— Смотри, Андрей, какой роскошный портрет Александра Первого есть у нас в Тверской картинной галерее! Не знаешь, братец, как он оказался в нашем городе?
— Знаю, Аллочка. В твоей родной Твери проживала любимая сестра императора, великая княгиня Екатерина Павловна. В 1808 году она вышла замуж за немецкого принца Георга Ольденбургского. Александр Первый назначил зятя губернатором Твери. Георг устроил здесь резиденцию, по пышности не уступавшую царскому двору. Для этого дворца придворный живописец Степан Щукин и написал в 1809 году портрет государя.
— Очень эффектный! Мне так нравится военная форма на императоре. Мундир с красным воротником, широкая синяя лента перекинута через плечо. Это ведь знак какого-то ордена?
— Да, Андрея Первозванного. А вот и сам орден — серебряная восьмиконечная звезда. Тут же — видишь? — крест Георгия Победоносца четвёртой степени. И, обрати внимание — эполеты! Этот знак армейского отличия царь Александр Павлович ввёл в 1808 году. Перед нами — одно из первых изображений императора с золотыми наплечниками.
— Красиво!
— Пожалуй! Хотя в России поначалу восприняли это новшество неодобрительно.
— Почему?
— Потому что Александр перенял эту деталь военного костюма у французов. И в народе острили, что Наполеон теперь сидит у каждого русского офицера на плечах.
— Понятное дело — ведь до Отечественной войны оставалось всего три года. Наверное, многие предвидели, что вскоре предстоит сражаться за родную землю, и потому противились французским аксессуарам.
— Скорее всего. Хотя сам император надеялся, что Франция не нападёт на Россию. В 1807 году Александр Первый заключил с французами Тильзитский мирный договор. Кроме того, Наполеон сватался к великой княжне Екатерине Павловне, и Александр рассчитывал, что этот брак упрочит союз между странами. Но царевна ответила решительным отказом, поскольку любила Георга Ольденбургского.
— Андрей, а сколько лет Александру Первому на картине Щукина?
— Император родился в 1777-ом, значит, в 1809 году ему исполнилось тридцать два. А почему ты спросила?
— Потому что по портрету трудно определить возраст царя. С одной стороны, он представлен человеком зрелым. Но выражение лица при этом безмятежное, немного наивное — совсем юношеское.
— Я бы сказал, умилённое. Современники отмечали, что Александр Павлович выглядел моложе своих лет именно за счёт кроткого взгляда.
— Такой взгляд я замечала у верующих людей.
— Александр, безусловно, верил во Христа. И в противостоянии с Наполеоном он полагался на помощь Бога. Сохранились свидетельства, что когда французы бесчинствовали в захваченной Москве, император каждый день подолгу молился в своих покоях в Зимнем дворце.
— Надо же, сколько информации об Александре Первом хранит в себе портрет!
— Да, Степан Щукин — внимательный и правдивый портретист. В течение двадцати пяти лет он рисовал Александра Первого — и на всех изображениях есть не только приметы общественных событий, но и отражено внутреннее состояние венценосной модели.
— Хорошо, что один из этих говорящих портретов хранится у нас в Твери!
«Портрет императора Александра Первого кисти Степана Щукина можно увидеть в Тверской картинной галерее».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер