Юное неофитство — время некоторой романтической окрылённости. Кажется, что в вере для тебя открылась целая вселенная, которая закрыта для других. Иногда кажется, что этот эмоциональный порыв приводит к тому, что ты своим пылом нарушаешь границы допустимого в отношениях с людьми. Но истинная причина тому — заносчивость и излишняя непримиримость.
Будучи подростком, я пришёл к вере и стал ревностным борцом с суевериями. Первое с чем я стал бороться была семейная традиция поминать на кладбище пшеном и конфетами. Помню приезжали мы на кладбище, прибирались, красили оградку. Бабушки вспоминали родственников. Разговаривали с ними:
— Вот, папа, колокольчики на твоей могилке выросли. Твои любимые цветочки. — обращалась к прадеду бабушка.
— Покосился у тебя, мама, памятничек — надо будет в следующий раз поправить.
После уборки принято было поминать — посыпать пшеном могилы, чтобы птички поклевали и оставлять конфетки. Я, тогда строптивый подросток, упёрся. Представлял себя, наверно, как первохристианский мученик, которого принуждают принести языческие жертвы.
— Это всё не церковные обычаи! Нельзя так поминать! — горячился я.
Бабушки пожимали плечами, возможно, ворчали, раздражались, но каждый оставался при своём мнении.
Сегодня, пожив в церкви десять лет, я усвоил одно правило — любовь требует тактичности. Любовь к Богу проявляется и в отношениях с людьми.
Невозможно донести даже самую лучшую и правильную мысль, если бестактно поступаешь с другими, без любви. Возможно, мои бабушки этот обычай видели от своих родителей, бабушек, дедушек. А я одним своим обличением хотел это перечеркнуть и потоптать. Такое поведение, естественно, раздражает и может настроить против веры.
А члены семьи — самые беззащитные перед нами люди.
Любое небрежное слово или дело может серьезно их ранить.
Поэтому мне хотелось бы пожелать тем, кто только пришёл к вере. открыл эту вселенную — делитесь чувством любви к Богу, но старайтесь и людей любить. Как минимум, будьте тактичными. Отвечайте в духе кротости и смирения. Тогда, благодаря вашему терпению и любви, эта Божья вселенная может открыться и для окружающих людей.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема