько дней они из Москвы добирались до Кашина, на поклонение молитвеннице за Землю Русскую, как сказано в описании Прудникова. Там описывается, с какой пышностью провожала Москва царя на этот поход. И царь лично принимал участие в перенесении мощей из ветхой Успенской церкви в Воскресенский собор и выделил средства на строительство нового каменного Успенского храма, что и было сделано. Но не прошло и 30 лет, как случился раскол в Церкви, и вот так получилось, что Анна была вычеркнута из святцев. 

А. Пичугин 

– Там достаточно интересная история, почему так вышло. Ведь мощи ее были вскрыты, они оказались нетленными. Никто тогда, собственно, и внимания еще не обращал на то, что ее пальцы были сложены в двоеперстие. А когда у нас двоеперстие было признано еретическим, соответственно, уже вспомнили, уже обратили внимание, что у открытых мощей рука сложена в два перста, ну что в принципе для XIV века было вполне логично. И, таким образом, Анна Кашинская была деканонизирована. 

А. Малова 

– Да. Еще одной из причин было то, что ее житие было составлено видным деятелем старообрядчества Игнатием Соловецким, и вообще много старообрядцев приходило в Кашин. Ну такое вот было время, когда с этим была напряженная борьба, ситуация, поэтому, видимо, чтобы ну как-то не обострять это дело, вот пошли на это. 

А. Пичугин 

– Но в этом было мало, надо сказать, духовного, именно в таких проявлениях, это такая голая политика, которая, к сожалению, выплескивалась вот в такие, совершенно непонятные нам сейчас вещи. Хотя, ну как непонятные, ведь всякое происходит и сейчас тоже, поэтому... 

А. Малова 

– Ну да. И просто прошло много времени, были найдены несоответствия жития с летописями, и это стало официальным поводом. Была сделана оговорка, что ну, в общем-то, решили отложить вопрос на время, чтобы разобраться со всеми этими несоответствиями. И вот, например, храм Анны Кашинской переименовали в храм Всех Святых, точнее престол, и с тех пор в Кашине очень торжественно отмечался праздник Всех Святых. То есть кашинцы, они совершали очень торжественный крестный ход каждый раз, вот обходя все храмы. Особенно после избавления Кашина от холеры в 1648 году в Неделю Всех Святых, они, конечно, вспоминали и свою святую, и иконы ее никто, люди не выбрасывали. 

А. Пичугин 

– Вот я как раз хотел спросить. Все эти годы, ну сколько, 150 лет практически не было почитания, а в 1818 году при признании, вернее при учреждении единоверия почитание стало восстанавливаться. А подспудно в Кашине ее почитали все равно, да? 

А. Малова 

– Да. И икону ее носили. Хотя нельзя было совершать ей молебны, но совершались службы и панихиды. И подавались неоднократно прошения, то есть было несколько таких попыток. Но только вот к началу XX века сложилась такая ситуация, когда это стало возможно. Из Кашина была направлена депутация к императору, куда вошли многие почтенные граждане, представители дворянства, купечества. И было дано добро в 1908 году, задолго стали готовиться к этому событию в Кашине. И вот в июне 1909 года было официально восстановлено ее почитание. На самом деле такие были случаи... 

А. Пичугин 

– Но, видите, за сто лет до этого все-таки у единоверцев, которые все-таки составляли единую Церковь с обычными православными христианами, с новообрядными, имя Анны Кашинской уже в месяцесловы входило. То есть почитание такое, негласное, было восстановлено еще в начале XIX века. Только вопрос, который я что-то не прояснил нигде: мощи-то ее, которые были выставлены на всеобщее поклонение, после деканонизации были не просто закопаны, но еще и, насколько я понимаю, могила была замурована, и попытались скрыть вообще любые ее следы, чтобы не было почитания на месте. Про большевиков так рассказываем, что они так делали, а здесь, в общем-то, пожалуйста, вот XVII век. 

А. Малова 

– Ну там просто, насколько я помню, просто было опечатано. А так же все равно в храме стояли, рака с мощами стояла, просто ее потом перенесли на другое место. Известны такие случаи, когда почитаемых старообрядцами святых вычеркивали, потом снова вносили – это во Ржеве, например, так было. Но просто Анна Кашинская, она единственная святая торжественно прославленная, вот именно с участием представителей Царской Семьи.  

А. Пичугин 

– Причем дважды. 

А. Малова 

– Вот первый раз Алексей Михайлович с семьей приезжал, а в 1909 году...  

А. Пичугин 

– Николай II. 

А. Малова 

– Великая княгиня Елизавета Федоровна. А Николай II, может быть, и был приглашен, но, возможно, он не приехал, потому что был занят. А Елизавета Федоровна, как известно, привезла ему альбом с фотографиями города, которыми он любовался.  

А. Пичугин 

– Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря, Анна Малова, заведующая Кашинским краеведческим музеем. А в 30-е годы, соответственно, мощи были изъяты. А что в советское время было с почитанием? В Кашине был действующий храм, матушка? 

Игумения Варвара 

– Да, был. Еще оставался Вознесенский собор, когда вернули мощи, в 48-м году, в 30-м году мощи изъяли, да, и поместили в краеведческий музей. И что интересно, сохранилась фотография, где стояла рака с мощами, и люди имели возможность поклоняться и молиться. 

А. Пичугин 

– И поклонялись. 

Игумения Варвара 

– И поклонялись, да. Покупая билетик в музей. 

А. Малова 

– Не в запасниках прятали. 

А. Пичугин 

– Особенно, наверное, во время войны это было как-то актуально. Потому что многие на фронте, опять же самолеты летают. 

А. Малова 

– Да, есть статистика даже, что посещаемость музея во время войны увеличилась примерно в два с лишним раза, то есть люди специально приходили. И линия фронта была уже достаточно близко, в ста километрах. 

А. Пичугин 

– В ста километрах примерно, да. 

А. Малова 

– Даже уже пролетали фашистские самолеты, пытаясь разбомбить железную дорогу. 

А. Пичугин 

– Ну мы говорили, да, что они бомбили-то в первую очередь Угличскую ГЭС, которая радом была. 

А. Малова 

– Ну в общем-то здесь ничего не пострадало. 

А. Пичугин 

– А Анна Кашинская, интересно, что при этом в таких случаях, когда видят, что посещаемость музея, например, выросла, и это скорее всего связано с тем, что предмет религиозного поклонения там находится, люди ходят, как тогда говорили, люди ходят молиться у мощей, обычно в таком случае мощи изымали. 

Игумения Варвара 

– Да, а тут отдали. 

А. Пичугин 

– А тут отдали через какое-то время. 

А. Малова 

– Поэтому решили вернуть, чтобы не смущать. Но это было сделано очень тихо: зимним вечером поставили на подводу, перевезли в Вознесенский храм. Потом и он бы закрыт. Потом в храме Петра и Павла мощи находились, в Рождества Христова на горе. В общем, несколько раз она путешествует по всему городу. 

Игумения Варвара 

– Как бы с крестным ходом Анна Кашинская обходила город. 

А. Пичугин 

– А были храмы, которые вот непосредственно все время оставались действующими? 

Игумения Варвара 

– Нет.  

А. Малова 

– Ну вот а Петра и Павла? Он на ремонт, правда, закрывался. 

Игумения Варвара 

– На время, когда его закрыли на ремонт, мощи перенесли в Рождества Христова. 

А. Пичугин 

– Ну то есть соответственно таким образом все-таки они сохранялись в храме до того момента, пока церкви не начали возвращать. И сейчас они где? 

Игумения Варвара 

– Сейчас они в Воскресенском соборе. Это впервые за советский период – этим летом, 25 июня, по благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы, мощи были из Вознесенского собора перенесены в Воскресенский и остались до 15 октября в Воскресенском соборе. Теперь мы ожидаем праздника, когда мощи вернутся в Вознесенский собор. А дальше уже посмотрим, как там дальше будет. Сейчас мощи в Воскресенском соборе, где, в общем-то, они исторически и были. 

А. Малова 

– Я еще хотела добавить, что довольно поздно были вскрыты мощи преподобной Анны, только в 1930 году это было сделано, хотя кампания по всей стране проходила еще в 1919 году, когда мощи святых передавали в музеи. Но вот Кашин таким оставался городом, где даже власти долго не решались этого сделать. Только когда уже вот в 1929 году была расформирована Тверская губерния, Кашин перешел к Московской области, была прислана комиссия, которая устроила кампанию и по закрытию Воскресенского собора, по вскрытию мощей. Тогда проходил процесс о Кашинском прорыве, более восьмидесяти человек были приговорены к разным срокам. Это такая была показательная кампания, которая нанесла такой заметный урон по вот старым таким устоям, и после этого многое стало меняться в городе.  

А. Пичугин 

– Анне Кашинской, ну в том числе Анне Кашинской посвящено замечательное стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Она, конечно, была крещена в честь другой святой, но, видимо, как-то вот Анна и Анна, для нее это было важно. Стихотворение было написано в 22-м году, в Петербурге, в Петрограде. Дело в том, что, конечно, скорее всего Анна Андреевна ну как-то стихотворение соотносила с тем, что происходило тогда по всей стране. Но еще вот вся эта репрессивная в отношении Церкви святых машина не раскрутилась на полную мощность, но уже чувствовалась. 

Господеви поклонитеся 

Во святем дворе Его. 

Спит юродивый на паперти 

На него глядит звезда. 

И, крылом задетый ангельским, 

Колокол заговорил, 

Не набатным, грозным голосом, 

А прощаясь навсегда. 

И выходят из обители, 

Ризы древние отдав, 

Чудотворцы и святители, 

Опираясь на клюки. 

Серафим – в леса Саровские 

Стадо сельское пасти, 

Анна – в Кашин, уж не княжити, 

Лен колючий теребить. 

Провожает Богородица, 

Сына кутает в платок, 

Старой нищенкой оброненный 

У Господнего крыльца. 

Стихотворение, напомню, Анны Ахматовой, 22 год, Петербург, где упоминается Анна Кашинская. У нас совсем немного времени остается, буквально несколько минут, давайте еще их посвятим монастырю. Я как-то начал вас спрашивать, матушка, в какой помощи нуждается монастырь. Вы сказали, что, конечно, очень много реставрационных работ предстоит, они проводятся. И как можно непосредственно помочь, если кто-то из наших слушателей вдруг захочет? 

Игумения Варвара 

– У нас есть расчетный счет, который указан на сайте монастыря. Наверное, это удобнее всего. Ну или приехать даже можно, помочь. 

А. Пичугин 

– Можно просто приехать. 

Игумения Варвара 

– Очень требуются руки, потому что много участков, которые еще надо разгрести, вынести мусор, даже сломать некоторые сараи, освободить.  

А. Пичугин 

– Еще оставшиеся от советского времени. http://klobukov.ru/ – хороший сайт очень, там найдете всю информацию про монастырь, который находится в Кашине. В центре города? 

Игумения Варвара 

– Нет, на окраине города, где была старая Угличская дорога. 

А. Пичугин 

– Старая Угличская дорога. А, это та, которая проходит по противоположному берегу Волги от основной, нынешней.  

А. Малова 

– Я еще хотела добавить, что в Угличе известный очень святой, Паисиий Угличский, который основал Покровский монастырь, он не сохранился, он приходился племянником преподобному Макарию. И он приходил тоже в этот монастырь, и такая, в общем, связь духовная у нас и с Ярославской землей. И вот в Кашине еще родились такие известные святые тоже в XV веке, как Савва Вишерский, Ефрем Перекомский, они основали обители недалеко от Новгорода Великого, а начинали здесь, в Кашине. Даже, возможно, Ефрем Перекомский молился вместе с Макарием здесь, в монастыре, и потом уже на берегу Волги основали Троицкую Калязинскую обитель. 

А. Пичугин 

– Спасибо большое. Я вас, дорогие слушатели, всех призываю съездить в Кашин, в этот уютный, хороший, замечательный небольшой город в Тверской области. Если вы живете в Москве, это вообще сделать не очень сложно – 170, ну около 200 километров от Москвы, около 170 от Твери, недалеко от границы с Ярославской областью, совсем недалеко от Волги. Около 20 километров от Волги, причем в такой достаточно широкой ее части, находится город Кашин, откуда к нам сегодня приехали игумения Варвара (Иванова), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря, Анна Малова, заведующая Кашинским краеведческим музеем. Спасибо вам большое за этот разговор.  

Игумения Варвара 

– Вам спасибо. 

А. Пичугин 

– Напомню, что в следующий вторник, ну вот в ближайший вторник, 15-го числа будет день памяти святой Анны Кашинской, о которой мы сегодня также говорили, 14-го в понедельник Покров. Со всем этими наступающими праздниками вас поздравляем. Прощаемся, до новых встреч. Всего хорошего. До свидания. Спасибо. 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Частное мнение
Частное мнение
Разные люди, интересные точки зрения, соглашаться необязательно. Это — частное мнение — мысли наших авторов о жизни и обо всем, что нас окружает.
Семейный час
Семейный час
Программа «Семейный час» - это часовая беседа в студии с участием священника. В этой программе поднимаются духовные и нравственные темы, связанные с семейной жизнью, воспитанием детей и отношениями между поколениями. Программу ведут теле- и радиоведущие Александр Ананьев и Алла Митрофанова
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.
Тайны Библии
Тайны Библии
Христиане называют Библию Священным Писанием, подчеркивая тем самым вечное духовное значение Книги книг. А ученые считают Библию историческим документом, свидетельством эпохи и гидом в прошлое… Об археологических находках, научных фактах и описанных в Библии событиях рассказывает программа «Тайны Библии».

Также рекомендуем